12 августа 2015Медиа
202

Капитан «Иностранца»

Ирина Лукьянова прощается с главным редактором газеты, которая была популярной в 90-е — и была бы невозможна сейчас

текст: Ирина Лукьянова
Detailed_picture© Игорь Стомахин

Ушел из жизни Илья Вайс — создатель, главный редактор и первый владелец газеты «Иностранец». Еженедельник, основанный в 1993 году и публиковавший материалы обо всем, «что может интересовать уезжающих из России в любую страну, на любой срок и с любой целью», был в 1990-е весьма популярным. В разное время с газетой сотрудничали Дмитрий Быков, Екатерина Истомина, Михаил Калишевский, Анна Качуровская, Светлана Кесоян, Мария Макеева, Валерия Новодворская, Игорь Стомахин, художники Никита Алексеев и Виктор Коваль и другие известные авторы. С середины нулевых издание полностью сменило формат и редакцию, фактически превратившись в информационный бюллетень.

Вчера умер Илья Вайс, создатель и редактор газеты «Иностранец». Того «Иностранца», который он делал, нет уже больше десяти лет — то есть он есть, но какой-то другой… Да, в общем, нет и той страны, в которой были возможны эта газета и этот главред.

Гугл даже не знает, как Илья выглядел, нет ни одного его портрета в сети. Когда-нибудь про «Иностранец» будет глава в «Истории российской журналистики», но я про Илью.

Но рассказать про Илью и не рассказывать про газету нельзя. Говорим — Ленин, подразумеваем — партия, говорим — партия, подразумеваем — Ленин. «Иностранец» был детищем Вайса, его любимым делом, его жизнью, в какой-то степени, да простят меня его родные, его семьей. Илья — маленький, круглый, бородатый — был в этой семье главой; здесь все было устроено по его убеждению, по его прихоти, иногда очаровательной, а иногда и самодурской. Самой прекрасной прихотью Вайса, которую помнят все, были бесплатные обеды: их по очереди готовили две поварихи и кормили всех всегда — включая гостей редакции и чего-то ожидающих курьеров. Вайс за обедом или рассказывал что-то сам, или слушал чьи-то байки; помню, как озадачил всех вопросом, чем следует закусывать коньяк. Кто-то сказал — лимоном. Нет, торжествующе ответил Вайс, никаких лимонов. Коньяк следует закусывать персиком и только персиком! Ну только если в грязной подворотне, из горла, со случайными людьми — только тогда — он выдержал паузу — тогда можно абрикосом.

Про Вайса трудно рассказывать в серьезном и торжественном жанре некролога. Он был смешлив и жизнелюбив, жаден до нового. Слушал внимательно, на авантюры соглашался охотно, самые странные темы одобрял легко и с удовольствием. Авантюр было страшное множество: те, кто работал в газете в девяностые, помнят, как в редакции поставили пивную стойку и разливали пиво на халяву. Я пришла в «Иностранец» уже в двухтысячном, когда баснословные времена процветания и халявного пива были позади, у редакции были тяжелые финансовые проблемы, а Илья постоянно реформировал газету. Вот теперь у нас будет отдел финансов, а теперь — про автомобили, и будет куча новых рекламодателей, и мы заживем!

Корреспонденты ездили по всему миру — тогда популярны были поездки по бартеру в обмен на рекламу, это нас всех и держало в редакции; один Вайс, кажется, никуда не ездил. Он сидел у себя в кабинете, и в руках у него были ниточки от всех отделов, всех стран, всего земного шара. Мир для «Иностранца» был маленький, познаваемый, понятный, уютный и очень возможный: эмигрировать в Японию? учиться в Чехии? съездить в Антарктиду? — вот тебе человек, он все расскажет. Кажется, Вайсу очень нравилось это ощущение мира без границ и барьеров — вернее, преодолимости всех барьеров. Все можно было перешагнуть, в любую культуру и среду вписаться, всему научиться, на все заработать. И маленький бородатый Вайс делал огромный сложный мир маленьким, обжитым и понятным; казалось, ничего невозможного вообще нет. Впрочем, иногда казалось, что он совсем утратил связь с реальностью и убежден в своем и нашем всемогуществе.

Были бесплатные обеды, которые по очереди готовили две поварихи и кормили всех всегда — включая гостей редакции и чего-то ожидающих курьеров.

Он был смешлив — я не могу вспомнить его злым и грозным, да и не вышло бы у него огромного гнева. Сердитого, серьезного, раздосадованного — помню. Улыбку до ушей помню и хитрые глаза помню — и это значило, что Вайс что-то задумал. Чтобы наорал и обидел кого-то — хотя наверняка орал и обижал — нет, не помню.

Во всем, что касалось работы, он был абсолютно серьезен. Планерки по вторникам были священны; горе опоздавшим и не подготовившимся. Правка в подписанной полосе — уголовное преступление. При всем внешнем раздолбайстве и хаосе, при острой нехватке еще одного «Макинтоша» для верстки, при вечных жалобах верстальщиц на бессовестных журналистов, из-за которых им в третий и пятый раз переверстывать и перевыводить полосу, — сам процесс сдачи еженедельника в печать был отлажен как часы. Вайс с суровым видом сновал по коридору и торжественно принимал подписанные полосы у себя в кабинете, негодовал, грозился ввести хронометраж верстки — редакция дружно отвечала требованием купить «Макинтош» и призвать к порядку верстальщицу — и все это была часть ритуала, неизменного и стремительного, как «Болеро» Равеля.

Сдавали в печать все всегда вовремя. Говорили «уф». Откуда-то появлялось вино, в отделе туризма — гитара. В пятницу, после сдачи номера, из редакции совершенно не хотелось уходить.

Больше всего «Иностранец» был похож на безумное чаепитие из «Алисы» — с заведенным порядком, со своим сюром, со странными персонажами. Когда мы жаловались Вайсу — на странного ли человека, который приходит, ни с кем не здороваясь, и часами сидит у нас в отделе, копаясь в старых подшивках и всем мешая, на городских ли сумасшедших, которые пишут нам глупости и присылают идиотские резюме, — Вайс хитро улыбался и говорил: это очень хорошо, что к нам тянутся городские сумасшедшие! Значит, у нас живое дело! Они всегда тянутся к живому. Хуже было бы, если бы их не было. Если в газету не пишут сумасшедшие — значит, это плохая газета.

Журналистика для Вайса была любовью и делом жизни; здесь он был принципиален и свиреп. Глумился над штампами, пресекал попытки самоцензуры: «Ты так напиши, чтобы на нас в суд подали», — сказал он мне один раз (о, благословенные времена!). Помню жаркий спор по поводу «Президента», написанного с большой буквы; Вайс категорически отказывался признавать это политическое насилие над русским языком, что бы там ни говорил «Справочник редактора». Помню, как он сказал кому-то (может, и мне) по поводу слишком мудреного текста: «Ты с кем сейчас говоришь? Ты представь себе, что ты это рассказываешь своему другу — умному человеку с высшим образованием в другой области, — и напиши это для него». За последние десять лет я много раз цитировала эту незатейливую мудрость то велеречивым журнальным авторам, то своим школьникам, впадающим в канцелярщину, — проверено: работает лучше, чем старательное и популярное объяснение азов практической стилистики.

Дипломированных журналистов в редакции, кажется, или совсем не было, или было очень немного. В этом смысле «Иностранец» был совершеннейший Ноев ковчег в постперестроечном потопе. Этнограф писал о туризме, историк о политике, театроведы об эмиграции, в отделе образования рядом со мной работали специалист по наведению ракетных установок и недавняя выпускница Бауманки. Вайс, говорят, по образованию был инженер; впрочем, у него был неоконченный журфак. До «Иностранца» работал в «МК», заведовал отделом в «Московских новостях» у Егора Яковлева, потом работал в «Коммерсанте». Для большинства из нас он оказался терпеливым, ненавязчивым учителем в профессии — и мы как-то быстро всему научились, включая архаичный процесс рисования полос и подсчета строк по модулям, ни в одной редакции потом мне не приходилось этого делать. И ни в одной редакции потом не было трудно: кто в «Иностранце» работал, тот в цирке не смеется.

Все можно было перешагнуть, в любую культуру и среду вписаться, всему научиться, на все заработать.

Цирк был невозможный: то мы сами платили за отключенный за неуплату интернет, то приносили из дома мониторы и компьютеры взамен сломавшихся — работали и приговаривали, что работаем за харчи. Но еда всегда была, и все куда-то ездили, привозили сумасшедшие истории и фотографии австралийских закатов и джунглей Амазонки. Рекламные менеджеры, как курочка по зернышку, тащили рекламу, ее было мало. Газета худела, отказывалась от цветной вкладки, но версталась.

В последний год моей работы Вайс тщательно избегал разговоров о зарплате. Я думаю, он руководил финансами издания по тому же принципу, который однажды сформулировал бывший глава Аджарии Абашидзе, будучи спрошен о бюджете республики: «Ну вот вы — отец большой семьи. Денег мало у вас, трудно — но сын женится, надо дать денег сыну? Надо. Другой сын заболел — надо дать ему денег? Надо».

Когда кто-то болел, Вайс вел себя по-отечески. Мою коллегу, которой стало плохо на работе, посадил в свою машину с шофером, позвонил знакомому врачу, отправил срочно к ней в больницу; врач позвонила потом, сказала: еще две минуты — и не спасли бы. Когда другая коллега попала в аварию — отправил ее лечиться в Германию и дал денег на лечение.

Я вспоминаю Вайса и вижу, как он лезет в карман, достает пару стодолларовых купюр и кому-то дает. И как на вопрос о зарплате рассказывает с сияющими глазами о новой реформе, которую он задумал, и сам в это верит. И никто уже не верит, но все кивают, вздыхают — и идут работать.

Совсем плохо стало где-то в 2003-м. Зарплаты не было по три месяца. Вайс стал похож на капитана корабля, который уже знает про айсберг и пробоину. Компьютеры продавали, потом и само помещение на Хорошевке ушло… Люди увольнялись, кто тихо и беззлобно, утратив всякую надежду получить зарплату, кто громко и с обидой. Вчера коллега мне сказала, когда мы узнали о смерти Ильи: «Его все любили и бесились сильно тоже, когда денег не платил. Но есть эта фраза у Шекспира, из “Гамлета”: “Он человек был — человек во всем; ему подобных мне уже не встретить”. Это очень про Вайса».

В сегодняшней жизни все это решительно непредставимо: не только эта странная работа без зарплаты, но с регулярными поездками по всему миру, но и вообще эта газета — порождение девяностых с их мечтой о прессе без цензуры и мире без границ. Спустя десять лет оказалось, что мы все по-прежнему дружим, ходим в гости, встречаемся, зовем друг друга на новые проекты — а Вайса вспоминаем исключительно с любовью.

Но связь с ним почти все потеряли. Он как будто куда-то пропал. Говорят, он потом тихо и скромно делал районную газету — капитан ушел в матросы. Пожалуй, он в самом деле был такой гриновский герой — из тех капитанов, которые не хотят возить гвозди, а любят возить чай и сандал, которые дрючат набранную команду, делая из береговых разгильдяев настоящих моряков, — и от которых не остается состояния и славы, а остаются байки и легенды.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20245121
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246670
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413230
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419693
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423759
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202429062
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429708