Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244871
Илья Красильщик
Юрий Сапрыкин
Екатерина Дементьева
Александр Горбачев
директор по продуктам «Афиши»
— Новые издания, если я правильно понимаю, заменяют раздел Daily на сайте Afisha.ru?
— Раздел Daily так и не превратился в полноценное издание. Подозреваю, что большинство тех, кто регулярно заходит на сайт «Афиши», даже не знают о его существовании. Для них это какие-то непонятные приложения к ресурсу, куда вообще-то ходят посмотреть расписание выставок или узнать, какие новые кафе в городе открылись. Мы решили, что надо это как-то разделить, переупаковать и внятно назвать. В итоге появились «Афиша-Город», которой руководит Екатерина Дементьева, музыкальный журнал «Афиша-Волна» с Александром Горбачевым, который при этом остается и главным редактором бумажной «Афиши», и издание о культуре «Афиша-Воздух» — им командует Юрий Сапрыкин, и скоро к нему присоединится Алексей Мунипов.
— С кем, по-вашему, новым изданиям предстоит конкурировать?
— У каждого своя конкурентная среда. У «Афиши-Города» она очень насыщенная, в Москве можно насчитать десяток интересных городских изданий и блогов. Культурных площадок гораздо меньше, в чем-то «Воздух» с «Кольтой» будет пересекаться, а в чем-то и с LAM. «Волне» проще всего — музыкальных журналов практически нет. Есть узкотематические, для любителей каких-то конкретных направлений, а вот популярного издания о разной актуальной музыке не существует, а мы как раз такое хотим делать.
— Почему именно эти направления — музыка, город, культура — вы решили выделить?
— У нас появились условия для запуска таких изданий. Нам интересны эти вещи. И нам кажется, что они будут интересны не только нам.
«Афиша-Город» — это некоторое возвращение к первоначальному замыслу «Афиши». Это журнал о городе. Есть Москва, и мы продолжаем наблюдать, как она меняется и куда движется. И при этом помогать людям этим городом пользоваться — им по-прежнему нужны ориентиры и практическая информация.
Мы разработали платформу, которая позволяет фантастически дешево запускать по новому изданию в месяц.
И есть культура — которая не ограничивается пределами города. Москва не является культурным центром мира, более того — культурным центром России тоже не является. Если еще лет десять назад могло казаться, что все главное происходит здесь, то теперь нет такого ощущения. В общем, нужен разговор о культурных событиях, который выходит за рамки городского издания.
«Афиша-Волна» — вообще отдельная история. Фактически она у нас давно существует — в виде раздела на Daily. Она уже давно совершенно полноценная и способная к самостоятельной жизни.
— Как вы себе представляете их аудитории? Это ведь уже не единый «читатель “Афиши”»?
— Я не очень люблю разговоры о четких параметрах аудитории. У «Афиши-Воздуха», по моему субъективному мнению, читатели будут постарше, чем у «Города», а у журнала про музыку — помоложе. В чем-то аудитории трех изданий, конечно, пересекаются, но в основном они, по моим ощущениям, настолько разные, что невозможно их было удерживать на одной площадке.
— Идея развести их по разным площадкам — ваша?
— Мы все к этому руку приложили — но, скажем так, это главная причина, почему я уволился с должности главного редактора «Афиши». Мы разработали платформу, которая позволяет фантастически дешево запускать по новому изданию в месяц.
— То есть «Афиша» будет развиваться исключительно в интернет-среде?
— Это не совсем ко мне вопрос, но я с трудом себе представляю еще какие-то бумажные запуски в «Афише». И не очень понимаю, зачем они нужны. В сети мы через месяц запустим библиотеку «Афиши», куда войдут все большие журнальные материалы — история русской поп-музыки, история русских медиа, тексты про эмиграцию, разговоры о России и так далее в том же духе: огромные журналистские истории, которые выходят у нас раз в две недели.
— И доступ к ним будет платным?
— Да.
— А какие новые интернет-издания в «Афише» планируются?
— Я точно знаю, какие три новых издания хотел бы сделать. Но пока не скажу.
главный редактор сайта «Афиша-Воздух»
Как ни странно, мне не хватает журнала «Афиша». Того журнала, который рассказывал о явлениях, в общем, очевидных и общезначимых, но старался смотреть на них под неожиданным углом. Сейчас, после долгой эволюции, бумажный журнал превратился практически в альманах, который каждый раз полностью посвящен какой-то отдельной теме. Информацию о более сиюминутных вещах, интересующих меня, приходится выуживать из разных, далеко не только русскоязычных источников. Из «Кольты», «Ъ-Weekеnd», отдела культуры The Guardian или, скажем, журнала The New Yorker — который не вполне журнал о культуре, но для меня расставляемые им акценты тоже почему-то важны. Есть другой момент. Кругозор «Афиши» образца 2000 года сейчас и для меня, и, подозреваю, для вас был бы уже узковат. Вещи, которые нас сейчас интересуют, совершенно не ограничиваются тем, что происходит в городе — и вообще в материальном, физическом пространстве. Мы живем не только в Москве или другом каком-то населенном пункте — не в меньшей степени мы живем в городах, куда мы периодически ездим, в сети, откуда мы не вылезаем, в Фейсбуке, где порой проводим больше времени, чем со своими детьми (это был маленький каминг-аут). Если когда-то мы в «Афише» рефлексировали на тему «чего нам не хватает в Москве», почему тут мало хороших выставок, концертные залы не такие, как надо, даже Большой театр недостаточно большой и когда же все наконец починится и устроится — то сейчас все в каком-то смысле устроилось, но одновременно это оказалось не так уж важно. Если что-то не то происходит с Большим театром, то, конечно, ужасно жаль, но зато ты можешь пойти посмотреть трансляцию из Metropolitan Opera или доехать до Перми и посмотреть, что там делает Курентзис. Даже если ты не выезжаешь из Москвы — а если выезжаешь, то и подавно, — вот эти опорные точки культурной жизни Перми, Берлина или Лондона теперь входят в круг твоих интересов точно так же, как и происходящее на соседней улице. Кругозор невероятно расширился, доступ к новым книжкам, выставкам или спектаклям стал гораздо проще в силу чисто технических причин. Ты можешь прочитать нового Пинчона в оригинале в день его выхода в США, а если твоего владения языком на это не хватает, все равно почему-то тебе стало важно знать, что там, сидя в своей светелке, Пинчон только что сочинил. Я вот в Москве сижу почти безвылазно, очень редко куда-то выезжаю — при этом мне в телефон вываливается автобиография Моррисси, главная музыкально-литературная сенсация года, книжка, которую от него двадцать лет все требовали. Я ее получаю в тот же день, когда она выходит в Британии. При этом людям, которые недостаточно свободно владеют английским или еще не обзавелись «Киндлом», все это точно так же интересно, причем именно сейчас, а не тогда, когда кто-нибудь сподобится ее перевести и издать у нас — неизвестно, случится ли это вообще. Мы по-прежнему, как и раньше, пишем о том, что интересно нам. Это, по сути, все те же «все развлечения Москвы», только не ограниченные репертуаром московских кинотеатров или графиком московских гастролей. Я совершенно не уверен, что у нас все получится, может, мы сделаем какую-то провинциальную хрень, это в некотором роде авантюра. Хотя, собственно, в том, что я говорю, нет какой-то сногсшибательной сакральной революционной миссии, которую мы тут сейчас должны исполнить. «Афиша-Воздух» — скорее способ перегруппировать, иначе преподнести то, что и так уже делалось на том же сайте «Афиши». Просто на сайте это выглядело довеском к его прикладным функциям, к расписаниям, к сервису «Афиши» — все эти прикрученные сбоку журналистские материалы. Мы хотели изменить их положение, вытащить из-под сервиса, расправить, сделать более внятными и заметными. При этом мы не претендуем на то, чтобы дать читателю исчерпывающий отчет обо всем, что происходит в мире культуры в планетарном масштабе, мы скорее расставляем субъективные акценты — это наш взгляд, это взгляд наших авторов. Мы не претендуем на всеохватность — мы берем сюжеты, интересные нам и нашей аудитории. Что такое эта аудитория? Это относительно молодые люди, выстаивающие по нескольку часов в очереди в Пушкинский, для них приезд в город выставки Тициана или прерафаэлитов — событие, вокруг которого выстраиваются их жизненные планы, они ездят за границу не только чтобы полежать на пляже и прикупить одежды, для них важно в этих путешествиях приобрести какой-то новый опыт культурного порядка. Я вот недавно, будучи в Париже, спрятался от дождя в музее д'Орсе, прекрасно провел там два часа — и поразился тому, что чуть ли не половина людей вокруг разговаривали на русском. Я посмотрел на них и подумал — вот они, вот для кого мы делаем «Афишу-Воздух».
главный редактор сайта «Афиша-Город»
«Афиша-Город» — сайт о Москве, о том, чем она живет и как меняется. По старой афишной традиции, название в лоб сообщает, о чем наше издание. По сути, «Город» и есть органическое продолжение того бумажного журнала «Афиша», который назначал своих героев и антигероев, занимался городской футурологией и описывал места, куда приличный человек должен пойти прямо сейчас. Но журнал с некоторых пор вышел за рамки городского обозрения, и теперь каждый номер — это спецпроект, максимально полный рассказ в рамках заданной темы, от московского театра до российского интернета. Мы уже давно хотели делать в интернете «Афишу» каждый день. Собственно, эту задачу мы и пытались в порядке эксперимента решать в разделе Daily на сайте Afisha.ru. С тем же кругом авторов, с теми же ценностями — но ежедневный журнал. Оказалось, что традиционный журнальный расфокус — и про лужковскую архитектуру, и про новый роман Сенчина — в интернете не работает. Вот поэтому мы и делаем «Город» — без романа. Традиционная «Афиша» рассказывала о симпатичных нам людях, местах и событиях в Москве, а «Город» несколько выходит за границы этого приятного мира — и вообще за рамки чисто потребительского и досугового издания. Со времен той самой «афиши-как-скажем-так-и-будет» и мы, и наши читатели изменились, стали чуть взрослее и начали интересоваться не только всеми развлечениями Москвы. И ситуация изменилась. Возникло множество городских изданий — не только журнал «Большой город», сайт The Village или газета «Московские новости», но и целый ряд городских блогов, которые тоже очень интересные вещи делают. В общем, конкуренция усилилась — но и Москва, слава богу, не город одного парка, кинотеатра или политика. Одним словом, в «Городе» по-прежнему можно будет узнать, где в Москве лучшие бургеры, но также и что в этом городе случилось, и что это значит, и кто виноват, и что делать.
главный редактор сайта «Афиша-Волна»
«Афиша-Волна» — это, по сути, правопреемник музыкального раздела сайта «Афиши», каким он был последние пять лет. Мне бы, конечно, хотелось, чтобы это издание стало главным медиаресурсом про музыку на русском языке (собственно, по моему нескромному мнению, музыкальный раздел «Афиши» уже таковым во многих отношениях являлся). То есть вот буквально: если человек хочет про музыку чего-то почитать и понять — он идет к нам. Притом про любую музыку — новую и старую, русскую и нерусскую. Принципиальный для меня идеологический момент состоит именно в этой универсальности: нам важно, что «Волна» — это и про Бенджамина Бриттена, и про Леонида Федорова, и про певицу Lorde, и про, условно говоря, Стаса Михайлова. Понятно, что все они интересны с разных точек зрения: Михайлов, например, — скорее с социально-антропологической; но так или иначе это все о музыке (потому как музыка — это не только про звук, но и про социологию, антропологию, психологию и что угодно еще). Джаз, этника, классика; новые имена, архивные авторитеты — ни о временных, ни о географических границах тут речи нет. Да и вообще мне представляется, что культурное поле давно общее, и к музыке это относится в особенной степени. Я прекрасно представляю себе людей (и знаю много таких), которые, сходив на концерт Стива Райха в Парке Горького, по дороге домой включают в плеере нового Канье Уэста — а потом уже, дома, в чаду кутежа, поют хором с друзьями: «А я не знал, что любовь может быть жестокой». Вот для них мы и пишем — но не только, конечно: у меня есть, например, любимый (это искренне, не сарказм) комментатор нашего сайта, явно взрослый человек из города Озерска Челябинской области, работающий в компании «Стройатоммаш», он очень внимательно следит за всеми публикациями. А что касается конкурентов — тут я, наверное, слишком амбициозно выступлю, но мне кажется, что их у нас нет. Ну вот нет сейчас современного и адекватного во всех смыслах — от дизайна до языка и героев — русскоязычного интернет-издания про музыку. А теперь будет.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244871Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246434Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413025Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419514Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420183Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422836Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423592Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428763Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428899Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429553