Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20245067«Остров-1991»: программа главного культурного фестиваля лета – от лекций до рейва и от концертов до перформанса.
Фестиваль «Остров-1991», организованный COLTA.RU, Президентским центром Б.Н. Ельцина и порталом «Твоя история» при поддержке Zimin Foundation, состоится в Парке искусств «Музеон» в Москве 20 августа, в годовщину победы над августовским путчем.
В программе фестиваля — реконструкция событий августа 1991-го от «Театра.doc», лекционный марафон со звездами современной культуры, показ фильма Сергея Лозницы «Событие», дискуссии, круглый стол о рейв-культуре и зарождении танцевальной электроники в России, сольный акустический концерт Вячеслава Бутусова, выступления ключевых московских рок-групп 90-х, поэтические чтения, перформансы, книжный развал и многое другое.
ЛЕКЦИИ
КРУГЛЫЕ СТОЛЫ
КНИЖНЫЕ РЯДЫ
ТЕАТР И ПЕРФОРМАНСЫ
ПОЭТИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ
КИНО
СПЕЦИАЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ И ПОКАЗЫ
ВИКТОРИНЫ
МУЗЫКА
В фокусе фестиваля — 1991 год как точка перезагрузки, истоки сюжетов и тем, которые интересуют нас сейчас наиболее остро: от урбанистики и олимпийского спорта до отношений России и Турции.
Модераторы: Глеб Морев, Михаил Ратгауз (COLTA.RU).
ЛЕКЦИИ НА МАЛОЙ СЦЕНЕ И В КИНОТЕАТРЕ
Александр Баунов. «Россия и Турция: перевороты как двигатель истории»
Главный редактор Carnegie.ru объясняет, как были устроены отношения России с Турцией и что предвещало сегодняшний поворот.
12:00—12:45, Малая сцена
Дмитрий Федоров. «Что случилось с советским спортом после СССР?»
Российский спорт в новой экономической реальности — глазами эксперта Дмитрия Федорова, известного спортивного комментатора, журналиста и писателя, одного из создателей спортивного телевидения в новой России.
13:00—13:45, Малая сцена
Александр Гаврилов. «Ремонт провала»
Литературный критик, культуртрегер, телеведущий, глава Института книги, сопредседатель оргкомитета премии «Просветитель» — о том, как роман 90-х пытался починить историческое сознание.
14:00—14:45, Малая сцена
Ирина Прохорова. «1991: личные сценарии перемен»
Создательница «НЛО» — главного интеллектуального издательства новой России — и соучредитель Фонда Михаила Прохорова расскажет о том, как ее поколение начинало жизнь с нового листа.
15:00—15:45, Малая сцена
Антон Долин. «Что мы смотрели и что пропустили в 1991-м»
Известный критик, киновед и публицист — о фильмах-хитах и забытых шедеврах начала 90-х.
16:00—16:45, кинотеатр
Вячеслав Курицын. «15 картинок из 90-х»
Графические артефакты эпохи, которых нет в интернете. Арт, быт, политика, медиа и чепуха. Литературный критик, писатель, публицист Вячеслав Курицын о том, какими были бумажные медиа и самиздат в начале 1990-х.
17:00—17:45, Малая сцена
Алексей Венедиктов. «Конец классических медиа»
Главный редактор «Эха Москвы» о том, с чего начиналась новая журналистика в 1991-м.
18:00—18:45, Малая сцена
UPD: К сожалению, лекция Алексея Венедиктова на этот раз не состоится. В лекционном марафоне «Острова-1991» его заменит Сергей Бунтман. Мы благодарим коллег с «Эха Москвы» за помощь и поддержку.
Евгений Асс. «Москва-1991: город накануне»
Архитектор и художник, основатель и ректор архитектурной школы МАРШ Евгений Асс — о том, чего ждали от городской среды в конце 80-х и какой была первая постсоветская урбанистика.
19:00—19:45, Малая сцена
ЛЕКЦИИ В ПАВИЛЬОНЕ «ШКОЛА»
Издательство «НЛО» представляет:
Ирина Сироткина. «Альтернативная мода начала 1990-х. Перформанс как правда и как новая мифология»
Позднесоветская неофициальная культура предложила свой обновленный взгляд на моду как социальную практику. Скандальные перформансы и костюмированные шествия по улицам призваны были показать: официальная советская культура насквозь мертва, а правда — за нонконформистами, диссидентами, маргиналами от искусства.
Лекция Ирины Сироткиной, исследователя танце-двигательной культуры, преподавателя курса «Мода и перформанс» в магистратуре по теории моды РГГУ.
15:00—15:45, павильон «Школа»
Андрей Бартенев. «Практика 90-х. Перформанс. Арт-лаборатория визуальных искусств»
Художник, перформер, куратор расскажет о художественных перформансах, арт-дефиле и модных «коллективных действиях» 90-х, об арт-объектах для подиумов, городских пространств и природных территорий.
16:00—16:45, павильон «Школа»
Издательство «НЛО» представляет:
«Каким может быть музей 90-х»
1990-е годы — одна из самых противоречивых и мифологизированных эпох российской истории. Возможно ли сейчас, вопреки расколу общественного мнения, написать историю этого яркого десятилетия? И как она может быть представлена в музейном формате? Своим опытом решения этой задачи поделятся Фонд Егора Гайдара и издательство «Новое литературное обозрение», подготовившие книгу «Музей 90-х: территория свободы». Именно свобода стала ключевым понятием при создании «Музея 90-х» — свобода как опыт, который России ни до, ни после не удалось пережить.
В обсуждении примут участие: глава «НЛО» Ирина Прохорова, составители книги Катерина Беленкина, Анна Немзер и Татьяна Трофимова, а также Никита Соколов (Ельцин Центр).
11:15—12:15, павильон «Школа»
Издательство «НЛО» представляет:
«1991. Как начиналась новая поэзия: разговор о стихах, поэтах и их отношениях»
В начале 90-х (или даже немного раньше) история официозной, поддерживаемой государственным печатным станком поэзии в России завершилась, а история поэзии неподцензурной обрела новое измерение за упразднением цензуры. Вольная русская поэзия оказалась предоставлена сама себе, а люди, которые занимались, пожалуй, самым некоммерческим делом в новую эпоху «первоначального накопления капитала», смогли высказать в поэзии непредставимый ранее опыт.
В дискуссии примут участие известные авторы, зазвучавшие в 1990-е: Станислав Львовский, Евгения Лавут, Дмитрий Воденников. Модератор — Лев Оборин.
11:30—12:45, кинотеатр
Издательство «НЛО» представляет:
«Анатомия посткоммунистического мафиозного государства на примере Венгрии»
Как осмысляла себя Венгрия после распада Варшавского блока? Как она стала — по определению социолога и экс-министра образования Венгрии Балинта Мадьяра — «посткоммунистическим мафиозным государством» сегодняшнего дня?
Вопросы, актуальные как для Венгрии, так и для России, обсудят социолог Балинт Мадьяр (Венгрия) и главный редактор «НЛО» Ирина Прохорова.
12:30—13:45, павильон «Школа»
«Жизнь на стиле»
Ольга Солдатова, Андрей Бартенев, Татьяна Мамедова, Андрей Аболенкин, Катя Виккерс, Николай Гирш, Эва Рухина: лучшие представители красивой Москвы — о том, как выглядели, во что и где одевались в Москве в начале 1990-х.
13:00—14:30, кинотеатр
«Рейв — наш»
Валерий Алахов («Новые композиторы»), Юрий Орлов («Николай Коперник»), Денис Одинг («Корпорация счастья»), Дмитрий Шаля («Не спать»), Андрей Бухарин (Rolling Stone) и другие участники и свидетели событий обсудят появление танцевальной электроники и клубной индустрии в России.
14:30—15:45, кинотеатр
Ярмарка интеллектуальной литературы с участием ведущих независимых издательств и книжных магазинов пройдет на площади у входа в МУЗЕОН со стороны Мароновского переулка.
Участвуют: AdMarginem, Corpus, Strelka Press, LiveBook, ВШЭ, «Дело», журнал «Дилетант», «Европа», издательство Ивана Лимбаха, издательство Института Гайдара, «Медленные книги», «Настя и Никита», «НЛО», «Новое издательство», «Самокат», «Синдбад», «Циолковский» и другие
Часы работы: с 11:00 до 21:00
Театр документальной пьесы «Театр.doc» к фестивалю «Остров-1991» подготовил специальную программу «Время Август» на разных площадках Парка искусств МУЗЕОН — от экскурсий-перформансов, реконструирующих события августа 1991-го, до детского спектакля в формате «сторителлинг». А программу Главной сцены откроет представление «Лебединое озеро. Время, вперед!», режиссером которого станет известный современный хореограф Сергей Землянский.
«Время Август». Театр.doc
Авторы и исполнители:
Художественный руководитель: Елена Гремина
Артисты: Марина Клещева, Константин Кожевников, Дмитрий Кривочуров, Ирина Михайловская, Николай Мулаков
Художники: Оля Ковалева, Женя Ломакина
Координаторы: Зарема Заудинова, Евгения Кауфман, Светлана Середина
Открытие фестиваля
«Лебединое озеро. Время, вперед!»
Хореографический перформанс в постановке Сергея Землянского.
Звук: Валерий TНЕ:HET.
Участвуют молодые актеры, выпускники Театрального института им. Щукина, и Екатерина Силантьева, солистка ГАТКБ Н. Касаткиной и В. Василёва
12:00—12:30, Главная сцена
Сторителлинг от «Театра.doc» для детей и семейной аудитории
«Великий реформатор». Режиссер Константин Кожевников
Перформанс «Радио Август», начало вещания
12:00—12:30, пруд у «Брюсова» с видом на памятник Петру I
Экскурсия-перформанс «Театра.doc»
«Время Август. Пролог. Музей ненужных фигур. День первый»
Артисты: Дмитрий Кривочуров, Ирина Михайлова, Николай Мулаков
Специально к фестивалю «Театр.doc» подготовил интерактивную реконструкцию событий августа 1991-го — многочастный спектакль-перформанс «Время Август».
Август 91-го, месяц перемен, ожиданий и надежд, — свидетельства очевидцев, экскурсия из сегодня в мир брошенных и забытых людей и вещей-современников, осмысление происшедшего «детьми девяностых» — что думают об этом времени ровесники новой страны, 25-летние граждане России, выросшие без цензуры.
13:00—13:45, Парк искусств МУЗЕОН, променад у памятников
Интерактивный проект «Театра.doc» «Пункт приема историй»
Художники: Оля Ковалева, Женя Ломакина
Актеры «Театра.doc» слушают и расспрашивают гостей фестиваля об их 91-м.
Открытие Пункта приема историй состоится в 14:00 в сфере Alpbau у песочницы.
14:00—18:00, купол Alpbau и территория парка МУЗЕОН
Продолжение экскурсии-перформанса «Театра.doc»
«Время Август. День второй». Дефиле с лозунгами
Артисты: Дмитрий Кривочуров, Ирина Михайлова, Николай Мулаков
Художники: Оля Ковалева, Женя Ломакина
15:00—15:45, территория парка МУЗЕОН, дорожки парка, променад у памятников
«Лебединое озеро. Время, вперед!»
Хореографический перформанс в постановке Сергея Землянского. Звук: Валерий TНЕ:HET.
14:30—15:00, ступени у фонтанов
16:00—16:30, ступени у фонтанов
Продолжение перформанса «Театра.doc»
«Время Август. День третий». Свидетели и участники событий выступают на «Радио Август».
На сцене: Дмитрий Кривочуров, Николай Мулаков, Ирина Михайловская, Марина Клещева
16:00—16:45, Малая сцена
Продолжение экскурсии-перформанса «Театра.doc»
«Время Август. Дети 91-го. Слова 91-го». Основано на лозунгах и плакатах эпохи путча.
Участвуют свидетели и очевидцы событий и дети 90-х.
Художники-перформеры: Оля Ковалева Женя Ломакина
17:00—17:45, ступени у фонтанов, фонтаны
«Лебединое озеро. Время, вперед!»
Хореографический перформанс в постановке Сергея Землянского.
17:00—17:30, территория парка МУЗЕОН, лужайка за Главной сценой
Продолжение перформанса «Театра.doc»
«Концерт по заявкам. Радио Август»
На сцене: Дмитрий Кривочуров, Николай Мулаков, Ирина Михайловская, Марина Клещева
20:00—20:45, Малая сцена
Финальный номер экскурсии-перформанса «Театра.doc»
«Время Август. Прощание у фонтана»
22:40—23:00, ступени у фонтанов
В программе фестиваля — выступления авторов, создававших язык новой поэзии в начале 1990-х годов: поэтов Сергея Гандлевского, Тимура Кибирова и Дмитрия Воденникова.
Поэты 90-х. Соло. Сергей Гандлевский читает свои стихи
16:00—16:40, Главная сцена
Поэты 90-х. Соло. Тимур Кибиров читает свои стихи
16:40—17:20, Главная сцена
Поэты 90-х. Соло. Дмитрий Воденников читает свои стихи
17:20—18:00, Главная сцена
На фестивале «Остров-1991» состоится специальный показ «События», знаменитого документального фильма Сергея Лозницы о трех драматических днях августовского путча 1991 года в Ленинграде. Четверть века спустя режиссер обращается к событию, которое вошло в современную европейскую историю как момент «рождения российской демократии».
17:00—17:15, 17:15—18:30, кинотеатр
Троллейбус №4320
Символ победы над путчем — героический троллейбус, поучаствовавший в победе и получивший ранения во время штурма баррикад. Двадцать пять лет спустя он снова с нами: на время фестиваля троллейбус превратится в арт-объект. В его салоне можно будет увидеть уникальное видео, снятое художником и архитектором Александром Бродским, совершить виртуальное путешествие по Москве 1991 года.
19 августа 1991 года во время работы на маршруте «Б» троллейбус №4320 вместе с другими машинами был остановлен и использован в качестве баррикады на улице Чайковского. Троллейбус получил повреждения в результате штурма баррикад БМП. В 1992 году единственный сохранившийся экземпляр из числа «баррикадных» троллейбусов был размещен на территории Центрального музея революции СССР. Сегодня троллейбус №4320 находится на ответственном хранении в филиале 6-го троллейбусного парка Мосгортранса.
11:00—21:00, территория парка МУЗЕОН
«Реклама 90-х. Ролики, слоганы и сюжеты. Все, что стоит знать о первом десятилетии рекламного дела в России»
Агентство Firma и ведущий Андрей Савельев показывают рекламные ролики, вошедшие в культурный код эпохи, и рассказывают о сюжетах, стоявших за ними.
13:00—13:45, Главная сцена
ГТГ: выставка «Современное искусство: 1960—2000. Перезагрузка». В рамках программы «Третьяковская галерея открывает свои запасники»
Начало 1990-х — важнейшее время для современного искусства: территория экспериментов, время открытий и ожиданий. Третьяковская галерея приглашает гостей фестиваля посетить экспозицию «Современное искусство: 1960—2000. Перезагрузка», единственную в России панораму истории современного искусства, где представлены все ключевые направления и жанры последних десятилетий ХХ века, от нового реализма и соц-арта до перформанса и акционизма. Часть билетов в ГТГ будет разыграна среди посетителей фестиваля.
Государственная Третьяковская галерея на Крымском Валу, залы №39—42
Президентский центр Б.Н. Ельцина: о новейшей истории — с помощью новейших технологий
Модератор: Людмила Телень, заместитель исполнительного директора Президентского центра Б.Н. Ельцина
18:15—19:00, павильон «Школа»
Президентский центр Б.Н. Ельцина представляет:
Специальный показ легендарной программы «Куклы»
Вступительное слово: Людмила Телень, заместитель исполнительного директора Президентского центра Б.Н. Ельцина
19:00—20:00, павильон «Школа»
Президентский центр Б.Н. Ельцина и образовательный портал «Твоя история» подготовили к фестивалю две интерактивные игры-викторины с ценными призами. Можно выиграть ридер, а можно — поездку в Екатеринбург, в Ельцин Центр.
«Августовский путч: кто, где, когда?»
14:00—14:45, павильон «Школа»
«Кто есть кто в культуре 90-х»
17:30—18:15, павильон «Школа»
Финальным музыкальным событием фестиваля станет сольный акустический концерт Вячеслава Бутусова, перед которым на Главной сцене появятся культовые московские группы «Альянс», «Вежливый отказ» и «Мегаполис». Они исполнят специальные программы, где прозвучат их знаменитые песни 1990-х.
Вторая музыкальная сцена фестиваля будет посвящена танцевальной электронике и пришествию рейв-культуры в Россию, которое произошло также в 1991-м. На ней выступят первопроходцы российской электронной музыки — Валерий Алахов («Новые композиторы») и Юрий Орлов («Николай Коперник») — и новые московские продюсеры лейбла Hyperboloid Records, воскрешающие в своей музыке дух рейва 1990-х.
РЕЙВ НА «ОСТРОВЕ»
«Рейв на “Острове”» — программа второй музыкальной сцены фестиваля, которая расположится на ступенях у набережной парка МУЗЕОН и будет посвящена танцевальной электронике и пришествию рейв-культуры в Россию на заре 90-х. На ней выступят патриархи российской электронной музыки — «Новые композиторы» и Юрий Орлов («Николай Коперник») — и ее новое поколение: продюсеры лейбла Hyperboloid Records, воскрешающие дух рейва 1990-х.
Сергей Сабуров
Промоутер, диджей, совладелец лейбла Hyperboloid Records, музыкальный редактор радио Chocolate. Занимается организацией мероприятий актуальной и экспериментальной музыки, вместе с коллегами по лейблу выпускает поп-музыку будущего, периодически гастролирует по России, Азии, Европе и США. Предпочитает выступать с эклектичными непредсказуемыми диджей-сетами, смешивая грайм с техно, бейс с хаусом и чиллвейвом. Для «Острова-1991» готовит специальный микс, посвященный музыке 1990-х.
17:45—18:30, ступени у фонтанов
Acid Mafia
Дмитрий Гарин — музыкальный продюсер и основатель рекорд-лейбла Hyperboloid Records. Acid Mafia — это воплощение страстной любви Дмитрия Гарина к acid house — появившемуся в конце 1980-х направлению, заложившему фундамент для всего разнообразия современной бас-музыки, от UK hardcore до дабстепа. Узнаваемый звук эйсид-хауса — жирный, ядовито пульсирующий бас, колючие арпеджио, кислотные синтезаторные пассажи и сокрушительный ритм — символизирует собой начало 1990-х в танцевальной электронике. Acid Mafia максимально аутентично восстанавливает этот звук, пуская в ход антикварные драм-машины и басовые синтезаторы наравне с самыми современными саунд-технологиями.
18:45—19:30, ступени у фонтанов
Юрий Орлов
Юрий Орлов — лидер культовой группы «Николай Коперник», гений московской «новой волны», создавший самые утонченные ее русские образцы. Был одним из первых, кто начал экспериментировать в России с электронными инструментами. Он начал с того, что играл в питерской группе «Джунгли» на электронном саксофоне. Саунд его неоромантической группы «Николай Коперник» был определен звуком аналоговых синтезаторов 1980-х, которые он коллекционировал. С появлением в России рейва певец и музыкант увлекся созданием бессловесных электронных пьес и создал проект под названием «ФИО», который выступал в первых московских клубах, но очень редко записывался. Сборники с треками «ФИО» давно превратились в священный Грааль для коллекционеров, увлеченных историей русской электроники. Юрий Орлов воссоздаст на «Острове-1991» атмосферу своих первых выступлений с танцевальной электроникой.
19:45—20:30, ступени у фонтанов
«Новые композиторы»
Абсолютные классики русской танцевальной музыки из Санкт-Петербурга. Валерий Алахов и Игорь Веричев экспериментировали с коллажированием звуков с 1983 года. Им покровительствовал глава «Новой академии» Тимур Новиков, с ними сотрудничал Сергей Курехин, записывался и дружил Брайан Ино. «Новые композиторы» прошли все стадии эволюции электронной музыки и продолжают работать по сей день. Их программный сингл «Sputnik of Life», записанный и выпущенный в Англии в 1990 году, стал большим хитом в Британии и одним из гимнов эйсид-хаусной рейволюции. В 1991 году под его живое исполнение танцевали москвичи на исторической Gagarin Party. Для выступления на «Острове-91» Валерий Алахов из «Новых композиторов» готовит программу из своих классических треков 1990-х, которые будут переизданы на виниловой пластинке осенью 2016-го. «Sputnik of Life» будет запущен еще раз!
20:45—21:30, ступени у фонтанов
Pixelord
Москвич Алексей Девянин — один из самых известных за рубежом современных российских электронных продюсеров. Pixelord — один из его проектов, в котором музыкант соединяет элементы многих электронных стилей 1990-х и нулевых, от footwork и garage до futuristic bass и grime, смешивая звуки из 8-битных видеоигр с хрупким ломаным ритмом. Алексей Девянин выпустил множество релизов Pixelord на различных лейблах, писал саундтреки к инсталляциям и балету, выступал на первом в России Boiler Room, объездил с турами Россию, Европу, Китай и США.
21:45—22:30, ступени у фонтанов
РОК НА «ОСТРОВЕ»
«Альянс»
Визитную карточку классиков московской «новой волны» — неоромантический гимн «На заре» — крутили в знаменитой телепрограмме «Взгляд» на излете перестройки. Отчасти поэтому, но скорее из-за точно схваченного ощущения времени, победы которого превратились в поражения, «На заре» воспринимается таким же музыкальным символом смены исторических эпох, как и цоевская «Мы ждем перемен». В 1990 году «Альянс» был группой всероссийского масштаба: они с успехом гастролировали по стране и выступали вместе с «Кино» на концерте на Большой спортивной арене «Лужников», который стал последним для Виктора Цоя. На фестивале «Остров-1991» «Альянс» исполнит программу из своих самых известных песен, включая «На заре», «Дайте огня», «Ночь сомнения», «Фальстарт» и другие.
18:30—19:15, Главная сцена
«Вежливый отказ»
Умнейшая московская рок-группа, ведомая Романом Сусловым, удачно ускользнула от массовой культуры. Пожалуй, единственный след, оставленный в ней «Вежливым отказом», — это появление бас-гитариста Дмитрия Шумилова в фильме «АССА» в роли негра Вити. В 1989 году «Вежливый отказ», до этого экспериментировавший с регги-ритмами и с пантомимой, нашел свою стилистику, соединяющую русский эпос с авант-роком, и придумал концертную программу «Этнические опыты», в которой Роман Суслов отказался от поэтического текста в пользу языка фонем. С этим нечленораздельным пением «Вежливый отказ» был с восторгом принят за границей и гастролировал по всей Европе вплоть до 1991 года. На «Острове-1991» «Вежливый отказ» выступит в редком для себя формате рок-трио (гитара, бас и барабаны) и в том числе исполнит песни, написанные в 1990-х: «Гражданская война. Отступление», стихи для которой были написаны Григорием Дашевским, «Песня счастья» и «Портрет» со стихами Аркадия Семенова.
19:30—20:15, Главная сцена
«Мегаполис»
В 1990 году фирма «Мелодия» выпустила дебютный виниловый диск молодых московских неоромантиков «Мегаполис» «Бедные люди». Одна из песен с этого диска — «Рождественский романс» — была написана на стихи Иосифа Бродского. Отдавая альбом на суд худсовета «Мелодии», лидер группы Олег Нестеров очень переживал, что песня на стихи некогда запрещенного поэта может отправить запись на полку. Но альбом издали, а вскоре в Советском Союзе стало можно петь что хочешь. Чуть позже в 1990 году «Мегаполис» записал новый альбом «Пестрые ветерочки», на котором пел Лев Лещенко и звучала написанная на стихи Андрея Вознесенского песня «Новое московское сиртаки», которой вскоре предстоит прогреметь на всю страну. На «Острове-1991» группа Олега Нестерова исполнит свои знаменитые песни из этого десятилетия.
20:30—21:15, Главная сцена
Вячеслав Бутусов
В конце 1989 года Вячеслав Бутусов переезжает в Ленинград и набирает новый состав группы «Наутилус Помпилиус». Эти обстоятельства определяют второй этап расцвета в истории группы из Свердловского рок-клуба. В начале 1990-х «Нау» выпускает альбомы, которые сейчас являются наиболее популярными в его дискографии: «Наугад» (1990), «Чужая земля» (1992), «Титаник» (1994) и «Крылья» (1995) — и становится любимой рок-группой миллионов россиян и Данилы Багрова из фильма «Брат».
На «Острове-1991» отмечающий в этом году 55-летие Вячеслав Бутусов исполнит акустические версии хитов «Нау» из 1990-х. Сольный концерт Вячеслава Бутусова станет финальным музыкальным событием фестиваля.
21:30—22:30, Главная сцена
Вход на все мероприятия фестиваля свободный.
В расписании событий возможны изменения.
Следите за новостями на сайте COLTA.RU и в Facebook
#остров91 #colta
Организаторы фестиваля:
COLTA.RU и Президентский центр Б.Н. Ельцина
COLTA.RU — главный в России сайт о культуре и обществе. Это проект той же команды, которая создала и делала в течение пяти лет известный сайт OpenSpace.ru. COLTA.RU существует по революционно новой для российских медиа модели: это общественное СМИ, независимое издание, которое существует без помощи государства, без хозяев и инвесторов, исключительно на гранты и пожертвования читателей. Проект поддерживают профессионалы во всех областях культуры. В Попечительский совет сайта входят Ирина Прохорова, Александр Роднянский, Юлия Шахновская, Демьян Кудрявцев, Дмитрий Борисов и многие другие.
Ельцин Центр в Екатеринбурге — первый президентский центр в России, задача которого — сохранение, изучение и осмысление исторического наследия Бориса Ельцина в контексте политических и социальных событий 90-х. Открывшийся в конце 2015 года, он уже стал одной из самых интересных площадок страны для реализации современных гуманитарных проектов. Ядро центра — Музей первого президента России, уникальная мультимедийная экспозиция, построенная на новейших технологиях. Это не официозный мемориал, а современный проект, рассчитанный на живую дискуссию с гостями центра. Над музеем работали лучшие специалисты музейного дела, собранные в одну команду Президентским центром Б.Н. Ельцина и американской музейной компанией «Ральф Аппельбаум» (RAA).
Образовательный портал «Твоя история» — интерактивный образовательный проект, с помощью которого можно изучать историю не только по учебникам, но и используя современные средства образования: мультимедиа, интерактивные компоненты и возможность дистанционного обучения. Целью проекта является помощь преподавателям школ и университетов, учащимся и студентам в изучении, подготовке и проведении уроков, лекций и семинаров по современной истории России.
Zimin Foundation — некоммерческая организация, созданная с целью поддержки образования, науки и культуры как в России, так и за рубежом.
Парк искусств МУЗЕОН — уникальный музей скульптуры под открытым небом и одна из наиболее динамично развивающихся культурно-просветительских площадок города. МУЗЕОН — это не только место хранения исторических артефактов, но и необычное выставочное пространство, площадка для показов редкого кино, театральных постановок и оригинальных музыкальных фестивалей, центр самообразования и большая творческая мастерская.
Благодарим за поддержку в организации и проведении фестиваля:
Государственную Третьяковскую галерею
Фонд поддержки Третьяковской галереи
Интеллектуальный клуб «418»
Электротеатр Станиславский
Мастерскую индивидуальной режиссуры (МИР)
ГУП «Мосгортранс»
Партнеров:
Оператора такси Uber
Интеллектуальный клуб «418»
Типографию «Маяк»
«Президент-Отель»
Dewar's Powerhouse
Информационных партнеров:
Коммерсантъ Weekend
Афиша Daily
ЭХО Москвы
Сноб
Одноклассники
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
15:17Российские документалисты выступили с антивоенным письмом
14:53Из фонда V-A-C уходит художественный директор Франческо Манакорда
13:57Из России уезжает главред Republic Дмитрий Колезев
12:33Уволился замдиректора Пушкинского музея
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20245067Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246620Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413185Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419657Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420320Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422976Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423726Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428901Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202429026Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429676