Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20245273Международное историко-просветительское, правозащитное и благотворительное общество «Мемориал» объявило программу мероприятий на февраль 2017 года.
Конференц-зал Международного Мемориала (Каретный ряд, 5/10)
3 февраля в 18:30 — Встреча с поэтом, переводчиком, филологом Ольгой Седаковой
(в цикле «От цензуры и самиздата к свободе печати»; совместно с Государственной публичной исторической библиотекой России)
Тема встречи — продолжение разговора о неофициальной культурной жизни Москвы в 1960-е — 1980-е годы.
Ольга Седакова расскажет о своем опыте «культурного выживания» в последние 20 лет существования СССР, о свободных научных сообществах, об их роли в развитии гуманитарной мысли того времени.
С 6 февраля по 20 марта — Выставка «Блокада в фотографиях»
На выставке будут представлены фотографии 1941–1944 годов из коллекции М.Ю. Карисалова, а также письменные источники — дневники и воспоминания жителей блокадного Ленинграда, которые остаются важнейшими свидетельствами трагедии.
8 февраля в 19:00 — Показ фильма «Случай» (Польша, 1981)
(в рамках международного кинофестиваля «Документальная среда»)
Режиссер: Кшиштоф Кесьлёвски
В ролях: Богуслав Линда, Тадеуш Ломницкий, Збигнев Запасевич, Богуслава Павелец, Мажена Трыбала и другие.
Молодой человек Витек пытается найти себя — то заключает сделку с госбезопасностью, то вливается в студенческое движение, то погружается в религию. Символом его метаний становится поезд, на который он все время опаздывает.
На эту политическую канву накладывается его любовные искания. Он безрезультатно ищет свою любовь и сам не замечает, как предает любимых женщин.
Фильм демонстрируется на польском языке с русскими субтитрами. 16+
10 февраля в 18:30 — Круглый стол «Концепция "Великой российской революции. 1917–1922": pro et contra»
(в рамках семинара «Левые в России: история и современность», рук. К.Н. Морозов)
Ведущий: Константин Морозов.
В круглом столе примут участие: Владимир Булдаков, Алексей Гусев, Дмитрий Рублев, Теодор Шанин, Александр Шубин.
15 февраля в 19:00 — Показ фильма «Сон-Му — это я» (США, 2015)
(в рамках международного кинофестиваля «Документальная среда»; cовместно с клубом «Фронтлайн»)
Режиссер и автор сченария: Адам Хьёберг
Фильм рассказывает о корейском художнике, который работает под псевдонимом Сон-Му. Он родился в КНДР. Работал художником в отделе пропаганды Корейской народной армии. В 1998 году бежал из Северной Кореи в Китай, затем жил в Лаосе и Таиланде.
С 2001 года живет и работает как свободный художник в Южной Корее, опасаясь репрессий в отношении оставшихся в Северной Корее родственников, принял псевдоним Сон-Му, скрывая своё подлинное имя и отказываясь фотографироваться для прессы. Пишет свои картины в стиле социалистического реализма, зачастую с элементами поп-арта.
Фильм рассказывает о том, как друзья художника помогают ему подготовить свою выставку в Китае, где возникает очень много сложностей для художника, скрывающего свое лицо... В фильме на основе работ художника созданы анимационные эпизоды, рассказывающие о жизни художника в КНДР его детстве и замыслах.
16 февраля в 19:00 — Татьяна Нефедова. «Сельская местность России: экономика, социальная сфера, политика»
(в цикле «В какой стране мы живем?»)
Участники: Наталья Зубаревич, Александр Кынев.
Сельская местность, в которой проживает каждый четвертый россиянин, редко когда попадает в фокус общественного внимания. Между тем именно она и то, что в ней происходит, а не бурлящие крупные города, во многом определяет жизнь страны сейчас и на перспективу. В дискуссии будут подняты вопросы хозяйственного развития российского села, депопуляции и социальной деградации, рурализации российской политики и др.
Куратор проекта: Николай Петров, заведующий лабораторией методологии оценки регионального развития НИУ ВШЭ.
17 февраля в 18:00 — Открытие звуковой инсталляции «Horchposten 1941 / Я слышу войну»
Международный Мемориал и Фонд им. Фридриха Эберта представляют звуковую инсталляцию Йохена Лангнера и Андреаса фон Вестфалена «Horchposten 1941 / Я слышу войну»
Информация о проекте:
Интерактивная русско-немецкая звуковая инсталляция «Horchposten 1941 / Я слышу войну» вводит слушателя в доступное его личному опыту пространство воспоминаний о боевых действиях на Восточном фронте Второй мировой войны, и, в частности, в пространство осажденного Ленинграда. Цель инсталляции не только ознакомить российских и немецких посетителей с опытом военного поколения своих стран, но и позволить им сменить перспективу: посмотреть на события с точки зрения бывшего врага. Это дает возможность освободиться от традиционной национальной перспективы и услышать диалог воспоминаний.
Звуковое пространство инсталляции разделено на пять зон: советский и немецкий тыл, фронт / территории, находящиеся под контролем той и другой страны, а также находящаяся в центре осада Ленинграда. Посетитель может свободно передвигаться по этому пространству, выбирая свой собственный маршрут.
Так, он сможет, например, следить в немецком тылу за пропагандой и разработкой Генерального плана «Ост», а в советском тылу — услышать об ужасах осады Ленинграда непосредственно от самих осажденных. История обретет для него конкретные черты: человеческие страдания тут для него не абстрактны. Слушатель должен заинтересоваться конкретными людьми и ощутить свою сопричастность им. Посетитель услышит озвученные актерами и актрисами обеих стран отрывки из дневников и писем, а также документов того времени из области экономики, сообщения прессы, доклады органов политической и военной администрации обеих стран.
В центре этого пространства памяти находится сегодняшний человек с его вопросами к нынешнему времени, подвергающему испытанию современные российско-немецкие отношения. Это — попытка диалога двух культур на основе опыта прошлых и нынешних поколений. Попытка разговора о прошлом на основе историй из общего пространства опыта, попытка, принимающая во внимание, что история и ее разные толкования оказывает влияние на нашу современность. Там, где отсутствует общий опыт, часто отсутствует и общий язык и нет общих воспоминаний. Проект «Horchposten 1941 / Я слышу войну» предоставляет пространство для общего опыта и общего языка.
Наряду со звуковой инсталляцией, «Horchposten 1941 / Я слышу войну» в мае этого года будет транслироваться одноименный радиоспектакль на радиостанции Deutschlandfunk, а также на участвовавших в создании данного проекта радиостанциях «Эхо Москвы» и Westdeutscher Rundfunk). Цайт Штифтунг (Die Zeit-Stiftung), Министерство иностранных дел Федеративной республики Германия и Фонд им. Фридриха Эберта в Российской Федерации также выступили спонсорами этого проекта.
Инсталляция «Horchposten 1941 / Я слышу войну» будет демонстрироваться до 20 марта ежедневно, кроме субботы и воскресенья, с 11:00 до 18:00.
22 февраля в 19:00 — Встреча с Владимиром Булдаковым
(в цикле «Историк за верстаком»)
В фокусе этих встреч-бесед — историк и его творческая лаборатория, а также важные проблемы сегодняшней науки, обучения историков, проблемы «исторической политики», а также проблемы формирования исторического сообщества.
Вне Международного Мемориала
4 февраля в 14:00 — Экскурсия «Топография террора: Поварская»
(в рамках проекта «Москва. Места памяти»)
Поварская — идеальная улица для изучения «советизации» Москвы, при этом она тиха и безлюдна, не в пример соседнему Новому Арбату. Мы узнаем, как большевики боролись с анархистами в 1918 году, каким советским органам были переданы дома на улице, увидим здания, где Бунин писал «Окаянные дни», где Булгакова провожали в последний путь, а Пастернака выгоняли из Союза Писателей, и прикоснемся к дому, с которого в середине 1937 года начался Большой террор.
Место встречи — у церкви Симеона Столпника в начале Поварской (м. «Арбатская»), экскурсовод — Павел Гнилорыбов, продолжительность — 2,5 часа, экскурсия бесплатная, предварительная запись — здесь
4 февраля в 13:00 — Экскурсия «Москва Варлама Шаламова»
(в рамках сопроводительной программы к выставке «"Когда мы вернемся в город..." Варлам Шаламов в Москве»)
Судьба человека, вплетенная в историю города: от авангардных кружков 1920¬-х годов и студенческой комнатки близ Китайгородской стены до одинокой старости гения, не дождавшегося признания. Два ареста и два возвращения. Семейная драма. Поиск новой формы для отображения нечеловеческого опыта, поиск путей выживания — физического и духовного. Всё это было в Москве, немые свидетели тому — московские дома, московские переулки.
Маршрут: Большой Черкасский переулок — Лубянская площадь — Охотный ряд — Моховая улица — Кропоткинская улица — Гоголевский бульвар — Чистый переулок.
Место встречи — в конце Никольской улицы, между «Наутилусом» и входом в метро «Лубянка», экскурсовод — Сергей Соловьев, продолжительность — 3 часа, экскурсия бесплатная, предварительная запись — здесь
11 февраля в 14:00 — «Красные в Москве»
(в рамках проекта «Москва. Места памяти»)
В 1918 году Москва вернула себе столичный статус. Большевики принесли с собой новые ритуалы, памятники, праздники. Советская Россия стремительно заполняла старые формы новым содержанием. В условиях гражданского противостояния, разрухи и голода сложно было создать что-то постоянное, поэтому первые символы советской государственности сохранились только на малочисленных фотографиях.
Мы посмотрим на Большой театр, Малый театр, гостиницу «Метрополь», Дом Союзов, площадь Революции и попытаемся представить, как мог выглядеть центр города в первые годы большевистской власти, выясним, как были устроены языки монументальной пропаганды, уличной агитации, какую функцию выполняла Красная площадь, где работали и жили заключенные ранних советских концлагерей и многое другое.
Место встречи — фонтан в сквере у Большого театра, экскурсовод — Павел Гнилорыбов, продолжительность — 2 часа, экскурсия бесплатная, предварительная запись — здесь
16 февраля в 19:00 — Открытие инсталляции «Новинская женская тюрьма» в Биологическом музее
(В рамках проекта «Выход в город», победителя грантового конкурса «Музейный гид – 2016» Благотворительного фонда В. Потанина)
Архитекторы: Кирилл Асс, Надя Корбут
Инсталляция около Биологического музея (М. Грузинская, 15) напомнит горожанам о местонахождении давно снесенной Новинской женской тюрьмы, через которую пришлось пройти многим жертвам государственного насилия.
На открытии инсталляции писатель Борис Минаева прочитает лекцию «Тайная жизнь Красной Пресни — дыра во времени и забытые клады».
Регистрация — здесь
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
15:17Российские документалисты выступили с антивоенным письмом
14:53Из фонда V-A-C уходит художественный директор Франческо Манакорда
13:57Из России уезжает главред Republic Дмитрий Колезев
12:33Уволился замдиректора Пушкинского музея
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20245273Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246882Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413359Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419816Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420533Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202423131Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423883Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202429086Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202429180Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429848