Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244943В четверг, 12 декабря, Московский музей современного искусства (ММОМА) открывает проект «Гробман: 4 выставки», в рамках которого впервые в полном объеме будет представлено творчество Михаила Гробмана – одного из главных представителей московского художественного и поэтического авангарда 1960-х.
Проект «Гробман: 4 выставки» состоит из четырех отдельных экспозиций, каждая из которых займет один этаж в ММОМА (Ермолаевский пер., д. 17). Каждая из выставок расскажет зрителю историю, к которой нужен свой интеллектуальный ключ, введет в атмосферу, связанную с другим временем и местом; в совокупности же они образуют единую художественную и биографическую траекторию, персональный и идейный сюжет, который зрители смогут выстроить и осмыслить сами. Для московского зрителя знакомство с творчеством Гробмана представляет особенный интерес, так как его работы 1960-х годов позволяют заполнить существенный пробел в сегодняшних представлениях о раннем периоде истории московского авангарда. В то время Гробман был центром притяжения того особого круга художников, которых Илья Кабаков в своей «Апологии персонализма в искусстве 60-х годов» описал как стихийных экзистенциалистов.
Живопись и графика на первой их четырех выставок, «Москва, 1960-е» отражает весь спектр идей Гробмана московского периода и его путь от абстрактных и символических до прото-концептуальных работ. Гробман быстро пришел к выработке собственного языка, в котором прослеживается связь с западным модернизмом, а также с художественным наследием русского авангарда, иконописью и теоретическими работами Малевича и футуристов. «Московский период» длился всего десять лет, но это было важное для художника время выработки своей собственной философии и индивидуальных поэтических кодов, время образования среды единомышленников и друзей. В это время у него появилась необычная идея, в конечном счете ставшая одной из причин его отъезда – он предложил новую стратегию развития еврейского искусства. Гробман считал, что оно может встать в авангарде современного художественного процесса, но для этого оно должно возникнуть не на этнографически-бытовой основе, как у Шагала, а на основе еврейской философии, в которой есть глубокие абстрактные принципы. Главной философской темой Гробмана стала тема энергии творения, главным визуальным символом – Левиафан, мистическое чудовище еврейской традиции. В работах Гробмана этого времени («Фарфоровый человек», «Крылатая чаша», «Левиафан») появляется целый мир форм и символов, связанных с его представлениями о принципах творения. В то же время, Гробман одним из первых стал вводить в свои произведения коллажные фрагменты, тексты, а также политические образы.
Вторая выставка, «Левиафан», посвящена «новому еврейскому искусству» Гробмана и его попытке превратить свой подход в школу. В 1971 году, с намерением стать основателем нового еврейского искусства, Гробман переехал в Израиль, и поселился в Иерусалиме, где он реализовал свою идею с помощью созданной им группы и осуществил ряд перформансов и акций в пустыне в районе Мертвого моря и на улицах израильских городов. В этот же период художник сделал целый ряд острых концептуальных работ, среди которых есть произведения, сделанные в жанрах, который Гробман придумал сам. В экспозиции будут представлены фотографии действий в Иудейской пустыне, сделанные на месте, живопись, графика, трехмерные объекты и проекты неосуществленных акций и инсталляций.
Третья экспозиция, «Картина = символ + концепт», состоит целиком из живописных работ 1980–90х годов. В это время Гробман заново переосмыслил свою философскую и эстетическую программу. От мифологии творения он перешел к исследованию его результата, очевидное несовершенство которого осмысляется им в саркастическом ключе. Художник предпочитает взгляд «снизу» на природу и человека; место мистического Левиафана в его картинах занял низколобый и длинноносый профиль «дурака», который представляет собой собирательный образ третьего лица, по-своему судящего о мироздании, природе, и социальном порядке. Прибытие в Израиль огромного количества людей из России сделало этот социальный фон особенно гетерогенным и комичным: мир сионизма, большой и малой политики Ближнего Востока заговорил суконным языком бывших жителей Советского Союза, которые надеялись обрети в Израиле свой рай – визуальным символом этого социального гибрида стала картина «Мавзолей Ленина в Тель-Авиве».
Заключительная выставка, «Гробман: после искусства», словно задает вопрос, являются ли выставленные в этой четвертой части произведения искусством? Многое из того, что мы увидим здесь, в особенности работы последнего времени, в которых поражает неожиданное сочетание эротики и политики, мистики и злобного хохота, обсценности и серьезности — заставляет переформулировать этот вопрос по-другому: достойна ли, по мнению художника, сегодняшняя аудитория искусства и красоты, или для нее хватит прямого и грубого высказывания?
Работы, показанные на выставке, предоставлены Музеем Людвига в Кельне, Тель-Авивским Художественным Музеем, Государственным Русским Музеем, Государственной Третьяковской Галереей, Галереей Минотавр в Тель-Авиве и частными коллекционерами. Совместно с издательством «Новое литературное обозрение» к выставке будет выпущена книга. Также пройдет серия вечеров и лекций Михаила Гробмана и куратора Лели Кантор-Казовской, показ фильмов о Гробмане и «втором русском авангарде» в MMOMA и в Еврейском музее и центре толерантности.
О художнике: Михаил Гробман (р. 1939, Москва) — художник и поэт. Участник Второго русского авангарда. Основатель группы «Левиафан» и издатель одно именной газеты. С 1993 г. Вместе с Ириной Врубель-Голубкиной издает журнал «Зеркало». Автор книг «Военные тетради» (Тель-Авив, 1992), «Левиафан» (НЛО, М., 2002), «В черной, черной стране» (Кармель, 2005), «Последнее небо» (НЛО, М., 2006), «Левиафан» (Кармель, 2009). Персональные выставки: Тель-Авивский художественный музей (1971), Художественный музей Бохума (Германия, 1988), Государственный Русский музей (СПб, 1999) и др. Жил в Москве, в Израиле с 1971 года. Живет в Тель-Авиве.
О кураторе: Лёля Кантор-Казовская — специалист в области истории европейского искусства и архитектуры, автор книги «Пиранези и античность» (Флоренция, 2006). В прошлом — научный сотрудник отдела Западной живописи ГМИИ им. Пушкина в Москве; в настоящее время преподает историю искусства в Иерусалимском университете. Одновременно занимается исследованием истории и художественных проблем Второго русского авангарда, со-куратор выставки «Второй авангард» в Париже (2007). Живет в Иерусалиме.
Проект «Гробман: 4 выставки» продлится до 26 января 2014 года.
О выставке читайте завтра на COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
15:17Российские документалисты выступили с антивоенным письмом
14:53Из фонда V-A-C уходит художественный директор Франческо Манакорда
13:57Из России уезжает главред Republic Дмитрий Колезев
12:33Уволился замдиректора Пушкинского музея
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244943Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246495Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413082Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419565Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420231Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422879Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423639Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428814Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428942Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429596