Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244797Правозащитное объединение литераторов, журналистов и блогеров Ассоциация «Свободное слово» и отделение Международного ПЕН-клуба «ПЭН-Москва» распостранили заявление с требованием прекратить репрессии против активистов общественного движения «Открытая Россия».
COLTA.RU публикует заявление полностью:
В ЗАЩИТУ АКТИВИСТОВ «ОТКРЫТОЙ РОССИИ»
заявление «ПЭН-Москва» и ассоциации «Свободное слово»
В последние месяцы с нарастающей тревогой мы следим за волной репрессий в отношении активистов общественного движения «Открытая Россия». Кульминацией этих событий стала трагедия, произошедшая на десятый день домашнего ареста члена федерального совета «ОР» ростовчанки Анастасии Шевченко — в реанимации умерла ее старшая, тяжело больная дочь Алина, которая нуждалась не только в специальном уходе, но и в материнской опеке, и в лекарствах, которые привозила Алине мать. Сегодня, когда в социальных сетях горячо обсуждается, что стало причиной трагедии (маму пустили к умирающей дочери только в последний момент, с огромным трудом), не забудем о том, что это трагическое событие оказалось вписанным в ряд незаконных арестов и преследований активистов «Открытой России».
В тот же день, когда в Ростове-на-Дону была арестована Анастасия Шевченко, 21 января, нагрянули с обыском еще к четверым ростовским активистам «ОР»: Антону Приходько, Ольге и Ирине Зениным, Елене Меньшениной. А в Казани прошел обыск у члена федерального совета «Открытой России» Эльзы Нисанбековой.
Днем раньше на чувашского активиста «ОР» Юрия Сидорова завели сразу два административных дела за участие в деятельности организации, признанной нежелательной на территории РФ (статья 20.33 КоАП). Одно — из-за обращения к чебоксарским депутатам с критикой городского бюджета, второе — из-за книг: Сидоров и другие активисты «ОР» подарили местным чиновникам несколько "опасных" изданий, среди которых «1984» Оруэлла и Русско-китайский разговорник.
На челябинского активиста Дениса Ибрагимова прокуратура оказывает давление по той же статье — участие в нежелательной организации. Повод — проведение правозащитного вебинара «Как лайкать мемы и не сесть в тюрьму».
По той же схеме заведено административное дело на краснодарского координатора «ОР», детского хирурга Яну Антонову. Повод — публикация видео о нехватке школ в городе, с обращением к депутатам Госдумы выделить средства на их строительство.
22 января двадцатилетнего псковского активиста «ОР» Дмитрия Семеновского приговорили к аресту на четверо суток за отказ пройти медицинское освидетельствование якобы в состоянии опьянения. До этого он в течение суток подвергался длительным допросам при невыясненных обстоятельствах предположительно в качестве свидетеля по делу своих коллег по «ОП» Артема и Лии Милушкиных. Супругов обвиняют в сбыте крупной партии наркотиков. При задержании «наркобарыг»17 января в их доме были выбиты окна.
Еще ранее казанский координатор «ОР» Илья Новиков и двое чувашских членов «ОР», Антон Кравченко и Дмитрий Семёнов, из-за оказываемого на них давления были вынуждены покинуть Россию.
Одновременно с административными решениями грянуло и уголовное дело Анастасии Шевченко. Она обвиняется по антиконституционной и репрессивной статье 284.1 Уголовного кодекса — «Осуществление деятельности на территории Российской Федерации иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности». В соответствии с принятой 27 декабря 2018 г. поправкой, эта статья предусматривает уголовную ответственность лиц, ранее дважды привлекавшихся к ответственности административной за участие в такой деятельности, и предполагает наказание до шести лет лишения свободы. Статья в новой редакции вступила в силу 8 января — именно этим объясняются посыпавшиеся на членов «ОР» административные дела.
Нам кажется очевидным, что аресты членов «ОР» взаимосвязаны и политически мотивированы.
Что касается дела Анастасии Шевченко, то это первый случай обвинения по данной статье. Анастасию арестовали как раз на основании двух административных решений 2018 года — за участие в дебатах с кандидатами в муниципальные депутаты и за организацию школы по подготовке таких кандидатов, и теперь она стала уголовной преступницей.
Amnesty International уже признала Анастасию политической узницей, и реакция не замедлила последовать: за репост этой новости, а также за публикации в защиту Шевченко в сети «ВКонтакте» уже задержан волгоградский активист «ОР» Роман Зайцев. Ему грозит штраф от 5 до 15 тысяч рублей.
Вопиющей эту ситуацию делает то, что общественное движение «Открытая Россия», в котором состоят преследуемые активисты, вовсе не попадает под действие законодательства о нежелательных организациях, поскольку является не иностранной или международной, а обычной российской организацией, учрежденной и финансируемой российскими гражданами.
Мы уверены, что дело против Анастасии Шевченко не только неправовое. Оно грубо попирает базовые свободы человека — свободу слова и свободу мысли. Вся «вина» молодой матери (теперь двоих, а не троих детей) — в ее общественно-просветительской и гражданской деятельности.
У государства нет права карать своих граждан за просветительские лекции, организацию дебатов, публичные выступления и дарение романов и словарей.
Мы требуем немедленного освобождения Анастасии Шевченко, отмены всех судебных актов о привлечении к ответственности по абсурдным антидемократическим статьям 284.1 УК и 20.33 КоАП, прекращения репрессий против активистов «Открытой России».
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ COLTA.RU В ЯНДЕКС.ДЗЕН, ЧТОБЫ НИЧЕГО НЕ ПРОПУСТИТЬ
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
15:17Российские документалисты выступили с антивоенным письмом
14:53Из фонда V-A-C уходит художественный директор Франческо Манакорда
13:57Из России уезжает главред Republic Дмитрий Колезев
12:33Уволился замдиректора Пушкинского музея
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244797Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246348Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202412953Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419436Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420116Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422777Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423534Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428693Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428825Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429502