Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20245284«ПЭН-Москва», Ассоциация «Свободное слово» и Санкт-Петербургский ПЕН-клуб выступили с завлением, в котором потребовали прекратить уголовное преследование журнлистки Светланы Прокопьевой, обвиняемой в публичном оправдании терроризма.
COLTA.RU приводит заявление полностью:
Заявление
«ПЭН-Москва», Ассоциации «Свободное слово» и Санкт-Петербургского ПЕН-клуба
В Пскове открыто тенденциозное, неправосудное дело против журналиста Светланы Прокопьевой, написавшей в прошлом году эмоционально-яркую, исполненную тревоги и боли за нашу страну публицистическую статью в связи с самоподрывом 17-летнего террориста-одиночки при входе в помещение ФСБ в Архангельске.
«Многолетнее ограничение политических и гражданских свобод создало в России не просто несвободное, а репрессивное государство… Репрессивное по отношению к собственным гражданам государство теперь встречает ответочку. Юный гражданин, который видел от власти только запреты и наказания, не мог и придумать другого способа коммуникации. Жестокость порождает жестокость. Безжалостное государство произвело на свет гражданина, который сделал смерть своим аргументом» - так Светлана Прокопьева понимает причины произошедшего в Архангельске чудовищного акта.
Называет она и тех, кто, по ее мнению, в этом виновен: «Сильное государство. Сильный президент, сильный губернатор. Страна, власть в которой принадлежит силовикам. Поколение, к которому принадлежал архангельский подрывник, выросло в этой атмосфере».
Теперь эти виновные и начали преследование автора статьи, абсурдно обвинив ее в «оправдании терроризма». Мало того, ее саму занесли в реестр экстремистов и террористов, заблокировали ее счета, лишили электронных средств связи и рабочего инструментария. 20 сентября ее вообще перевели в статус обвиняемой по статье, по которой ей грозит 7 лет лишения свободы.
«Я не оправдывала терроризм. Я анализировала причины теракта, — позднее писала Светлана. — Я пыталась понять, почему молодой парень, которому жить и жить, решился на преступление-самоубийство. Возможно, я ошиблась в реконструкции его мотивов — и хорошо, если ошиблась! — но никто этого не доказал. Обвинение вместо обсуждения — это, знаете ли, довольно примитивная и грубая позиция. Это кулак в лицо в ответ на устное замечание. Это кулак в лицо каждому журналисту нашей страны».
Мы, члены «ПЭН-Москва», Ассоциации «Свободное слово» и Петербургского ПЕН-клуба, люди, имеющие дело с различными литературными и журналистскими текстами, со всей ответственностью заявляем, что в тексте Светланы Прокопьевой нет и тени какого бы то ни было оправдания терроризма, а есть несомненная тревога по поводу существования условий для этого отвратительного явления, принесшего столько слез и горя гражданам нашей страны — как в прежние времена, так и совсем в недавнем прошлом.
Дело против честной и талантливой журналистки мы рассматриваем как очередную попытку запугать журналистов и публицистов, пишущих правду о происходящем в стране, что, видимо, имеет своей целью полное подавление свободы слова в сегодняшней России.
Мы требуем немедленно прекратить уголовное преследование Светланы Прокопьевой.
Мы также призываем все творческие организации, все творческие силы страны оказать ей моральную и всяческую иную поддержку.
Дело Светланы Прокопьевой — это, по сути своей, дело каждого, кто считает своим профессиональным долгом осмысливать жизнь и говорить о ней Правду.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ COLTA.RU В ЯНДЕКС.ДЗЕН, ЧТОБЫ НИЧЕГО НЕ ПРОПУСТИТЬ
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
15:17Российские документалисты выступили с антивоенным письмом
14:53Из фонда V-A-C уходит художественный директор Франческо Манакорда
13:57Из России уезжает главред Republic Дмитрий Колезев
12:33Уволился замдиректора Пушкинского музея
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20245284Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246891Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413367Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419825Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420540Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202423139Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423894Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202429094Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202429191Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429855