«Манифеста» ответила на призывы к бойкоту
© manifesta.org
Несмотря на многочисленные призывы к бойкоту, фонд «Манифеста 10 Санкт-Петербург» продолжает работу.
Этими словами начинается распространенное сегодня, 11 марта, официальное заявление от имени директора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского, директора Международного фонда Manifesta Хедвиг Фейен, куратора биеннале «Манифеста 10» Каспера Кенига. COLTA.RU приводит заявление полностью:
Государственный Эрмитаж пригласил нас исследовать ситуацию, сформировавшуюся в российском обществе в сфере культуры и искусства. Мы убеждены, что в сложившихся на сегодняшний день обстоятельствах, необходимо продолжить начатое.
Более того, мы считаем продолжение работы своим долгом. Биеннале «Манифеста» всегда служит катализатором местной и международной художественной жизни, активизирует те слои общества, которые заинтересованы в дискуссии и межкультурном обмене. Мы считаем, что остановка работы фонда «Манифеста 10» по подготовке биеннале сейчас может быть воспринята как продолжение риторики в духе Холодной войны и не будет достойным ответом на всю сложность существующей геополитической ситуации.
Выставка современного искусства в рамках биеннале «Манифеста 10» является только частью более глобального проекта, включающего в себя искусство, публичные дискуссии, образовательную и публичную программы. Благодаря этой многогранности «Манифеста» имеет возможность исследовать сложности и противоречия местного культурного и социального контекста. К настоящему моменту фонду «Манифеста 10» удалось наладить отношения со множеством местных и международных сообществ в Санкт-Петербурге, и мы не хотим их прерывать.
Фонд «Манифеста 10» внимательно следит за развитием событий на Украине и не остается равнодушной к происходящему. Мы всецело надеемся на то, что возникший кризис будет в конце концов разрешен мирным дипломатическим путем.
Каспер Кениг, куратор биеннале «Манифеста 10» в Санкт-Петербурге
«Когда мне предложили курировать биеннале современного искусства «Манифеста 10» в Санкт-Петербурге, совпадающую с 250-летием Эрмитажа и 20-летием с момента создания самой биеннале, я с интересом откликнулся на этот вызов, коим несомненно является работа в Государственном Эрмитаже с его долгой и сложной историей и сам тот факт, что «Манифеста» впервые проходит в бывшей стране Варшавского договора (и второй раз в стране Восточной Европы).
С тех пор 43 художника (именно столько, по моим ощущениям, примут участие в выставке) по моему приглашению посетили Санкт-Петербург, где работали над своими проектами с большой серьезностью и вниманием. Выставка должна состояться уже очень скоро. Она будет занимать исторические пространства Зимнего дворца и только что реконструированное здание Главного штаба. Одновременно с этим будет проходить программа мероприятий в общественном пространстве, которую курирует Йоанна Варша, кинопрограмма, организуемая Райнальдом Шумахером и Натали Oйос. Британский куратор Сепаке Ангиама разрабатывает образовательную программу юбилейной «Манифесты». Мы более подробно расскажем об участниках и организаторах биеннале во время пресс-конференции, которая состоится 25-го марта 2014 года в Государственном Эрмитаже.
Между тем, в офисе «Манифесты» работает прекрасная команда специалистов из Европы и России, и я не могу не думать о наших русских коллегах, которые показали свою преданность проекту. В связи со всем этим я чувствую, что проведение биеннале очень важно для Санкт-Петербурга, для людей, живущих в городе. Выставка является лишь частью более масштабного процесса, включающего искусство, образование, публичные дискуссии, гражданские инициативы и многое другое. Ситуация усложнилась с тех пор, как мы начали работать, однако я не считаю, что проведение биеннале в Санкт-Петербурге имеет что-то общее с поддержкой (будь-то Государственным Эрмитажем и его директором Михаилом Пиотровским, международными фондом «Манифеста» и его директором Хедвиг Фейен, лично мной) политических решений, принимаемых в настоящий момент российским правительством. Прекращение нашей работы по причинам, отличным от практической невозможности ее продолжения, не кажется мне выходом из ситуации.
Моя цель состоит в том, чтобы биеннале была многосложной и интересной с точки зрения представленных на ней художественных подходов, и эта цель будет достигнута благодаря участвующим в ней художникам. Основная задача в данном случае – всеми возможными способами бороться за то, чтобы искусство продемонстрировало всю широту заключенных в нем и открываемых им перспектив. Мне не хотелось бы, чтобы эти слова были восприняты исключительно как комментарий для прессы, я хочу выразить нечто более важное, чем просто мое отношение к сложившейся ситуации.
Приглашая художников к участию, я говорил им следующее: «Конечно, политические обстоятельства в настоящий момент непростые и во многом неприятные, и мы должны избежать самоцензуры. Мой контракт предполагает свободу творчества – настолько, насколько она не противоречит законам Российской Федерации. Тем не менее, мы не хотим выставлять что-то, что сводилось бы к дешевой провокации. Перед нами открыты богатые возможности, и было бы ошибкой увидеть в них всего лишь шанс делать какие-то политические заявления».
Мы прекрасно понимаем, что биеннале «Манифеста 10» будет не по назначению использоваться политическими активистами в качестве платформы для высказываний. Тем не менее, наша цель должна состоять и остоит в том, чтобы, используя ограниченные возможности искусства, сделать выставку, которая приглашает к диалогу, которая задает вопросы, и которая оставит после себя важный след и после ее закрытия осенью 2014 года.
Против проведения европейской биеннале современного искусства «Манифеста» в Петербурге высказались художники из разных стран мира, участницы группы Pussy Riot Мария Алехина и Надежда Толоконникова.
С идеей бойкота не согласны художники группы «Что делать?», которые, занимая резко антивоенную позицию, считают, что «это событие может послужить развитию демократической и альтернативной публичной сферы в России».
«Мы обращаемся к "Манифесте" и Государственному Эрмитажу с требованием сказать свое слово — поддержать антивоенную позицию и призвать остановить травлю людей, отстаивающих ценности мира, демократических свобод и диалога (базовые ценности самой "Манифесты"). — говорится в обращении, размещенном в фейсбук-сообществе Школы вовлеченного искусства «Что делать?» — В противном случае проведение "Манифесты" в Санкт-Петербурге утратит всякий смысл. И сделать это надо прямо сейчас -- в июне может быть слишком поздно».
Понравился материал? Помоги сайту!