Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244898Сегодня, 20 марта, объявлен лауреат Ибсеновской премии 2014 года. Им стал австрийский драматург и писатель Петер Хандке.
Об этом сообщил COLTA.RU член жюри Ибсеновской премии Роман Должанский.
Петер Хандке (р. 1942) в начале 1960-х, во время учебы в Грацком университете, стал участником литературной группы «Форум городского парка» и начал публиковаться в журнале Manuskripte, позже участвовал в литературных объединениях «Грацская группа», к которой принадлежали, в частности, Эльфрида Елинек и Барбара Фришмут, и «Группа 47».
В 1965 году вышел его первый роман, «Шершни», и Хандке решил полностью посвятить себя литературе. К концу 1960-х его пьесы заняли лидирующее место среди постановок драматургов Западной Германии. Впоследствии пьесы Хандке были переведены на десятки языков мира и поставлены на сценах крупнейших театров Европы — от парижской «Комеди Франсэз» до венского Бургтеатра.
За «Шершнями» последовало множество других книг, из которых на русский язык переведены «Страх вратаря перед одиннадцатиметровым» (1970), «Короткое письмо к долгому прощанию» (1971), «Нет желаний — нет счастья» (1972).
Много лет Петер Хандке дружит и сотрудничает с режиссером Вимом Вендерсом. По сценариям Хандке сняты его фильмы «Страх вратаря перед одиннадцатиметровым» (Die Angst des Tormanns beim Elfmeter, 1972), «Ложное движение» (Falsche Bewegung, 1975) и «Небо над Берлином» (Der Himmel über Berlin, 1987).
В 2006 году Хандке отказался от премии Германа Гейне в связи с тем, что немецкие власти осудили писателя за его просербскую позицию по югославскому вопросу и за речь на похоронах Слободана Милошевича, в которой писатель сказал, что «Милошевич защищал сербский народ».
Международная Ибсеновская премия была создана в 2007 году правительством Норвегии. Она присуждается деятелям театра и театральным институциям, которые поддерживают дух обновления искусства, свойственный творчеству Генрика Ибсена.
Это самая значительная театральная награда в мире — размер призового фонда составляет 300 тысяч евро. Неофициально ее называют «театральной Нобелевской премией».
Первым лауреатом стал Питер Брук (2008), в 2009 году премию получила Ариана Мнушкина. До 2010 года премия вручалась ежегодно, впоследствии было принято решение вручать ее раз в два года. В 2012 году лауреатом стал известный немецкий режиссер и музыкант Хайнер Геббельс.
Имя лауреата по традиции объявляется в день рождения Ибсена — 20 марта. Церемония вручения проходит в сентябре в Осло, в дни традиционного Ибсеновского театрального фестиваля. Она сопровождается посвященной лауреату конференцией и показом его спектаклей.
Жюри состоит из семи человек, критиков и практиков театра, каждый из которых приглашается министерством культуры Норвегии на четыре года. Председатель жюри последнего созыва — директор Норвежской национальной оперы Пер Бо Хансен. Кроме того, среди членов жюри три представителя Норвегии, один — Великобритании, двое — Германии, один — России.
Список номинантов не публикуется. Правом выдвижения номинантов обладают не только сами члены жюри, но любые институции и граждане, победитель определяется открытым голосованием членов жюри.
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
15:17Российские документалисты выступили с антивоенным письмом
14:53Из фонда V-A-C уходит художественный директор Франческо Манакорда
13:57Из России уезжает главред Republic Дмитрий Колезев
12:33Уволился замдиректора Пушкинского музея
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244898Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246455Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413043Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419532Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420200Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422851Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423610Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428779Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428913Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429566