Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244877Сегодня, 1 декабря, в Москве в возрасте 98 лет умерла искусствовед, президент Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Ирина Антонова.
Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на пресс-службу музея.
Ирина Александровна Антонова родилась в 1922 году в Москве. В 1945 году с отличием окончила искусствоведческое отделение исторического факультета МГУ, с 1945 года была научным сотрудником отдела Запада Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (ГМИИ). До 1949 года Ирина Антонова обучалась в аспирантуре при ГМИИ, занималась исследованием итальянского искусства эпохи Возрождения.
После окончания Великой Отечественной войны принимала участие в каталогизации экспонатов Дрезденской галереи, вывезенных в СССР. Впоследствии работала методистом в отделе популяризации, участвовала в организации выставок, была старшим научным сотрудником ГМИИ. В 1960-е годы читала в МГУ курс «Музееведение и музеи мира».
В 1961 году Ирина Антонова стала директором ГМИИ. В 1974 году под ее руководством была осуществлена реорганизация экспозиции музея, в том же году в ГМИИ впервые в СССР была выставлена «Мона Лиза» Леонардо да Винчи. В дальнейшем при участии Ирины Антоновой в ГМИИ были организованы крупнейшие выставки, такие как «Москва — Париж. 1900–1930» (1981), «Москва — Берлин. 1900–1950» (1996), «Сокровища Трои из раскопок Генриха Шлимана» (1996), «Пикассо» (2010). В 1981 году Ирина Антонова вместе с пианистом Святославом Рихтером стала инициатором проведения в ГМИИ ежегодного фестиваля музыки и живописи «Декабрьские вечера».
В конце 1980-х годов при участии Ирины Антоновой была разработана государственная программа развития ГМИИ, в рамках которой в 1994 году был открыт Музей личных коллекций, в 1996 году основан отдел ГМИИ, Учебный художественный музей имени И.В. Цветаева, в 1999 году — отдел ГМИИ, Мемориальная квартира Святослава Рихтера, в 2006 году открылись Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков и Центр эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон».
В апреле 2013 года Ирина Антонова была назначена главным куратором государственных музеев России. В июле того же года она была освобождена от должности директора ГМИИ и заняла специально учрежденный для нее пост президента музея.
В 1971–1977 и 1986–1992 годах Ирина Антонова была вице-президентом Международного совета музеев. В 1977 году на генеральной конференции ИКОМ выступила с предложением учредить профессиональный праздник — Международный день музеев, который с тех пор он ежегодно отмечается 18 мая по всему миру.
Автор книги «Веронезе» (1957) и более ста публикаций научного и научно-просветительского характера, лауреат многих отечественных и зарубежных государственных наград и премий, заслуженный деятель искусств РСФСР (1979).
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
15:17Российские документалисты выступили с антивоенным письмом
14:53Из фонда V-A-C уходит художественный директор Франческо Манакорда
13:57Из России уезжает главред Republic Дмитрий Колезев
12:33Уволился замдиректора Пушкинского музея
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244877Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246436Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413029Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419517Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420186Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422838Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423597Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428765Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428901Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429555