Столицы новой диаспоры: Тбилиси
Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20241712Члены Комитета старейшей литературной награды России рассчитывают на создание новой институции.
9 июня 2014 года на сайте Премии Андрея Белого было обнародовано Заявление членов Комитета премии Бориса Иванова и Бориса Останина, объявлявшее о роспуске Комитета и организационных переменах в структуре премии.
COLTA.RU публикует письмо членов Комитета премии, комментирующее события последних недель:
Заявление членов Комитета Премии Андрея Белого
Мы хотели бы разъяснить сложившуюся вокруг премии ситуацию, как она видится нам. Опубликованное на сайте Премии Андрея Белого заявление Б.И. Иванова и Б. Останина противоречит духу и букве Премии в том виде, в каком она стала складываться в конце 1990-х годов, возродившись после значительного перерыва на новых — открытых и коллегиальных — началах. В отличие от «тайного», «анонимного» жюри эпохи ленинградского андеграунда, с 1999 года за Премией Андрея Белого стоит определенная общественная институция — Комитет премии. Это, в полном соответствии со статусом Премии Андрея Белого как «корпоративной» и «общественной» (цитируем формулировки Б.И. Иванова из его статьи, предваряющей антологию произведений лауреатов премии 1978–2004 годов: М.: НЛО, 2005, с. 10, 13), добровольное и независимое содружество равноправных людей, объединенных общими интересами и ценностями, что, понятно, никоим образом не означает поющих в один голос. Поэтому любое значимое для членов Комитета решение может быть только солидарным — продуктом коллективной воли его членов, и достигается это в ходе обсуждения, в результате убеждения, на основе взаимных уступок и разумного компромисса, а, в конечном счете, посредством голосования, как это всегда и бывало при разрешении конфликтных ситуаций в Комитете. Еще раз: независимость, общественный характер, соревновательная процедура, открытое голосование, солидарная воля, коллективные решения. Все это внятно прописано в Положении о премии, одобренном всеми членами Комитета еще в 2001 году и подтверждено в Коммюнике 2009 года. Ссылки же на федеральные законы и документы государственной регистрации, к которым прибегают в своем Заявлении Б.И. Иванов и Б. Останин, перечеркивают все обозначенные выше принципы и нарушают сложившиеся за последние 15 лет механизмы работы премии.
В то же время, эти ссылки недвусмысленно свидетельствуют о том, что ситуация необратимо изменилась -- и внешне и внутренне. Подведена черта, завершен определенный этап в истории премии. В настоящее время мы фактически имеем дело с другой институцией – самостоятельно основанным Б.И. Ивановым и Б. Останиным АНО Санкт-Петербургский Культурный центр им. Андрея Белого и премией этого центра как одним из направлений («подразделением») его многообразной и в высшей степени благородной деятельности. Характерно, что формулировки принятого в 2001 году Положения о премии, повторенные в упомянутой статье Б.И. Иванова — о корпоративности, общественном характере Премии Андрея Белого, тех или иных согласованных и коллективных намерениях, решениях, действиях Комитета — в новом Положении о премии, как о подразделении Культурного центра им. Андрея Белого, сменяются симптоматичными словами о «руководителях “Премии Андрея Белого”».
В этих условиях нам не остается ничего другого, как сложить с себя полномочия членов Комитета и с сожалением констатировать завершение работы Премии Андрея Белого в том формате, в каком она существовала в 1999–2013 годах. Подписавшие настоящее заявление рассматривают сейчас возможность учреждения другой литературной премии. Мы надеемся на конструктивное сотрудничество в этом вопросе с нашими коллегами — членами Комитета и лауреатами Премии Андрея Белого разных лет. Социокультурная реальность 2010-х годов в ее уже вполне определившихся политических, идеологических, экономических и массмедиальных планах, которые меняют положение автора, создают новые контексты и конфликты его самоопределения, творчества, признания, требует для критической рефлексии и адекватного отклика новых институций.
Борис Дубин, Глеб Морев, Александр Скидан, Александр Уланов
P.S. Премия Андрея Белого — старейшая в России регулярная негосударственная награда в области культуры — была учреждена в 1978 году ленинградским самиздатовским журналом «Часы», редакторами которого были Борис Иванов и Борис Останин.
Премия присуждается в номинациях «Поэзия», «Проза», «Гуманитарные исследования», «За заслуги перед русской литературой», «Перевод» и «Литературные проекты и критика». Денежный приз в каждой категории составляет 1 рубль.
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
15:17Российские документалисты выступили с антивоенным письмом
14:53Из фонда V-A-C уходит художественный директор Франческо Манакорда
13:57Из России уезжает главред Republic Дмитрий Колезев
12:33Уволился замдиректора Пушкинского музея
Все новостиПроект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20241712Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 20249650Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202416298Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202416979Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202419709Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202420535Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202425593Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202425783Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202427128