СТОЛИЦЫ НОВОЙ ДИАСПОРЫ: ТБИЛИСИ
Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 202481Архитекторы, искусствоведы и представители музейного сообщества написали открытое письмо министру культуры Владимиру Мединскому и советнику президента по культуре Владимиру Толстому, в котором выразили свое мнение о ситуации вокруг Дома Мельникова.
Письмо написано вскоре после недавней публикации на COLTA.RU, в которой свою позицию сформулировала другая группа искусствоведов, историков архитектуры, членов профессионального архитектурного и музейного сообщества.
COLTA.RU полностью приводит текст письма:
В последнее время вокруг абсолютно легитимных действий Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева, спасающего всемирно известный памятник - Дом-мастерская Константина Мельникова, развязана информационная война. Люди, представляющие действия Музея незаконными и неэтичными сознательно вводят общественность в заблуждение, намеренно искажая или утаивая факты.
За последние три года Государственный музей архитектуры предпринял все возможные меры для скорейшего исполнения завещания В.К. Мельникова и организации музея в Доме. Музей архитектуры инициировал и добился повышения охранного статуса памятника до федерального. Была разработана Концепция музея Константина и Виктора Мельниковых, одобренная научно-методическим советом Минкультуры России и директорами ведущих музеев России. Музей выделил помещения для размещения постоянной экспозиции и фондохранилища. По инициативе Музея, в качестве его филиала, Министерство культуры в феврале 2014 года своим приказом учредило Государственный музей Константина и Виктора Мельниковых. Помимо этого, Музей архитектуры в октябре 2013 года взял на себя охранные обязательства и теперь обязан принять меры по спасению памятника и созданию в нём мемориального музея.
Несмотря на то, что в своих публичных выступлениях незаконно проживающая в Доме Е.В. Каринская неоднократно декларировала свою готовность и желание создать музей своего деда и отца, на деле, как только этот музей стал реальностью, она под любым предлогом препятствовала и препятствует его созданию. Более того, не неся никакой реальной ответственности за состояние памятника, она провела незаконные ремонтные работы, в результате которых была утрачена оригинальная конструкция кровли и отопительной системы. Дом Мельникова становился площадкой для проведения корпоративных мероприятий и киносъёмок, в Доме регулярно проводились частные экскурсии, так называемые субботники, и прочие публичные мероприятия. При этом, никаких мер по сохранению Дома и предметов мемориальной обстановки, живописи, графики предпринято не было.
Наоборот, Е.В. Каринская выносила музейные предметы на сторонние выставки, не оформляя не только страховых документов, но даже не составляя описи и актов передачи вещей. В результате уже сейчас выявлены серьёзные расхождения с описями, составленными Виктором Мельниковым в конце 1990-х годов. Есть основания полагать, что часть живописи и графики, а также архивных документов из Дома попросту исчезли. А те вещи, что находятся в Доме, хранятся в ужасающих условиях: мебель рассыхается, покрытая многолетним слоем пыли живопись осыпается, графику и книги поедает грибок. Совершенно очевидно, что если не предпринять срочных мер, то реставрация содержимого Дома обойдётся гораздо дороже, чем реставрация самого Дома.
Мы считаем, что действия Музея архитектуры в этой ситуации носят вынужденный характер и абсолютно законны. Более того, их прекращение или пролонгация скажется на памятнике самым губительным образом. Учитывая то, что Музей представляет собственника, которым является Российская Федерация, а также обязательства по сохранению Дома и его содержимого, которые Музей на себя принял, все действия, вызывающие возмущение защитников интересов Каринской - постановка памятника под охрану, прекращение неконтролируемого доступа в Дом посторонних людей, проведение описи мемориальной обстановки и другие - представляются единственно возможными для сохранения Дома и его мемориальной обстановки. Действия Музея открыты и прозрачны - они освещаются не только на официальном сайте Музея, но и в социальных сетях, и в прессе. На наш взгляд, в сложившейся ситуации есть один путь спасения памятника и его содержимого — продолжение музеефикации Дома и скорейшее его открытие для всех желающих.
Уважаемый Владимир Ростиславович! Уважаемый Владимир Ильич! Просим Вас оказать поддержку Государственному музею архитектуры имени А.В. Щусева в деле спасения памятника и создания Музея Константина и Виктора Мельниковых. Верим, что совместные усилия, наконец, приведут к конкретным результатам, а имена Константина и Виктора Мельниковых перестанут ассоциироваться с бесконечными скандалами и судами.
С уважением,
А.Л. Бавыкин, архитектор
Е.А. Богатырев, директор Государственного музея А.С. Пушкина
А.В. Боков, президент Союза архитекторов России
А.В. Гинзбург, архитектор
А.В. Кузьмин, президент Российской академии архитектуры и строительных наук
А.К. Левыкин, директор Государственного исторического музея
Б.В. Левянт, архитектор
С.П. Мельниченко, генеральный директор НП «Гильдия архитекторов и проектировщиков», архитектор, эксперт ООН
Д.В. Родионов, генеральный директор Государственного центрального театрального музея им. А.А. Бахрушина
Н.В. Сиповская, директор Государственного института искусствознания, доктор искусствоведения
А.А. Скокан, директор Архитектурного бюро «Остоженка»
Д.О. Швидковский, ректор МАрхИ, академик РАХ и РААСН
Н.И. Шумаков, президент Союза московских архитекторов
В.З. Церетели, исполнительный директор Московского музея современного искусства
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
15:17Российские документалисты выступили с антивоенным письмом
14:53Из фонда V-A-C уходит художественный директор Франческо Манакорда
13:57Из России уезжает главред Republic Дмитрий Колезев
12:33Уволился замдиректора Пушкинского музея
Все новостиПроект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 202481Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 20249429Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202416074Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202416818Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202419507Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202420381Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202425420Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202425624Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202426963