Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 2024485825 марта в Музее Москвы откроется «Дом голосов: на полях языка», выставочно-исследовательский проект на стыке современного искусства, кинематографа, поэзии, лингвистики, философии и антропологии, посвященный умирающим языкам — нивхскому, уйльтинскому, ижорскому и водскому.
Художники (группа «Другие работы», Ольга Карякина, Андрей Черкасов, Кирилл Широков) и кураторы (Галина Рымбу и Константин Шавловский) поставили перед собой задачу вывести разговор об исчезающих языках и народах из области лингвистики и этнографии, из архивов и краеведческих музеев в широкое культурное пространство.
Вопрос зарождения и появления языка обсуждался и учеными, и художниками, но проблеме смерти языка практически не уделяется внимания. Выставка «Дом голосов» — это художественное исследование проблемы умирающих языков, приглашение культурного сообщества к диалогу на эту тему.
«Принято считать, что проблема исчезающих языков и народов не интересует никого, кроме лингвистов и этнографов или режиссеров документальных фильмов. — отмечают кураторы проекта. — Люди, живущие в больших мультикультурных мегаполисах, таких как Москва, где различия скорее стираются, чем громко заявляют о себе, часто воспринимают исчезающие языки и народы как "уходящую экзотику", а художники, если и обращаются к теме исчезающих сообществ, то, как правило, становятся заложниками «реалистической» фиксации такого опыта. Мы обратились не просто к малым народам, а к тем языкам и этносам, которые переживают катастрофу — процесс их ассимиляции фактически завершен, у языка осталось от нескольких человек до нескольких десятков носителей, осознание своей идентичности крайне проблематично, а разговор о них в широком культурном поле на данный момент фактически отсутствует. Современные столичные художники, поэты, кинематографисты решили сформировать передвижную арт-резиденцию и отправиться в "обратный путь" — к носителям умирающих языков, живущим на Сахалине и в Ленинградской области (Ингерманландия), чтобы провести свое полевое исследование "наоборот" — результаты такого исследования не научные, а чувственные. Но, порою, художник в своей тотальной открытости другому может сказать больше, чем этнографические справочники и словари».
Одна из основных тем выставки — невозможность непосредственной фиксации умирания языка и восприятия «языка как такового». Прежде всего, за счет преломления его в различных оптиках: беспристрастного архивиста и исследователя, художника, активиста. Представление же таких явлений как экзотических и маргинальных не кажется сегодня уместным. Вопрос состоит в «снятии» подобного взгляда на уходящие явления культуры, в новом этическом и эстетическом измерении, где реактивное исчезновение языков и культур является вызовом самим языкам современного искусства, литературы и философии.
На выставке будет работать дискуссионная площадка и лекторий, где российские художники, критики, лингвисты и зарубежные философы и теоретики (Джонатан Платт, Йоэль Регев, Сергей Завьялов и другие) будут вести разговор о проблемах языковой и культурной идентичности, языках малых сообществ и их преломлении в современном искусстве, а молодые художники — студенты Школы Родченко и Школы «Что делать» попытаются ответить на вопрос — как сегодня, находясь в сердцевине культуры, говорить в искусстве о тех, чье присутствие в жизни столичного общества лишь незримо и эфемерно,как открыть в себе и в других путь к другому.
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
15:17Российские документалисты выступили с антивоенным письмом
14:53Из фонда V-A-C уходит художественный директор Франческо Манакорда
13:57Из России уезжает главред Republic Дмитрий Колезев
12:33Уволился замдиректора Пушкинского музея
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244858Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246419Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413015Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419505Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420174Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422827Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423583Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428752Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428890Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429544