Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20247860Научно-информационный центр «Мемориал» в Петербурге был вынужден перенести показ картины Анджея Вайды «Катынь» после того, как в организацию поступило предупреждение из Министерства культуры об ответственности за показ фильма без прокатного удостоверения.
Скан письма руководителя Управления Министерства культуры РФ по Северо-Западному федеральному округу Сергея Булавского публикует издание MR7. В документе название фильма указано как «Хатынь».
«Доводим до вашего сведения, что в соответствии с требованием статьи 5.1 ФЗ от 22 августа 1996 года № 126 ФЗ о государственной поддержке кинематографии Российской Федерации показ фильма на территории РФ без прокатного удостоверения не допускается за исключением показа по эфирному, кабельному, спутниковому телевидению фильма, созданного для такого показа», — говорится в письме.
«Ответственность за осуществление юридицеским лицом показа фильма без прокатного удостоверения предусмотрена п. 1 ст. 14.58 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ)», — предупреждает Минкульт. Речь идет о штрафе в размере от 50 до 100 тысяч рублей.
В связи с тем, что в начале ноября Министерство юстиции внесло НИЦ «Мемориал» в реестр иностранных агентов, его публичную деятельность осуществляет независимая общественная организация Фонд Иофе.
«Фонд Иофе вынужден перенести показ фильма "Катынь" Анджея Вайды до того момента, пока не будут улажены разногласия с Минкультом. — сообщили в «Мемориале». — Некоммерческий показ фильма 26 ноября планировался в рамках международного кинофестиваля, что разрешено действующим законодательством».
В конце октября из-за отсутствия прокатного удостоверения показ фильма «Катынь», входивший в программу Дней польской культуры в Тюменской области, был отменен областным комитетом по делам национальностей.
«Катынь» (Katyń, 2007) рассказывает о событиях 1939–1945 годов, один из главных эпизодов фильма — расстрел в 1940 году органами НКВД польских военнопленных в Катынском лесу под Смоленском. При подготовке фильма были использованы дневники польских офицеров, содержавшихся в советском лагере. В 1990 году руководство СССР официально признало ответственность НКВД за массовые казни польских военнослужащих.
Этой осенью международное общество «Мемориал» в сотрудничестве с польским общественным центром KARTA издало книгу памяти «Убиты в Катыни» с биографическими справками о 4415 польских гражданах, расстрелянных в апреле-мае 1940 года по решению Политбюро ЦК ВКП(б) от 5 марта 1940 года и захороненных в Катынском лесу.
«Я снимал фильм таким, каким хотел снять, без политической истерики и без пропаганды. — рассказывал Анджей Вайда, отец которого был расстрелян в Катынском лесу. — "Катынь" — мое художественное осмысление исторической правды. Фильм ни в коей мере не направлен против России, он о том, как совершалось преступление Сталина».
Впервые в России «Катынь» была показана в 2007 году в Польском культурном центре в Москве, телевизионная премьера состоялась в апреле 2010 года на канале «Культура».
В НИЦ «Мемориал» отмечают, что с тех пор фильм «неоднократно показывался по государственному телевидению, в столичном Доме кино и в Центральном Доме литераторов», а «Анджей Вайда предоставил обществу "Мемориал" неограниченные права на показ своего фильма».
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
15:17Российские документалисты выступили с антивоенным письмом
14:53Из фонда V-A-C уходит художественный директор Франческо Манакорда
13:57Из России уезжает главред Republic Дмитрий Колезев
12:33Уволился замдиректора Пушкинского музея
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20247860Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20249431Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202415593Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202422029Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202422651Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202425301Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202426000Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202431232Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202431338Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202431265