Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20249378Перед женским праздником Первый канал снова показал 25-летней давности голливудскую «Красотку». В меню мартовских выходных этот фильм давно стал обязательным блюдом, как «Ирония судьбы» под Новый год или «Офицеры» ко Дню защитника Отечества. Но после праздников, вдогонку, канал решил подкрепить легкомысленные комплименты слабой половине аудитории чем-то серьезным и, более того, патриотичным. И показал премьеру телеверсии «Батальона» Дмитрия Месхиева — сериал о героизме защитниц Отечества в лихую годину Первой мировой войны.
…Где-то между февралем и октябрем 1917 года прошлого столетия девушка из хорошей семьи получает весточку с фронта — в тот самый момент она готовится к поступлению в Ла Скала. У рояля маменька, и тут горничная с письмом. Из конверта выпадает медальон и листок бумаги в черной рамке. Это все, что осталось от любимого Пети. Героиня тут же устремляется туда, где записывают в женский батальон унтер-офицера Марии Бочкаревой. Впрочем, записывают не сразу — там что-то вроде кастинга: учитывают рост, возраст. На национальность и социальное происхождение не смотрят. Потом следует пострижение барышень в солдатки. Это испытание, не все выдерживают вида падающих на пол девических локонов, некоторые бросаются прочь. Остальным предстоит школа мужания. Для начала дамам надо научиться держать равнение, что для них непросто. Кто-то советует глумливо: «Равнение на сиськи!». Как вскоре выясняется, такое равнение — службишка, не служба. Бочкарева выстраивает дам в гимнастерках друг против друга и велит им драться изо всех сил. Те сначала не рады стараться, но затем входят во вкус.
Почему-то вспомнилась «Девятая рота», где новобранцев тоже учили ожесточению кулаками и насилием. А когда девицы пошли в атаку, невозможно было не вспомнить вот так же рвавшихся на врага объятых пламенем бойцов из «Сталинграда». Но если знать, что Федор Бондарчук был одним из продюсеров «Батальона», такому сходству не удивляешься.
И еще пара эффектных эпизодов. Один: когда Марию Бочкареву избивает ее бывший муж — лежачую ногами в лицо, в живот… Другой: когда юная барышня вонзает штык в живого немца, а потом рыдает… А унтер-офицерша ее утешает: «Все правильно сделала».
Они убивали. Их убивали. Всех — кого раньше, кого позже. Наверное, позже всех кончили полного георгиевского кавалера Марию Бочкареву — в 1920-м, но уже не немцы, а большевики, новые патриоты новой империи. «Женский батальон смерти» (так устрашающе он был поименован при своем рождении) с лихвой оправдал свое название — смертью обернулся для всего его списочного состава. Такая им была назначена участь — быть убитыми. Такие массовые жертвоприношения совершались во время и Русско-японской войны, и Первой мировой, и Великой Отечественной. И всегда этому душегубству сопутствовала героико-патриотическая легенда.
Предел мечтаний всякого тоталитарного режима — чтобы страна пошла на костер.
Батальон Бочкаревой сформировали и послали на передовую, как явствует из сюжета фильма, чтобы поднять боевой дух разложившейся армии. Но коллективное самопожертвование было еще и следствием патриотического угара, что был вызван началом, как показалось многим, победоносной войны. Угар к 1917 году в основном рассеялся, но не у всех — его и эксплуатировали генералы Временного правительства, бросая в мясорубку войны две сотни молодых идеалисток. Спустя век наши кинематографисты решили воспеть этот ужас и преподать стране урок патриотического воспитания.
Женщина, отдающаяся войне или революции, — это ведь нечто противоестественное: это ущемление человечности. Ниловна, благословляющая своего сына на революционную борьбу, в ХХ веке производила на читателя благоприятное впечатление. Сегодня ее историческая правота небесспорна. Фильм «Комиссар» Александра Аскольдова не случайно пролежал под арестом на полке двадцать лет. Идеологические вертухаи правильно уловили, откуда и куда дует ветер антисоветскости в этом фильме. Мать, нечаянно забеременев в ходе Гражданской войны и едва родив, оставляет младенца в чужой семье и уходит с отрядом красных бороться за счастье всего человечества, которое от этой борьбы стало беднее человечностью.
Комиссарша — вариант Жанны д'Арк на русской почве. А воинство Марии Бочкаревой — Жанна д'Арк коллективная. Предел мечтаний всякого тоталитарного режима — чтобы страна пошла на костер.
В XXI веке на кону стоит ценность не только человеческой жизни, но и такой нематериальной материи, как человечность. Она истончается и тает с каждой новой войной и новой революцией.
Век тому назад Михаил Гершензон подметил: «Русский интеллигент — это, прежде всего, человек, с юных лет живущий вне себя, в буквальном смысле слова, т.е. признающий единственно достойным объектом своего интереса и участия нечто, лежащее вне его личности, — народ, общество, государство». И сегодня эта традиция не утрачена. Прибавился еще один объект интереса современного интеллигента — геополитика, любимая сегодня забава на наших просторах. Опять Запад сжимает вокруг нас кольцо, алкая наших полезных ископаемых и обширных территорий, мечтая разрушить нашу духовность, отнять великий и могучий русский язык, нашу православную веру и т.д.
Идеолог и продюсер «Батальона» Игорь Угольников настаивает на актуальности своего историко-художественного предприятия. И он прав. Месхиев и Угольников, вдохновляемые Военно-историческим обществом во главе с министром культуры господином Мединским, попали в тон ведущейся на федеральных каналах пропагандистской войне. В этот же поток будут вброшены ремейк «А зори здесь тихие» Рената Давлетьярова и новый фильм, над которым сейчас спешно трудится Дмитрий Месхиев, экранизируя роман министра культуры Владимира Мединского «Стена». Новым патриотическим откровением скоро порадует нас и Никита Михалков — из его фильма, посвященного Грибоедову, наверняка выяснится, как «гадила нам англичанка» в начале позапрошлого века.
Открылась старая новая кормушка — госпатриотизм. Налетай — дорого заплатим.
Игорь Угольников настаивает, что своим фильмом они, его создатели, поздравили всех женщин — защитниц Отечества. На деле — как и тогда, век назад, их цинично послали на погибель в политических интересах власти, в некотором смысле убив их дважды.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20249378Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 202410982Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202417087Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202423377Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202424092Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202426657Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202427375Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202432628Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202432712Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202432002