22 июля 2016Медиа
145

Покемоны и враги открытого общества

Илью Клишина покемоны неожиданно вдохновили на манифест

текст: Илья Клишин
Detailed_picture© Getty Images

Дело даже не в покемонах, которых надо ловить и тренировать при помощи экрана дополненной реальности в телефонах. То, что пикачу и прочие карманные монстры триумфально вернулись через двадцать лет, взорвав по скачиваниям все магазины мобильных приложений, — бесспорная маркетинговая и коммерческая удача Nintendo, но это, пожалуй, тема для серьезного бизнес-исследования. Не должны нас занимать даже и поведенческие рассуждения о том, что игра-де заставляет теперь ходить по улицам. Важнее то, что она говорит о нас и обществе в целом.

В России, где покемонов прокомментировали уже депутаты, сенаторы, церковь и пресс-секретарь Путина, игра даже еще не вышла. Однако десятки, а то и сотни тысяч людей уже играют в нее полулегально, убедив свои телефоны в том, что они живут в Америке (можно еще выставлять Австралию, например, но обычно все ставят США), что само по себе символично и в некотором роде напоминает консюмеристские манифесты журнала «Афиша» образца так 2009 года — убедить себя, что мы уже сейчас на Патриарших прудах или в Замоскворечье живем не в ∗∗∗, а в Европе.

Себя убеждали-убеждали, да и оказались с хипстерской прической на пути к модной фалафельной в разрытом городе, где не работает нормально ни один политический институт. С телефоном оказалось чуть проще: процедура «переубеждения» занимает всего пару минут и обходится без всяких кризисов самоидентификации и экзистенциальных страданий вроде набивших оскомину «велодорожек в концлагере».

Это не просто bon mot: все это множество людей — от медиаменеджеров до студентов, от бизнесменов до дизайнеров — вполне живет ментально в Штатах, точнее, даже не в Штатах, а на Западе в широком смысле этого слова. В полуархаичной России, прыгнувшей из деревни в авторитарный постмодерн образца Франко, Салазара или черных полковников, они уже живут на пятьдесят лет вперед. Они видят свою страну сильной и свободной, видят ее частью развитого мира.

Убеждали-убеждали, да и оказались с хипстерской прической на пути к модной фалафельной в разрытом городе, где не работает нормально ни один политический институт.

Может, это прозвучит немного нелепо, но люди, которые берут телефон и выходят на улицы ловить покемонов, — это агенты перемен, чье сознание открыто новому и неизведанному; большая редкость в путинской России, где раньше высшей ценностью было не расплескать, не растерять, удержать мгновение, а когда мгновение было упущено, а точнее, умышленно и под улюлюканье растоптано крымским наркотиком, общее настроение тут — смотреть в прошлое и как бы чего не вышло. Ценности спальных районов заключаются в вечном сне и беге по кругу. Это переиздание «Осеннего марафона», новый брежневский застой, только еще хуже, потому что перестройка уже была и неясно совсем, что тут может помочь.

Реакция властей на покемонов как раз предсказуема. В Кремле их лучше не ловить, в церквях тоже. Сенаторы видят в них происки дьявола. Коммунисты просят их проверить. Даже непонятно, искренне все это или просто реакция отторжения чего-либо нового и свежего доведена до автоматизма. О чем думают все эти люди, приезжая на машине с мигалкой домой, к своим корги (или к кому они там приезжают), боятся ли они и правда пришествия Сатаны через пикачу, закрывая глаза перед сном? Скорее нет, они боятся разве что пустоты, разъедающей их изнутри. Они убили будущее не только в себе; они убивают будущее каждый день для нас всех, обрекая нас на тоску и отчаяние.

Сегодня в России гражданский подвиг — поверить, что завтра существует. Что завтра может быть чуть лучше, чем сегодня. Что будущее сказочно, как мы мечтали когда-то в детстве. И люди, которые выходят на улицы — нет, не драться с ОМОНом, а ловить покемонов, — делают нам доброе дело. Они возвращают мечту.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244872
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246435
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413027
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419516
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423593
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428900
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429554