Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20245024Телезрителей потянуло на солененькое. Рейтинги шоу «Пацанки» на телеканале «Пятница» растут, сериал «Ольга» на ТНТ пользуется большим успехом. Кстати, героиня сериала, женщина в районе сорока, говорит про себя, что с детства была пацанкой, играла с мальчишками в футбол. Теперь она, одинокая мать двоих детей, грубоватая и открытая, не стесняющаяся в выражениях, двигает по жизни самостоятельно, не нуждаясь в чужой помощи.
Прекрасная актриса Яна Троянова со свойственной ей запредельной органикой демонстрирует характерный уральский говорок и замашки простодушной и сердечной хабалки — образ, который она с успехом опробовала в фильме Авдотьи Смирновой «Кококо». В том фильме опыт преображения пацанки в леди так и не удался. Героиня Трояновой честно учила историю искусств, пыталась одеваться стильно и даже купила статую в подарок своей благодетельнице — интеллигентной музейной сотруднице в исполнении Анны Михалковой, но дружбы все же так и не вышло.
В программе «Пацанки» пытаются сделать леди из неблагополучных девиц. Собрав грубиянок со всей России, прививают им хорошие манеры, а заодно — так заявлен главный смысл проекта — хотят изменить их жизнь, вылечить психологические травмы и поставить перед ними новые цели. К концу сезона счастливицы получат шанс в медиамире, а победившая — еще и полмиллиона рублей.
Зрители первых выпусков пока наслаждаются тем (или ужасаются тому), что девушки не могут говорить без мата, ничего не знают, имеют дикие представления о жизни, напиваются в хлам при каждой возможности, а чуть что — вцепляются друг другу в патлы. Наряженные в одинаковые форменные платья, помещенные в интерьеры современной виллы, окруженные неким подобием роскоши, девицы напоминают обезьянок в цирке: они нелепы, простодушны, непосредственны и грубы, но и человечность порой стучится в их сердца. Постепенно их манеры шлифуют, речь становится более культурной, походка — плавной, макияж и прическа — модными.
В сущности, все это преображение описано в пьесе Бернарда Шоу «Пигмалион», по которой снят известный фильм «Моя прекрасная леди», где Одри Хепберн демонстрирует превращение вульгарной цветочницы в сдержанную и утонченную аристократку. Профессор Хиггинс, взявшийся за этот опыт, спорил со своим другом, что именно речь делает из простолюдинки леди, но для него оказалось сюрпризом, что манеры и одежда — только форма, а суть изменения его воспитанницы Элизы — в проснувшемся чувстве собственного достоинства. С достоинством в новом шоу обходятся довольно бесцеремонно: кажется, что о необходимости обладания им не догадывается никто из педагогов и авторов. А полковника Пикеринга, который, по словам Элизы, сделал для ее нового имиджа больше всех, потому что относился к цветочнице как к леди, в особняке, где живут девушки, увы, нет.
Можно предположить, что развитие девушек-пацанок пойдет по другому пути. В дополнение к сюжету преображения им предложен сюжет соперничества. Каждую неделю шоу вынуждена покинуть одна из участниц, до финала дойдут немногие, и только одна выиграет приз. «Пацанок» делают по образцу украинской программы «От пацанки до панянки», четыре сезона которой уже вышли на украинском ТВ, причем часть команды перешла на российский проект (формат, как водится, международный, есть британская, американская версии). Российский вариант — почти точная копия четвертого сезона украинского шоу, девушки даже внешне похожи, типажи подобраны примерно те же, задания и упражнения повторяются. Конечно, бюджет российской версии серьезнее, да и технические возможности круче. С названием не очень подфартило. Рифму подобрать не удалось, русская версия «из жабы в красивые бабы» показалась грубой, но осталась в виде слогана.
От девушек требуется сначала продемонстрировать себя в самом жутком неадеквате, чтобы их можно было постепенно привести в соответствие с идеальным образом настоящей леди. Но что такое леди в понимании авторов проекта и педагогов школы, в роли которых выступают психологи и бывшие модели? Это модно одетая и причесанная девушка с грамотно наложенным макияжем и красивой походкой, умеющая приятно улыбаться и поддерживать простую беседу. Победительницы украинских «Пацанок» на заключительном туре твердят об открывшейся им высокой цели — стать успешной женщиной. Использовать свою внешность и молодость для карьеры, например, телеведущей. В результате из дам стихийно протестного поведения их превращают в конформисток, предлагая вписаться в стандартный и расхожий образ.
Девицы напоминают обезьянок в цирке: они нелепы, простодушны, непосредственны и грубы, но и человечность порой стучится в их сердца.
Очевидно, что для любого телевизионного шоу главное — зрелищность и развлекательность, но внимание на себя обращают только те, кто предлагает зрителям нечто новое. В случае «Пацанок» новым является материал — как бы первородный, грубый, естественный. «Столько мата я никогда не слышала», — пишет на форуме зрительница, хотя мат, конечно, запикан.
Очевидно, что сейчас телевидение осваивает новый тренд: естественность и реальность. Но реальность как таковая не годится для телевизионного зрелища, она слишком скучна и монотонна. Поэтому нужна псевдореальность, то есть нечто, что зритель безошибочно и с лету маркирует как подлинность. И в этом качестве отлично работают грубость, сленговые и матерные словечки, свободное поведение, а лучше всего — алкоголь и другие снижающие контроль вещества. На первоначальном кастинге для шоу выбирают наиболее ярких и выразительных представительниц разных типов поведения: мужиковатая, агрессивная, пьющая, каждый характер — почти диагноз.
Вопрос в том, что, получив на входе своеобразный и сильный характер, при помощи сильной мотивации девушек постепенно приводят к общему знаменателю. Полено сначала верещит, но скоро из него вытесывают стандартную куклу, приятную во всех отношениях. Что у нее внутри, как она будет справляться с теми демонами, которые ее терзали до шоу, — непонятно, но это зрителей не интересует, перед ними такой задачи не ставят.
В сериале «Ольга» роль психотерапевта поручена молодому поклоннику героини, провинциальному юноше с романтическими взглядами и добрым сердцем. Он видит в своей подруге не средних лет педикюршу с целлюлитом, а прекрасную даму, ногтевого мастера. Поможет ли настоящая любовь превратить из пацанки в леди героиню Яны Трояновой? В сериале — непременно, куда там деваться от законов жанра. Но в этом смысле авторы сериала на более гуманном пути, чем создатели шоу. Другое дело, что найти своим Галатеям подходящего скульптора в реальности куда сложнее.
Сериал выигрывает у реалити-шоу еще в одном отношении. В сериале играют хорошие, органичные актеры, поэтому их реальность кажется куда более убедительной. Девушки из «Пацанок», как уверяют создатели шоу, — совершенно натуральные, выбраны после тщательного кастинга. Но им не веришь. Ощущение невероятной искусственности и постановочности исходит из каждого кадра, сцены драк и пьянства кажутся нарочитыми, и это самое неприятное в реалити-шоу.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20245024Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246580Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413149Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419625Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420287Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422935Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423696Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428870Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428997Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429650