22 сентября 2016Медиа
165

Сева Новгородцев: «Это наше общее достояние»

Легендарный Сева Новгородцев вернулся в эфир с новым проектом

текст: Артем Липатов
Detailed_picture© BBC

Русская служба Би-би-си запустила новый видеопроект «Голоса из архива». Его ведущим стал Сева Новгородцев, который год назад попрощался со своими радиослушателями после 38 лет работы в радиоэфире. В основу передачи легли архивные интервью с известными людьми, взятые в разное время начиная с 60-х. Примерно половину из них провел сам Новгородцев в своей культовой программе «Севаоборот», которая выходила на ВВС с 1987 по 2006 год, остальные взяты его коллегами, журналистами Русской службы. По просьбе COLTA.RU Артем Липатов поговорил с Севой Новгородцевым о новом проекте и новом житье-бытье.

— Год назад вы довольно торжественно с ВВС уходили — и вот возвращаетесь. Как вы себя ощущаете в старом-новом качестве?

— Понимаете, я же здесь провел много лет, некоторые люди приходили и росли у меня на глазах, здесь есть ощущение семьи. У нас в Русской службе интриг практически нет, все в равном положении... Я пришел — и мы встретились как родные, это очень приятно. И еще я, конечно, рад, что мне не нужно каждый день ходить на службу, а то мог бы и надоесть. А так приезжаю, что-то делаю — и назад, в горы.

— Как в Болгарии-то вам живется, расскажите!

— Мы живем на высоте 1525 метров с совершенно офигенными видами с балкона квартиры. Живем под так называемой Орфеевой скалой: вздымаются отвесные скалы метров на 600, и каждое утро я это вижу. К нам в сезон приезжали спасаться от греческой жары, проводили семейные праздники прямо у нас под балконом, и от этого иной раз приходилось смываться в ту же Грецию на день-другой. А сейчас сезон кончился, все разъехались, в доме остались мы одни. У нас там район лыжного курорта, до нас доходит дорога, но она непроездная. Идеальный вариант: транспорта нет, тихо, сезон закончился...

Я приехал в Россию впервые в 1990 году, и все мне в один голос говорили: «Да вы на себя не похожи!» — «То есть как не похож?!» — «Вы должны быть рыжим, толстым и нахальным, а вы — седой, худой и застенчивый».

— И все-таки ради «Голосов из архива» вы эту идиллию оставили.

— Я косвенно причастен к созданию архивов BBC, поскольку была передача «Севаоборот», она существовала 19 лет, мы интервьюировали каждую неделю самых замечательных людей, которых нам удавалось найти, и за эти годы накопилось довольно много записей. Все это лежало если не мертвым грузом, то в неактивном режиме, и, конечно, хотелось все это каким-то образом оживить. Материал-то хороший, жалко было бы оставлять в каких-то запасниках.

Вообще с годами в человеке вырабатывается музейная психология: в запасниках лежит, надо показать. Эту инициативу год назад поддержали, но никак не получалось найти форму: это же аудиозаписи, а нынче мы вошли в эпоху видео в интернете, нужно, чтобы глазами каким-то образом можно было воспринимать. На поиски жанра ушел год, и сейчас я с удовольствием рапортую, что все запятые и точки расставлены, проект выходит. Колоссальное количество талантливейших людей здесь работало; часть из них ушла на пенсию, кто-то умер, но я их всех помню, и все хорошие куски должны войти в программу. Как говорил мой дедушка, «пять пальцев на руке, какой ни укуси, все больно». Так и с архивом: что ни достань, все интересно. Это наше общее достояние, чем и будем делиться.

— Вечная проблема хранителя: запасники ломятся, а выставочные площади не безграничны. У вас ситуация получше: вы ограничены только хронометражем передачи.

— Просторы интернета, с одной стороны, дают безграничную свободу, с другой — в них очень легко потеряться. Утром выходишь из метро, и вместе с тобой выходят еще два миллиона человек, и как личность ты можешь раствориться в этой массе... Поэтому нам важно было создать визуально запоминающийся, четкий формат — чтобы он был воспринят не только людьми старшего поколения, которые всегда не прочь поностальгировать, но и молодежью, которая в силу своей биологической природы к прошлому порой относится настороженно.

© BBC

— Действительно, большинство имен, заявленных в «Голосах из архива», скорее, интересно людям старшего возраста. Разве что Борис Гребенщиков — актуальный герой.

— Нет, ну актуальными музеи быть не могут — они для людей, заинтересованных в прошлом. Но наши звуковые архивы и природа наших интервью по тональности, по стилистике значительно легче и человечнее, чем то, что в свое время «ковали» наши конкуренты с других радиостанций. Они до сих пор звучат живо, трехмерно и соотносятся с сегодняшним днем; в них нет идеологической нагрузки. Идеология меняется, люди остаются. Скажем, для любителей кино услышать живого Тарковского очень интересно, любители балета тоже будут заинтересованы в рассказе Плисецкой о том, как она танцевала для Сталина.

— Но ваше имя для наших радиослушателей более всего связано с музыкой.

— Я начинал с рок-передачи, но понимал, что у нее есть некие пределы. У меня в голове роились всякие мысли, но высказать их я никак не мог. И когда в 1987-м выдалась возможность делать первую тогда живую часовую передачу в эфире — в СССР и близко ничего такого не было! — то я схватился за эту возможность обеими руками (речь о передаче «Севаоборот. — Ред.). Пока в верхах BBC привыкли к идее вольного эфира — сами понимаете, дело опасное, мало ли, кто-то скажет не то, корпорации придется отвечать, — прошло хороших девять месяцев. Горбачев тогда в Крыму бульдозерами срывал виноградники, и мы предложили пить вино в прямом эфире. Нам пошли навстречу, был заключен контракт с рестораном, и в течение 19 лет каждую субботу ресторан выкатывал две бутылки красного вина. Одна отправлялась в студию, к ведущим и гостю, другая — в силу английской вежливости и чувства справедливости — в аппаратную, где сидели продюсер, как правило, не пивший, и техник, которому редко когда удавалось осилить полбутылки. После эфира он возвращал полбутылки с виноватой улыбкой и говорил: «Извините, не получилось допить». Народ не верил, что мы пьем в студии, и звук чокающихся бокалов люди прозвали «стеклянными палочками»...

Вот представьте: Англия, 1930-е. Один из главных предметов мебели в доме — роскошный радиоприемник, иногда высотой в человеческий рост, сделан из красного дерева, и вокруг него — как раньше вокруг камина — сидит семья.

— Слушайте, Сева, а как вы считаете — вам везло?

— Дураку везет все время, даже не знаю почему. Но надо сказать, что я стараюсь злых чувств ни к кому не питать; если меня что-то не устраивает, я просто стараюсь этого не видеть. Эта тактика мне помогла, конечно... Ну и театрально-эстрадное воспитание. Встречаются два актера в очереди в кассу, один другого обнимает, говорит: «Ты чудный, ты гениальный!» — а когда расходятся, могут друг про друга сказать и другое. Я понимаю, что это закон дипломатии, так что своим собеседникам я стараюсь говорить только самое лучшее. Не знаю, верят ли они мне, но мы в хороших отношениях.

— А как вам работа в видеоформате? Это ведь не то что на радио, где есть только звук — и слушатель додумывает остальное.

— У меня был случай: я приехал в Россию впервые в 1990 году, и все мне в один голос говорили: «Да вы на себя не похожи!» — «То есть как не похож?!» — «Вы должны быть рыжим, толстым и нахальным, а вы — седой, худой и застенчивый». Вы правы, слушатель в воображении дорисовывает то, чего ему не хватает, и в этом смысле, конечно, видео беднее радио. У радио есть еще одно преимущество: слушая, можно мыть посуду или вязать носки... Я тут сейчас занимался историей развития жанра русского вещания, и мне пришлось пересмотреть много архивных фотографий. Вот представьте: Англия, 1930-е. Один из главных предметов мебели в доме — роскошный радиоприемник, иногда высотой в человеческий рост, сделан из красного дерева, и вокруг него — как раньше вокруг камина — сидит семья. BBC в ту пору имела монополию на вещание и каждый день развлекала всех на все лады. Поэтому вокруг сидят дети, играют (тихо!), бабушка вяжет носки, папа курит трубку, мама сидит в красивой позе — все при деле! Вот это было радио. Которое никогда не вернется. И монополии той уже нет, и качество радио из-за его рассеяния по жанрам, рамкам, географии, маленьким станциям теперь не поднять. А тогда представляете — лучшие силы страны, самые блестящие голоса, оперные певцы, чтецы, шутники — все присутствовали в каждой семье каждый вечер. Вот это было время!


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
СТОЛИЦЫ НОВОЙ ДИАСПОРЫ: ТБИЛИСИ В разлуке
СТОЛИЦЫ НОВОЙ ДИАСПОРЫ: ТБИЛИСИ  

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 2024173
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249432
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416079
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420386
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425629
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426970