Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244993Мизансцена в черной студии, где сидят вокруг стола постоянные участники — имам Шамиль Аляутдинов, раввин Борух Горин и протоиерей Всеволод Чаплин, отсылает к зачину анекдотов «Встретились как-то мулла, раввин и православный священник…» Но в данном случае все серьезно. Первый выпуск передачи «Трудно быть с Богом», выложенный каналом в открытый доступ, набрал почти 100 000 просмотров. Это новый формат: представители трех основных религий обсуждают актуальную повестку дня и связанные с ней «вечные вопросы».
Когда ведущий Константин Эггерт анонсировал новую программу в своем фейсбуке, больше всего претензий у подписчиков было к православному участнику. Почему именно Чаплин? Священник, известный своими фундаменталистскими высказываниями, который выставляет Церковь в совсем уж комично-мракобесном виде? Ответов здесь может быть несколько.
Во-первых, Чаплин — медийное лицо. Занимая долгие годы пост председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, он был одним из основных спикеров РПЦ и периодически обгонял самого патриарха Кирилла по частоте упоминаний в СМИ. Во-вторых, протоиерей Всеволод не боится церковного начальства и свободен в своих выступлениях. Сегодня он уволен со всех официальных церковных постов, служит обычным приходским священником в маленьком и небогатом московском храме и продолжает публиковаться в основном в соцсетях. Когда схлынула информационная волна, вызванная его отставкой и резко критическими высказываниями в адрес патриарха, выяснилось, что никакой реальной силы за ним не стоит, он не планирует или не может вести собственную церковно-политическую игру на сколько-нибудь серьезном уровне. Казалось, еще чуть-чуть — и его совсем забудут.
Ирония судьбы: так много критиковавший независимые и оппозиционные СМИ священник остался интересен только телеканалу «Дождь».
«Либеральный» священник, который бы больше понравился аудитории «Дождя», рисковал бы своим благополучием и мог бы за честное высказывание собственной позиции вызвать неудовольствие, а то и попасть под прещения со стороны церковного начальства. Санкционированный Синодальным информационным отделом «разрешенный» церковный спикер говорил бы не от себя, а выражал бы корпоративную патриархийную позицию, оглядываясь на начальство, — это было бы очень заметно на фоне свободных имама и раввина. Остается один протоиерей Чаплин, других «писателей» для нас не нашлось. Кроме того, по словам ведущего Константина Эггерта, было важно найти человека, готового участвовать в передаче на регулярной основе. Ирония судьбы: так много критиковавший независимые и оппозиционные СМИ священник остался интересен только телеканалу «Дождь», похоже, что в мейнстримных СМИ на него наложен негласный запрет, и даже близкий к его взглядам и формально независимый телеканал «Царьград» не приглашает опального протоиерея.
Роли постоянных участников пока распределились так: протоиерей Всеволод в качестве enfant terrible, холеный имам, воплощающий мирскую успешность, как спокойный традиционалист и раввин как ироничный и либеральный относительно своих собеседников резонер. Руководство канала не случайно поставило на этот непростой проект самого опытного и солидного ведущего, не скрывающего к тому же своих личных христианских убеждений: расшевелить непрофессиональных участников, которые должны 40 минут говорить на одну и ту же тему, — задача непростая. «Я все время меняю шляпы: то я говорю от имени атеистов, то от имени католиков, то от имени шиитов, то от имени либеральных иудеев. Мой десятилетний опыт работы на Би-би-си научил меня беседовать с людьми, занимая разные позиции, — это один из основных приемов в компании, которая является публично-правовым вещателем: ты не можешь высказывать свое мнение, ты говоришь от имени определенной части аудитории. Это и есть фирменный элемент этой программы», — комментирует свою роль Константин Эггерт.
Первые выпуски были довольно скучными, а реплики участников — предсказуемыми. Сначала все трое дружно согласились, что война — дело священное, а Бог, как утверждает протоиерей Всеволод, — «не пацифист». Во второй передаче решили, что ни бедность, ни богатство сами по себе не добродетели. Правда, имам Аляутдинов разоткровенничался, что 10% дохода, которые он отдает на благотворительность, составили в прошлом году 6,5 млн рублей.
Оживление наступило 7 марта, когда в преддверии женского дня заговорили о феминизме. Никогда еще на «Дожде» не было такого буйства сексизма. Когда протоиерей Всеволод заявил, что равенства нет, а «идеал одинокой женщины, которая рулит общественной ролью, навязан через СМИ, через культуру», Константин Эггерт не выдержал и уточнил: «Отец Всеволод, из ваших слов следует: баба — дура, ей навязали?» На что получил ответ: «Мужики бывают еще глупее. Когда мужикам навязывают идею одинокого самца, которая тоже разрушает семейственность, то мужик, конечно, еще больший дурак, если он все это лопает». Эггерт переспросил: «Вы людей за идиотов считаете?» Отец Всеволод подтвердил: «Вы знаете, люди обычно очень легко управляемы через пропаганду и через всякие штучки». И получил поддержку от имама Аляутдинова: «Это элементарная нейробиология». Как тут не вспомнить реплику президента Путина о том, что православие ближе всего к исламу. Только раввин Горин согласился признать в женщине равноправного свободного человека.
Никогда еще на «Дожде» не было такого буйства сексизма.
В базовых ценностных установках представители всех монотеистических религий сходятся, и им не очень ловко между собой спорить. Кроме того, им приходится обходить потенциальные противоречия из политических соображений, вести себя подчеркнуто корректно по отношению друг к другу — ведь за ними стоят общины, которые они представляют, и они не могут не учитывать существующий в межрелигиозных отношениях статус-кво.
Различия в богословских подходах каждой из религий к объяснению мира, человека, общества, взаимоотношений с Богом в высказываниях участников проявляются в значительно меньшей степени, чем различия в их частных, личных позициях. Если передачу слушать, а не смотреть, не всегда понятно, кто подает реплику — мусульманин, иудей или православный. В анекдотах мировоззренческая разница проявляется гораздо отчетливее.
И все же эта передача — неожиданная и свежая для современного российского информационного пространства. На государственных каналах и региональном телевидении много программ, в которых участвуют священники и епископы, появляются в эфире и мусульманские богословы. Но чаще всего они занимаются озвучиванием официальной позиции или вещают на бесконфликтные просветительские темы — комментируют церковный календарь, обряды и обычаи. «Программа “Трудно быть с Богом” сегодня в российских масс-медиа — я говорю не о телеэфире, а о мультимедийном пространстве — единственная. Есть энное количество телепередач, где появляются православные священники. Но чтобы регулярно в одной студии появлялись раввин, имам и священник — такого больше просто нет», — отмечает Константин Эггерт.
В самом деле, здесь впервые предпринята попытка свободной дискуссии о сложных вещах — о том, как люди с религиозным сознанием воспринимают современность во всей ее сложности, противоречиях и сомнениях. Участникам приходится говорить на равных и друг с другом, и с ведущим, а значит, и с аудиторией. Интересно наблюдать, как это получается у людей, привыкших вещать сверху вниз ex cathedra.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244993Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246549Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413121Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419599Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420262Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422911Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423672Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428845Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428973Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429627