10 марта 2017Медиа
327

Встретились как-то мулла, раввин и православный священник

Ксения Лученко о новой передаче телеканала «Дождь»

текст: Ксения Лученко
Detailed_picture© Телеканал До///дь

Мизансцена в черной студии, где сидят вокруг стола постоянные участники — имам Шамиль Аляутдинов, раввин Борух Горин и протоиерей Всеволод Чаплин, отсылает к зачину анекдотов «Встретились как-то мулла, раввин и православный священник…» Но в данном случае все серьезно. Первый выпуск передачи «Трудно быть с Богом», выложенный каналом в открытый доступ, набрал почти 100 000 просмотров. Это новый формат: представители трех основных религий обсуждают актуальную повестку дня и связанные с ней «вечные вопросы».

Когда ведущий Константин Эггерт анонсировал новую программу в своем фейсбуке, больше всего претензий у подписчиков было к православному участнику. Почему именно Чаплин? Священник, известный своими фундаменталистскими высказываниями, который выставляет Церковь в совсем уж комично-мракобесном виде? Ответов здесь может быть несколько.

Во-первых, Чаплин — медийное лицо. Занимая долгие годы пост председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, он был одним из основных спикеров РПЦ и периодически обгонял самого патриарха Кирилла по частоте упоминаний в СМИ. Во-вторых, протоиерей Всеволод не боится церковного начальства и свободен в своих выступлениях. Сегодня он уволен со всех официальных церковных постов, служит обычным приходским священником в маленьком и небогатом московском храме и продолжает публиковаться в основном в соцсетях. Когда схлынула информационная волна, вызванная его отставкой и резко критическими высказываниями в адрес патриарха, выяснилось, что никакой реальной силы за ним не стоит, он не планирует или не может вести собственную церковно-политическую игру на сколько-нибудь серьезном уровне. Казалось, еще чуть-чуть — и его совсем забудут.

Ирония судьбы: так много критиковавший независимые и оппозиционные СМИ священник остался интересен только телеканалу «Дождь».

«Либеральный» священник, который бы больше понравился аудитории «Дождя», рисковал бы своим благополучием и мог бы за честное высказывание собственной позиции вызвать неудовольствие, а то и попасть под прещения со стороны церковного начальства. Санкционированный Синодальным информационным отделом «разрешенный» церковный спикер говорил бы не от себя, а выражал бы корпоративную патриархийную позицию, оглядываясь на начальство, — это было бы очень заметно на фоне свободных имама и раввина. Остается один протоиерей Чаплин, других «писателей» для нас не нашлось. Кроме того, по словам ведущего Константина Эггерта, было важно найти человека, готового участвовать в передаче на регулярной основе. Ирония судьбы: так много критиковавший независимые и оппозиционные СМИ священник остался интересен только телеканалу «Дождь», похоже, что в мейнстримных СМИ на него наложен негласный запрет, и даже близкий к его взглядам и формально независимый телеканал «Царьград» не приглашает опального протоиерея.

Роли постоянных участников пока распределились так: протоиерей Всеволод в качестве enfant terrible, холеный имам, воплощающий мирскую успешность, как спокойный традиционалист и раввин как ироничный и либеральный относительно своих собеседников резонер. Руководство канала не случайно поставило на этот непростой проект самого опытного и солидного ведущего, не скрывающего к тому же своих личных христианских убеждений: расшевелить непрофессиональных участников, которые должны 40 минут говорить на одну и ту же тему, — задача непростая. «Я все время меняю шляпы: то я говорю от имени атеистов, то от имени католиков, то от имени шиитов, то от имени либеральных иудеев. Мой десятилетний опыт работы на Би-би-си научил меня беседовать с людьми, занимая разные позиции, — это один из основных приемов в компании, которая является публично-правовым вещателем: ты не можешь высказывать свое мнение, ты говоришь от имени определенной части аудитории. Это и есть фирменный элемент этой программы», — комментирует свою роль Константин Эггерт.

Первые выпуски были довольно скучными, а реплики участников — предсказуемыми. Сначала все трое дружно согласились, что война — дело священное, а Бог, как утверждает протоиерей Всеволод, — «не пацифист». Во второй передаче решили, что ни бедность, ни богатство сами по себе не добродетели. Правда, имам Аляутдинов разоткровенничался, что 10% дохода, которые он отдает на благотворительность, составили в прошлом году 6,5 млн рублей.

Оживление наступило 7 марта, когда в преддверии женского дня заговорили о феминизме. Никогда еще на «Дожде» не было такого буйства сексизма. Когда протоиерей Всеволод заявил, что равенства нет, а «идеал одинокой женщины, которая рулит общественной ролью, навязан через СМИ, через культуру», Константин Эггерт не выдержал и уточнил: «Отец Всеволод, из ваших слов следует: баба — дура, ей навязали?» На что получил ответ: «Мужики бывают еще глупее. Когда мужикам навязывают идею одинокого самца, которая тоже разрушает семейственность, то мужик, конечно, еще больший дурак, если он все это лопает». Эггерт переспросил: «Вы людей за идиотов считаете?» Отец Всеволод подтвердил: «Вы знаете, люди обычно очень легко управляемы через пропаганду и через всякие штучки». И получил поддержку от имама Аляутдинова: «Это элементарная нейробиология». Как тут не вспомнить реплику президента Путина о том, что православие ближе всего к исламу. Только раввин Горин согласился признать в женщине равноправного свободного человека.

Никогда еще на «Дожде» не было такого буйства сексизма.

В базовых ценностных установках представители всех монотеистических религий сходятся, и им не очень ловко между собой спорить. Кроме того, им приходится обходить потенциальные противоречия из политических соображений, вести себя подчеркнуто корректно по отношению друг к другу — ведь за ними стоят общины, которые они представляют, и они не могут не учитывать существующий в межрелигиозных отношениях статус-кво.

Различия в богословских подходах каждой из религий к объяснению мира, человека, общества, взаимоотношений с Богом в высказываниях участников проявляются в значительно меньшей степени, чем различия в их частных, личных позициях. Если передачу слушать, а не смотреть, не всегда понятно, кто подает реплику — мусульманин, иудей или православный. В анекдотах мировоззренческая разница проявляется гораздо отчетливее.

И все же эта передача — неожиданная и свежая для современного российского информационного пространства. На государственных каналах и региональном телевидении много программ, в которых участвуют священники и епископы, появляются в эфире и мусульманские богословы. Но чаще всего они занимаются озвучиванием официальной позиции или вещают на бесконфликтные просветительские темы — комментируют церковный календарь, обряды и обычаи. «Программа “Трудно быть с Богом” сегодня в российских масс-медиа — я говорю не о телеэфире, а о мультимедийном пространстве — единственная. Есть энное количество телепередач, где появляются православные священники. Но чтобы регулярно в одной студии появлялись раввин, имам и священник — такого больше просто нет», — отмечает Константин Эггерт.

В самом деле, здесь впервые предпринята попытка свободной дискуссии о сложных вещах — о том, как люди с религиозным сознанием воспринимают современность во всей ее сложности, противоречиях и сомнениях. Участникам приходится говорить на равных и друг с другом, и с ведущим, а значит, и с аудиторией. Интересно наблюдать, как это получается у людей, привыкших вещать сверху вниз ex cathedra.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244993
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246549
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413121
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419599
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423672
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428973
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429627