Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244955Ушла из жизни Галина Михайловна Шергова — режиссер, продюсер, писатель, автор десятка книг и двух сотен фильмов, обладательница боевых орденов и медалей, лауреат множества профессиональных кинонаград и премии «ТЭФИ» в номинации «Легенда российского телевидения».
Дочь доктора, сочувствующего меньшевикам и как-то, видимо, по случайности не расстрелянного в 30-е. Студентка Литинститута, дружившая с ифлийцами Александром Межировым, Семеном Гудзенко, Борисом Слуцким, Сергеем Наровчатовым. На фронте она оказалась в семнадцать, она — литсотрудник в армейской газете. Тяжелое ранение. Госпиталь.
Потом — корреспондент «Комсомольской правды», «Огонька», журнала «Кругозор». И затем — полвека на телевидении. Ведущая, режиссер-документалист, сценарист, драматург, руководитель — сейчас бы сказали «продюсер» — фильмов и многосерийных циклов. Среди них «Наша биография», «Стратегия победы» — вехи в истории отечественного телевидения.
«В журналистике безличность — не наличность». Эту заповедь первого своего редактора в «Комсомолке» Семена Нариньяни Галина Михайловна повторяла со смехом. Шергова — эпоха, без кавычек, но по поводу своей «звездности» обычно отшучивалась. Всегда переводила разговор: «Ну, рассказывайте о своих успехах». Стихи-посвящения друзьям, эпиграммы, анекдоты, байки, изящное злословие по поводу телевизионных нравов — прежних и нынешних. Посиделки в их доме на Чистых прудах, а потом в Старосадском. Муж — Александр Юровский — тоже фронтовик, тоже красавец, тоже интеллектуал. Профессор факультета журналистики МГУ, автор первого в России учебника по телевидению. Сценарист множества художественных и документальных фильмов, включая знаменитую «Операцию “Трест”».
Я была аспиранткой Александра Яковлевича. И не знала, что она — его жена. Когда впервые пришла в дом — за книгой Шкловского, кажется, 1928 года издания, — навстречу вышла великолепная, высокая, статная она. Я обомлела. Потому что с детских лет помнила лицо, голос, повадку — чуть наклоненная голова вполоборота, Галина Шергова, ведущая цикла «Наша биография». Поразилась, что она рыжеволосая и зеленоглазая — телик-то был черно-белый.
С того времени и повелось: сначала специальные аспирантские посиделки, потом — уже неученические разговоры вместе с кафедральными коллегами и общими друзьями, потом круг знакомых постепенно расширялся. Меня в семье считали девятнадцатым ребенком — по счету аспирантов Александра Яковлевича. Этот дом меня вывел в буквальном смысле и в люди, и на телевидение — здесь я познакомилась со многими замечательными людьми, в том числе и телевизионными.
Из дома Шерговой—Юровского не хотелось уходить. Здесь многие почитали за честь быть принятыми. Зиновий Гердт и Александр Галич, Анатолий Алексин и Ксения Маринина, Григорий Чухрай и Александр Ширвиндт, Александр Каверзнев и Владимир Познер, коллеги Юровского по кафедре телевидения Рудольф Борецкий, Александр Шерель, Георгий Кузнецов. В этом доме всегда пересекались-переплетались пути первой в стране кафедры телевидения и радиовещания журфака МГУ — и самого Всесоюзного телерадиовещания. Галя и Леша не только вырастили династию Шерговых — Ксению, Катю, Лелю, — рядом «проросло» несколько поколений студентов и аспирантов. К ним в дом забегали и заходили. За советом и просто поболтать. Настоящий московский дом со щедрыми застольями, разговорами, стихами, песнями друзей под гитару. И в минувший вторник, 9 мая, мы виделись — по ежегодной традиции. Оказалось — в последний раз.
Все было: и буйные чащи, и поиск гармонии слов,
Рытье поэтических пашен и противотанковых рвов,
Осколок, упавший в излете,
Поэма за ночь, за присест.
Сильнее, чем «Фауст» у Гете,
Сложней «Операции “Трест”».
Нашей дружбе старинной есть такая причина,
Александр и Галина…
И Ксения, ихняя дочь.
Это написал друг семьи Юрий Визбор — про Галю, Лешу и ту самую дружбу, которой они одарили всех нас. Навсегда благодарных.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244955Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246509Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413093Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419575Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420238Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422888Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423647Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428823Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428950Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429606