2 июня 2017Медиа
167

«Новая газета» отказалась от участия в премии GQ. Почему это хорошо?

Ольга Бешлей о казусе с премией мужского журнала

текст: Ольга Бешлей
Detailed_picture© Григорий Сысоев / РИА Новости

Пока Алексей Навальный мучительно размышляет, зачем вообще нужны 95% журналистов, когда все, что они хотят, — это «писать колонки/новости/статьи по твитам», — я мысленно скажу «тьфу на тебя» и напишу колонку про феминизм.

То есть нет.

Не будет никакой колонки про феминизм.

Будет, может быть, текст про логику (или, вернее, нарушение логики), а может быть, просто про глупость, у которой уж точно нет гендерной принадлежности. Есть у русского языка такая особенность: в нем любое слово при плохом обращении может стать ругательным. С феминизмом у нас обращаются плохо, так что я не хочу даже давать лишний повод.

Да скажи уже, что случилось

Ща все будет. Я все делаю грамотно. Во-первых, мне же нужно было как-то ввернуть Алексея Навального — все модные блогеры теперь так делают. Это медиатренд. Во-вторых, он здесь не случайно и еще появится. Все, создала интригу. Идем дальше.

А случилось вот что. Мужской журнал GQ открыл ежегодное онлайн-голосование за номинантов на премию «Человек года — 2017». Как и каждый год, некоторое количество людей (и мужчин, и женщин) возмутилось концепцией премии: из одиннадцати номинаций лишь в одной представлены женщины. И эта одна номинация называется «Женщина года». Остальные номинации — «Открытие года», «Актер года», «Автор года» «Музыкант года», «Режиссер года», «Бизнесмен года» и др. — представлены только мужчинами.

Будут же как-то сравнивать голосующие за «Женщину года» достижения главы информационного департамента МИД РФ Марии Захаровой и примы-балерины Большого театра Светланы Захаровой.

Почему это плохо?

Ну потому что. Это как если бы женский журнал устроил премию «Человек года» с номинациями «Актриса года», «Певица года», «Бизнесвумен года» и лишь в одной номинации снисходительно признал, что мужчина — тоже человек. «Мужчина года» — нормальная же номинация. Вы спросите, чем бы они в ней мерились? Не знаю, может быть, размером бизнеса или бицепсов. Будут же как-то сравнивать голосующие за «Женщину года» достижения главы информационного департамента МИД РФ Марии Захаровой и примы-балерины Большого театра Светланы Захаровой.

Было бы все в порядке, если бы этой номинации не было?

Нет. Потому что остается название — «Человек года». Если в этой премии нет женщин, то тоже возникают вопросы. Единственный неплохой вариант, если организаторам так уж не хочется пускать женщин в номинации «Музыкант года», «Ресторатор года», «Автор года» и другие (а также если они боятся не совладать с женскими окончаниями этих слов), — переименовать премию в «Мужчина года» и с чистой совестью вообще убрать женщин из этого соревнования.

Почему в этом году что-то пошло не так?

Потому что «Новая газета». Обычно скандала из-за сексизма вокруг премии все же не было, несмотря на возмущение. Из года в год журнал стоически не реагировал на нападки, потому что формально ничего плохого не делал. Журнал ведь мужской. Вон и на обложке, и на сайте — везде написано, что журнал мужской. И реклама в нем для мужчин. Логично, что и среди номинантов премии мужского журнала — одни мужчины.

Но в этом году журнал поступил до того нелогично и даже глупо, что скандал был неизбежен.

В номинации «Автор года» оказался главный редактор и один из основателей «Новой газеты» Дмитрий Муратов. «Весь год под руководством главного редактора “Новая газета” бесстрашно взрывала информационное поле расследованиями о нарушении прав человека на Кавказе, не давая забыть: что-то в стране не так», — поясняет GQ свой выбор номинанта. Дмитрий Муратов, который руководит «Новой» более 20 лет, — безусловно, человек выдающийся. Вот только те самые материалы о нарушении прав человека на Кавказе он не писал. Их писали — пусть и в газете под его руководством — журналисты Елена Милашина, Ирина Гордиенко, Елена Костюченко. Именно с их публикаций (этой и этой) началось освещение темы преследования геев в Чечне, после чего сотрудники «Новой» стали получать угрозы. Я уж не говорю о том, что Костюченко в прошлом году получила ушиб головного мозга, потому что ее избили во время освещения акции на 12-й годовщине теракта в бесланской школе № 1. Эти женщины выполняют работу, за которую вообще мало кто возьмется. И каждая из них достойна быть «Автором года». Некоторые журналисты — и мужчины, и женщины — обратили внимание на очевидную несправедливость. Наконец 1 июня «Новая» выпустила сообщение от редакции, в котором было сказано, что газета отказывается от участия в голосовании и просит снять кандидатуру Муратова. Однако в GQ ответили, что по техническим причинам это невозможно. «Остается один вариант — не голосовать за Муратова на сайте премии», — сказано в редакционном сообщении.

Если честно, я была уверена, что Муратов захочет снять свою кандидатуру. Я не знакома с главным редактором «Новой газеты» лично, но я ни секунды не сомневалась, что он точно знает, чего стоит работа его журналистов. Авторам «Новой газеты» она не раз стоила жизни.

Эти женщины выполняют работу, за которую вообще мало кто возьмется. И каждая из них достойна быть «Автором года».

Раз все стало так сложно, стоит ли вообще делить журналы на мужские и женские?

Не знаю. Пока я дискутировала на тему «мужской премии» в Фейсбуке, мне были заданы вопросы о том, допустимо ли вообще разделение на мужской и женский контент, возможно ли в принципе искоренить объективацию женщины в мужском журнале и т.д. Следом, конечно, выскакивают вопросы, как быть с эротикой, порнографией и проституцией. А один мужчина даже написал мне в личных сообщениях, что просто я — Гитлер и хочу уничтожить все живое. Не успела ему ответить, тут скажу:

— Сам ты Гитлер. Я-то как раз за разнообразие.

Я не могу однозначно и категорично ответить ни по поводу голых женщин на обложках, ни по поводу контента. У меня нет ответов на большинство вопросов, которые ставит перед современным человеком современный мир. Я также не знаю, что делать с кризисом семьи или кризисом частной жизни. Все, что я могу, — это рассуждать на эти темы и обсуждать проблемы с мужчинами и женщинами, геями и натуралами, трансгендерами и транссексуалами, людьми любого цвета кожи и любой национальной принадлежности. И так — через взаимодействие и взаимоуважение — мы придумаем, как меняться в лучшую сторону. Ну, я на это надеюсь.

Бешлей, заканчивай уже

О'кей. Короче, мне хочется верить, что история с GQ закончится так же, как закончился скандал с «телочками» «Медузы». Нет, не извинениями, хотя редакция GQ, вне всякого сомнения, должна извиниться хотя бы перед журналистками «Новой газеты». История с «телочками» закончилась в феврале этого года, когда главный редактор «Медузы» Иван Колпаков сообщил на своей странице в Фейсбуке, что издание наняло в штат Ольгу Страховскую, бывшего главного редактора Wonderzine, для того чтобы «преодолеть вечное проклятие общественно-политических изданий, которые делаются преимущественно мужчинами и преимущественно для мужчин». Колпаков также пояснил, что речь не идет о специальном загончике с «женскими темами» — «речь идет о полной переналадке повестки, которая должна стремиться к гендерному разнообразию и равновесию». Я слежу за тем, как меняется контент в «Медузе», вижу результаты этого решения, и они мне нравятся.

Здесь вы можете справедливо заметить, что «Медуза» — общественно-политическое издание, а «мужской журнал» — это… кхм, журнал для мужчин. Да, здесь есть логика. Но она уже не имеет никакого отношения к реальности. Женщины — везде: и среди аудитории общественно-политического издания, и среди аудитории качественного мужского журнала. Это не значит, что мужской журнал непременно должен исчезнуть как вид. Это значит, что мужской журнал должен учитывать произошедшие в обществе перемены и… ну просто сначала думать, а потом что-то делать, например.

P.S. Вот я уже вижу, как кто-нибудь приходит в комменты и пишет, что это женщины с мужчинами не считаются, что это у женщин сексистские журналы, что это у женщин какие-то там злобные женские премии, в которых нет ни одного мужика. Может, и так! Напишите про это колонку, пожалуйста.

P.P.S. А! Чуть не забыла. В 2011 году Алексей Навальный получил премию журнала GQ как «Главный редактор года». И все у нас так!


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244877
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246436
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413029
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419517
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423597
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428901
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429555