Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 202448072012 год, два детектива из Луизианы — заросший алкоголик с глазами наркомана Раст Коул (Мэттью Макконахи) и расплывшийся здоровяк Мартин Харт (Вуди Харрельсон) — рассказывают недружелюбным коллегам (видимо, из ФБР) про главное расследование в своей карьере. Из перекрестного допроса становится ясно, что следователи не общаются друг с другом уже десять лет. А до размолвки почти столько же охотились вместе на преступника, терроризировавшего целый штат. Первую жертву, молодую проститутку, маньяк вывез на болота, раздел, водрузил ей на голову венец из рогов и привязал в позе молельщицы к дереву. Когда детективы нашли девушку, она была мертва. Старший, Харт, первым делом подумал о жене (слишком красивая для роли второго плана Мишель Монаган) и двух маленьких дочках. Младший, Коул, первым делом подумал, что убийца — настоящий художник, а сам он вполне мог бы быть критиком. В глазах Харта что-то погасло. В глазах Коула — загорелось.
Взлохмаченный, невыспавшийся, мертвоглазый Раст в полиции — как лермонтовский офицер на Кавказе: мрачный фаталист, герой-чужак, интеллектуал с правом на убийство. Мартин на его фоне кажется заурядным копом — честным, умным, трудолюбивым, но неповоротливым. На самом деле он просто еще не начал, в терминологии Джозефа Конрада, путешествие в сердце собственной тьмы. А Раст, потерявший семью и сон и пристрастившийся к наркотикам, — уже начал. В сериале восемь часовых эпизодов, так что страшно представить, какой скорости саморазрушения достигнут эти двое в финале.
Сценарист Ник Пиццолатто (автор американской версии «Убийства») и режиссер Кэри Фукунага (постановщик «Джейн Эйр») написали и сняли первый сезон без сменщиков и напарников. Для сериала это большая редкость: обычно над ним работает целый улей писак и несколько режиссеров.
В глазах Харта что-то погасло. В глазах Коула — загорелось.
Пиццолатто и Фукунага (какие фамилии, такие идеи) открыли в Луизиане зловещую неведомую землю сродни соседним Техасским полям смерти. Поля — отнюдь не вымышленная достопримечательность. У кровожадных болот мистический потенциал не хуже, чем у Сонной лощины, только зло, живущее в них, реально: в Техасе регулярно пропадают девушки. И дело не только в криминале, но и в самом месте: даже загнанные сюда двести лет назад индейцы стали каннибалами.
Разумеется, где зло — там и кино.
На поиски пропавших девушек киношники уже отправлялись. Режиссер Эми Каанан Манн, дочь Майкла Манна, а также актеры Джеффри Дин Морган, Сэм Уортингтон, Джессика Честейн и Хлоя Морец. Вылазка закончилась показом «Полей смерти» на Венецианском кинофестивале и полным провалом фильма у критики. Режиссер Майкл Уинтерботтом тоже предпринимал попытку разгадать зловещую тайну Техаса в «Убийце внутри меня», где, среди прочего, Кейси Аффлек шлепал по голой попе Джессику Альбу, но даже на это смотреть было скучно. Что-то живое про Техас смог написать только Кормак Маккарти — но герои его «Старикам тут не место» и «Советника» имеют дело со злом, происходящим по человеческой воле. Авторов же «Настоящего детектива» явно интересует другое: раскинувшая свою липкую паутину сумеречная зона, в которую по долгу службы попадают смелые и сильные люди.
Придуманную ими Луизиану на метафизической карте Америки хочется разместить не только рядом с «Полями смерти», но и неподалеку от «Малхолланд-драйв» и «Твин Пикс».
Страшно представить, какой скорости саморазрушения достигнут эти двое в финале.
А детективные механизмы, задействованные в сериале, тянет сравнить с финчеровским «Зодиаком». Это триллер не о погонях и перестрелках, а о галлонах кофе, тысячах миль дорог, бесконечных допросах и исчерканных тетрадях. Кажется, цель авторов — затянуть зрителя в рутину детективной работы, заставить полностью синхронизировать свои чувства с чувствами героев — скучать, когда скучают они; срываться, когда срываются они; в общем, растворяться в этом кошмаре вместе с ними.
«Настоящий детектив» — из тех редких сериалов, которые требуют максимальной концентрации. Стоит на секунду отвлечься, и хрупкая магия большой (очень большой) драмы куда-то испаряется. Одна эсэмэска, один поход на кухню — и все, сериал удаляет вас из друзей. Но стоит наладить с ним доверительные отношения, и он сотрет из вашей памяти все, что вы прежде смотрели о детективах и маньяках, пусть даже снятое самим Фрицем Лангом.
О том, какой здесь замечательный Мэттью Макконахи, говорить можно долго. Но о нем и так все говорят — в связи с его невероятной творческой мобилизацией в последние годы (в «Киллере Джо», «Маде» и «Далласском клубе покупателей»): видимо, наконец-то пришло его время получить «Оскар». Если все-таки не дадут — премии, которые через год получит «Настоящий детектив», покроют часть моральных издержек.
Сериал стартовал на HBO с хорошим для кабельного канала показателем — 2,33 млн зрителей: это больше, чем было у премьерных серий «Игры престолов». Правда, такого потенциала, как у сверхпопулярного фэнтези, у «Детектива» нет: медитативные триллеры про неуловимых убийц — жанр специфический. Однако канал верит в успех сериала и уже анонсировал антологию на его основе. В следующем сезоне будут другие преступления и другие детективы — не менее звездные. Но уже сейчас ясно, что скоро мы начнем скучать по этим: взлохмаченному Мэттью и одутловатому Вуди.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244807Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246368Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202412969Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419459Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420129Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422785Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423542Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428709Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428851Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429511