21 февраля 2018Медиа
492

К пуговицам претензий нет

Алена Солнцева — о сериале «Кровавая барыня»

текст: Алена Солнцева
Detailed_picture© Россия 1

История Салтычихи, как и предполагала императрица Екатерина Великая, сделав судебный процесс над безумной барыней-садисткой показательным, вот уже более двух с половиной веков является примером дворянского произвола, а само ее имя — нарицательным. И поэтому каждый, кто слышал, что канал «Россия-1» 19 февраля, в день отмены крепостного права, начинает показ сериала «Кровавая барыня», сразу решал: речь пойдет либо об ужасах крепостничества, либо, например, об оправдании неправедно обвиненной в чужих грехах женщины.

Но сериал оказался совсем о другом. Его авторы — режиссер Егор Анашкин, сценарист Марика Девич (Марина Ермоленко) и продюсер Илья Неретин — использовали расхожий сюжет для создания произведения в жанре ужастика, где есть кровь, мистика, грех, безумие, страсть и жестокость, но нет ничего реального, социального, исторического.

Дарья Салтыкова, известная как Салтычиха, родилась в 1730 году в Москве, принадлежала к семье состоятельной и почтенной, находящейся в родстве почти со всеми знатными семействами российского дворянства — Мусиными-Пушкиными, Строгановыми, Татищевыми, Толстыми. Точных сведений о ней немного: по одним источникам, она была богомольной и образованной, по другим — темной и малограмотной. Замуж вышла за Глеба Салтыкова, родила двух сыновей, а овдовев в 26 лет, осталась владелицей 600 душ крепостных, что было не так уж и много — у отца Александра Сергеевича Пушкина, например, было 1200 душ, — но и не мало, поскольку больше 500 душ имели в то время всего 5% дворян Российской империи.

Жертвами ее были в основном женщины, и ходили слухи, что сама она была совсем лысая, оттого — из ревности к пышным чужим косам — лютовала.

Нравы тогда в России были, увы, дикие, и насилие не считалось чем-то особенным, бить крепостных тогда было нормой, но вот убивать уже запрещалось. Поэтому важной особенностью процесса над Салтыковой оказалось привлечение к ответственности за пособничество и сокрытие преступлений нескольких чиновников. А суть обвинений сводилась не только к особой жестокости вдовы, но и к использованию ею своего привилегированного происхождения и родственных связей, чтобы уйти от ответственности. Впрочем, есть версия, что была Салтыкова оклеветана, что потому и следствие шло много лет, что подсудимая не признавалась, а никаких мертвых тел так и не было найдено. Дескать, оговорили свою барыню крепостные, которых подкупили родственники мужа Дарьи то ли из-за ее имения, то ли по более сложным причинам, связывающим семейство Салтыковых с наследниками престола. Отсутствие точной информации делает эту часть истории совсем туманной.

Считается доказанным, что Дарья Николаевна, оставшись после смерти мужа одна в имении, сначала колотила поленом девушек за плохое мытье полов, а потом таскала их за волосы, да так, что убитые ею оказывались порой и совсем без волос. Жертвами ее были в основном женщины, и ходили слухи, что сама она была совсем лысая, оттого — из ревности к пышным чужим косам — лютовала. Ходили еще слухи, что была Салтыкова людоедкою, и именно этим объяснялся ее выбор жертв: женское тело на вкус слаще и мягче.

© Россия 1

Во всяком случае, у авторов сериала было много разных вариантов на выбор, вплоть до известного тогда секретного ведомства с паролем «Слово и дело», но они связали события в единый сюжет не сложными династийными интересами, не политическими или имущественными целями, а чисто для удовольствия публики — любовью и насилием.

В версии сериала сплетаются популярные для развлекательной литературы линии — наследственного безумия, психологической жестокости родителей и страстной любви. Бедный одинокий ребенок: сумасшедшая ее мать, заточенная в монастырь, объявлена умершей, к монахиням для изгнания бесов отец отправляет и дочь, когда она впервые проявляет свои дурные наклонности. Отец не зол, но он в руках интриганов Салтыковых, которые из корысти его шантажируют и заставляют выдать Дарью, уже готовую принять постриг, за своего племянника.

Все боятся и ненавидят всех, для бедной Дарьи все были жребии ужасны, но появляется красавец Сергей Салтыков, родственник жениха, и разгорается пламя великой любви. Однако Сергей слаб и низок душой и легко соглашается на предложение дядьев приударить за ее высочеством Екатериной. И вот — главный поворот сюжета. Именно ревность к золотоволосой принцессе запускает в душе Дарьи механизм агрессии.

© Россия 1

Так организован главный конфликт — темный демон Салтыковой против светлого ангела императрицы. Тут сразу и дворцовые тайны, и колдовские чары, и убийства, и демонизм, и карета, запряженная вороными конями, скачет по узким улицам неизвестно какого города. Авторы утверждают, что снимали не исторический фильм, а страшную сказку типа истории Синей Бороды. Достоверность их интересовала только в костюмах.

Егор Анашкин — режиссер нового поколения, ему еще нет сорока, и он знаком с современными приемами кино. Решив снимать сериал про Салтычиху в духе готической сказки, он приглашает на главную роль красавицу Юлию Снигирь и всячески ее демонизирует с помощью грима, одежды и нетрадиционных ракурсов. Музыка тоже используется весьма активно — за навязчивые скрипы, стоны и завывания отвечает композитор Дмитрий Даньков. Операторские ракурсы помогают при небольших средствах создавать ощущение довольно плотной живой среды. Модные ныне приемы цветокоррекции погружают действие в холодновато-блеклые тона.

Киноприемы не очень работают на телевидении, и если в кинотеатре визуальная изобретательность способна увлечь, то в телевизионном показе главную роль играет нарратив, история.

Исторические аксессуары дополняются предметами «под старину», место действия — если исключить ростовские маковки церквей — неопределенное, условная «историческая» среда, балы и интерьеры вызывают воспоминание скорее о британских сериалах, чем о русской действительности XVIII века, образ которой, впрочем, так и не создан нашим кино. Кажется, что авторы «Салтычихи» ориентировались на прошлогоднего «Гоголя. Начало» или «Вия» Олега Степченко, который был самым кассовым фильмом 2014 года.

Проблема, однако, в том, что киноприемы не очень работают на телевидении, и если в кинотеатре визуальная изобретательность способна увлечь, то в телевизионном показе главную роль играет нарратив, история, а по этой части «Кровавая барыня» явно прихрамывает. С первой сцены, в которой Екатерина по неясным пока зрителям причинам заменяет Салтыковой смертную казнь на вечное заточение в яме, ясно, чем дело завершится. Интрига заключается в том, каким образом придет к своему трагическому концу эта черноглазая красотка-ведьма, похожая на панночку из старого советского «Вия».

© Россия 1

Но, решив снимать сказку, авторы отбросили не только исторические подробности, но и психологические нюансы, логические обоснования. Герои действуют, повинуясь воле сценариста, как марионетки — движениям кукловода. От этого их поступки приобретают странную механистичность. Кто и куда поехал, откуда вернулся, какова география пространства — все эти вопросы, как ни странно, важны даже для фантастической реальности. Отбросив нужду в выстраивании цельного мира, авторы сериала положились только на картинку. Но как бы изящно ни были сняты любовные сцены с Северией Янушаускайте и Петром Рыковым, как бы ни множились силуэты Юлии Снигирь в момент, когда ее героиня, оседлав собственного мужа с помощью магического средства (секс с затуманенным снадобьем телом понадобился ей, чтобы оправдать появление ребенка, зачатого от любимого), терзает его душу, — никакой эмоциональной реакции это не вызывает.

Мистический сериал, воздействующий на воображение зрителя, — очень трудная задача. Невозможно придумать сюжет, имея единственный прагматический мотив: привлечь аудиторию, сделать рейтинг. Нужно хоть чуть-чуть верить в тот мир, который пытаешься создать. Собственно, нужны правда, искренность и желание рассказать что-то важное. Только тогда получается хорошее развлекательное кино. В других случаях не получается ничего хорошего.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244871
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246434
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413025
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419514
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423592
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428899
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429552