26 июня 2018Медиа
605

«Садовое кольцо»: за и против

Два мнения о новом сериале Первого канала

текст: Наталья Исакова, Зинаида Пронченко
Detailed_picture© Первый канал

«Садовое кольцо» преподносится Первым каналом как сериал нестандартный: в кои-то веки героями становятся жители московских квартир премиум-класса, которые носят дорогие украшения, заключают многомиллионные сделки, откровенно говорят о сексе, то и дело употребляют в кадре крепкий алкоголь, крепкие выражения и даже наркотики. Такое в обычных сериальных линейках на федеральном телевидении невозможно: премьерный показ «Садового кольца» начали в разгар лета после 23:00 — в расчете не столько на рейтинги, сколько на внимание продвинутых зрителей. Мнения зрителей разделились — одни горячо хвалят сериал, другие так же горячо ругают. COLTA.RU решила дать слово и тем, и другим.

Наталья Исакова: «Садовое кольцо» — издевательский сеанс психотерапии для зрителей Первого канала

Сериал «Садовое кольцо» названием отсылает к историям про «их нравы» в духе мемуаров Оксаны Робски о жизни на Рублевке. К счастью, история получилась гораздо шире наблюдений за жизнью в «элитном зоопарке» — уже поэтому сериал стоит посмотреть.

Продюсер Валерий Тодоровский хотел снять сериал про «вытеснение». Вот есть счастливая семья — она счастлива, как люди из рекламы майонеза, которым не веришь и оттого их хочется слегка прибить. Цена такого счастья — слепота и глухота. Люди не хотят замечать то, что их ранит, кажется неприятным, не вписывается в стандарт идеальной жизни. Предполагалось, что это вытеснение коснется не только личной жизни героев, но и социальной.

Однако примет времени в «Садовом кольце» немного. Понятно, что в сериале Первого канала не может быть политики и Навального, если это не про заговор мировой закулисы в духе «Спящих», но в «Садовом кольце» нет маркеров пространства и времени, кроме фото еды в Инстаграме. Эта условность среды тем не менее работает на идею сериала — превращая 12 серий в сеанс коллективной психотерапии, когда главными героями становятся неврозы и травмы персонажей. Режиссер Алексей Смирнов и оператор Сергей Медведев с помощью текста сценариста Анны Козловой («Краткий курс счастливой жизни», «Развод») вскрывают, как консервным ножом, внутреннюю жизнь героев — никто не уйдет в титры, не обнажив все бездны своего бессознательного, в которые местами страшно заглядывать. Особенно впечатляет, что режиссеру и оператору на момент начала съемок было 23 и 21 год соответственно. Как им удалось так «вскрыть» взрослых — загадка. Да, можно предположить, что крик — это не единственный способ передать внутренний ад героя и в этом смысле палитра эмоциональных красок оказалась слегка ограниченной, но есть и находки «психологического физиологизма»: у героини Марии Голубкиной — еле уловимый невротический тик, она, когда волнуется (то есть почти всегда), словно пощипывает губами воображаемые побеги растений.

© Первый канал

Режиссер Алексей Смирнов говорит, что условно поделил историю на три части: в первой мы ненавидим героев, во второй начинается драма и мы что-то про них понимаем, в третьей части абсурд нарастает и все окончательно сходят с ума. Классического хеппи-энда не будет.

И хотя идея сериала — в срывании масок (не зря мать главной героини Рита (Ирина Розанова) половину сериала ходит буквально с маской на лице — косметической), история получилась вполне в духе Звягинцева: про нелюбовь. Герои — эмоциональные инвалиды с огромной дырой внутри, которую они пытаются заполнить деньгами, удовольствием, сексом, интригами, властью. «Любовь» этих людей друг к другу — жестокая пытка, эксплуатация, садизм, каннибализм. Понятно, что такие люди живут не только в пределах Садового, они — везде. Их нет только в мелодрамах федеральных каналов и в рекламе товаров FMCG (товары повседневного спроса. — Ред.). В этом смысле «Садовое кольцо» удовлетворяет тоску «нормального» зрителя по ненормальности, когда он больше не может смотреть сказки, потому что сказки не только утешают — они еще тюкают молоточком по затылку: «А ты-то не такой, ты урод, у тебя нет идеальной счастливой семьи». Герои «Садового кольца» примиряют с реальностью: люди не идеальны, надо с этим жить.

© Первый канал

Героиня Вера Смолина (Мария Миронова), идеальная женщина Садового кольца, работает психологом, обслуживает богатеньких дамочек, чья самая большая проблема — это неправильный цвет обоев. В один день с Верой случаются два удара. На сеанс терапии приходит девушка без уха с реальной страшной травмой прошлого — и исчезает сын. Сквозь воображаемую стену магического Садового кольца, служащего защитой вроде круга Хомы Брута, начинает проступать настоящая жизнь. Героиня начинает прозревать. Чтобы найти сына, она должна спуститься, как Орфей, в бездны ада, бесстрашно взглянув в лицо реальности и самой себе. Каждый шаг дается ей с болью, как Русалочке, но приближает к отгадке, что же случилось с сыном, почему он исчез. За каждую порцию информации придется дорого заплатить — открыть еще один скелет в шкафу. Уже к середине истории героиня понимает, с какими монстрами жила всю жизнь, да и о себе узнает много нового.

Понятно, что такие люди живут не только в пределах Садового, они — везде. Их нет только в мелодрамах федеральных каналов и в рекламе.

И пока все винят в происшедшем саму героиню («То, что не названо, не существует, зачем ты начала копать?»), она остается единственным человеком, готовым задать вопрос: а в чем же виновата она сама? «Проснувшаяся» Вера бесстрашно смотрит в лицо реальности и сама ведет расследование (успешно), но семья спешит объявить ее сумасшедшей — ведь «нормальный» человек быстро найдет виновного (другого) и пойдет снимать стресс тартаром из говядины с перепелиным, а не куриным яйцом, что важно (привет князю Мышкину, не зря у Козловой любимый автор — Достоевский). Но не стоит в превращении Веры искать благолепия классической мелодрамы: она цинично и холодно отправит за решетку того, кому клялась помочь, — потому что тот счел ее наивной богатой дурой, какой Вера быть больше не хочет. «Подлинность» становится важнее морали и респектабельного гуманизма — тут, наверное, привет экзистенциалистам.

© Первый канал

«Садовое кольцо» несколько раз меняет жанр: психологический триллер, который начинается с поисков пропавшего сына, в какой-то момент превращается в поиск ответа на вопрос «Кто убил Лору Палмер?», а под конец издевательски пародирует «Сладкий ноябрь», где главная героиня, спасающая мужчину от искусственности жизни, оказывается не ангелом, а экзальтированной психопаткой. Хеппи-энд будет похож на вудиалленовский фарс, обнажив неспособность героев (как и, вероятно, зрителей) «жить не по лжи» — защитная привычка врать и вытеснять оказывается сильнее. Они всего лишь сменят одни маски на другие, и Вера не станет вскрывать новую ложь, но, по крайней мере, начнет видеть реальность — это ее персональный прогресс.

Если копнуть чуть глубже, то в «Садовом кольце» можно обнаружить и некоторое остроумное издевательство над жанром «ТЖД» (ходовой мелодрамы о «тяжелой женской доле»). Завязка вполне отсылает к классической: героиня, живущая как в сказке, однажды теряет все. Пройдя через испытания, вызванные исключительно злой волей злых людей, она — идеальная и непогрешимая — снова обретает счастье и надежное плечо хорошего парня. Добро должно быть вознаграждено. Но только героиня Веры найдет не плечо парня. Она найдет кое-что более важное — себя и своих демонов. Что для канона сказочной мелодрамы — кощунство.

© Первый канал

Сценарист Анна Козлова не верит в вечную любовь между мужчиной и женщиной и идеальную семью, ее бесит, когда люди выстраивают жизнь по схемам, продиктованным массовой культурой, — и в этом смысле появление сериала «Садовое кольцо» на канале, который причастен к созданию этих штампов, похоже на саморазоблачение фокусника. Самое время опасаться за психическое здоровье зрительниц традиционного мыла. Правда, «Садовое кольцо», пародирующее традиционную мелодраму, показывают не в привычное для мелодрам время, а после 23:00. Хотя самое интересное в этом эксперименте — посмотреть на лица зрительниц, которые вдруг поняли, что утешительной сказки не будет.

Создатели сериала «Садовое кольцо» буквально бьют зрителя по щекам, крича: «Просыпайся!» Другой вопрос: что делать с этой открывшейся правдой, насколько с ней вообще можно жить? Ведь главный человек, которому не нравится ложь в семье Смолиных, — социально опасная психопатка с диагнозом F20 (шизофрения — а еще так называется роман Анны Козловой, откуда в сериал перекочевали тени некоторых персонажей). Может быть, ложь и маски — та анестезия, которая позволяет нам примириться с болезненной и всегда несовершенной реальностью?

© Первый канал
Зинаида Пронченко: «Садовое кольцо» — это как «Пусть говорят», но с настоящими актерами

«Садовое кольцо» — социальная драма с элементами триллера, рассказывающая об изнанке будней узкой социальной страты — московского upper middle class, зажатого в престижные тиски главной столичной магистрали. В центре крайне разветвленной интриги — семья Смолиных. Вера (Мария Миронова) — образцовая супруга и мать с обложки House & Garden, по профессии психотерапевт, по призванию благотворитель, помогающая женщинам, ставшим жертвами домашнего насилия. Ее муж Андрей (Анатолий Белый) — успешный предприниматель, владелец фармакологического бизнеса. Сын Илюша — студент-отличник Плехановского. Младшая сестра Анна (Евгения Брик) — роковая красотка с вредными привычками, финдиректор в конторе зятя.

Гламурный быт благородного семейства пойдет прахом после того, как бесследно и беспричинно исчезнет Илюша. Из дизайнерских шкафов посыплются скелеты один другого страшнее. История, вроде бы начинавшаяся как камерная драма в традициях психологического реализма наподобие (о'кей, будем великодушны) «Любовников» Showtime или «Большой маленькой лжи» HBO, моментально обнаружит все признаки вампуки — нелепые условности, махровые штампы, этакий «театр купца Епишкина».

© Первый канал

Но критиковать огрехи актерской игры, досадные драматургические ляпы или, допустим, общую, невыносимую совершенно вульгарность происходящего в кадре — дело пустое и малоинтересное. Гораздо увлекательнее попробовать уловить смыслы, которые авторы в это вкладывали, «дух времени»: ведь что-то все эти крики и кривляния должны же значить. Тем более что многие коллеги называют «Садовое кольцо» зеркалом русской стагнации, остроумной пародией на отечественное телевидение и даже художественным прорывом. Впервые, дескать, на телеэкране такой откровенный разговор о язвах общества — тотальном лицемерии и повсеместной коррупции. Особенно хвалят эротические сцены (в СССР, оказывается, секс есть — и даже куннилингус) и «протеичность» действующих в них характеров.

Получилось ли у создателей объять необъятное — гетерогенную россиянскую действительность? Как говорит Анна на приеме у следователя, который, выслушав ее мхатовский монолог о смысле жизни, все равно не понимает, зачем это она спала с мужем сестры: «Тут требуется больше, чем одномерное сознание». У авторов «Садового кольца» — продюсера Валерия Тодоровского, режиссера Алексея Смирнова, сценариста Анны Козловой — сознание, похоже, многомерное, поэтому, наверное, они не боятся заполонять экран персонажами, соревнующимися между собой в душевной ущербности и расчеловечивании: перед нами не люди, а животные. Не случайно они так часто называют друг друга «тварью», «сволочью» и еще более обсценными словами, разумеется, стыдливо запиканными. Ублюдками рождаются, а не становятся — дети в «Садовом кольце» еще хуже родителей.

Творческая группа «Садового кольца» в погоне за многомерностью и протеичностью оказалась не в состоянии довести ни одного персонажа, ни одну сюжетную линию до ума.

Собственно, положительный герой в «Садовом кольце» один — это, по доброй сериальной традиции, представитель правоохранительных органов, следователь Когтев (Федор Лавров), то и дело слушающий исповеди героев у себя в кабинете под портретом В.В. Путина, безучастно взирающего на оскотинившихся избирателей. Особенно запоминается бенефис героини Ирины Розановой (матери сестер Смолиных), эксцентричной дамы-cougar в декольте и салатовых сапогах, которая с напускным цинизмом рассказывает Когтеву о своей жизни и особенностях женской доли в этой стране. Розанова тут дает себя саму тридцатилетней давности — в «Интердевочке» она примерно в таком же наряде и с такой же интонацией общалась с еще советскими ментами. В этот момент многое встает на свои места: в анамнезе у нынешних «хозяев жизни» — проституция и воровство, тем более что в другой сцене героиня Розановой объясняет происхождение первичного капитала зятя, Андрея Смолина, — деньги, вырученные от продажи ее квартиры. Охранители и царь — хорошие, бояре — плохие. Что касается интеллигенции, о ней тоже сказано метко. Та же героиня, вспоминая тяжелое советское прошлое, говорит: «Мой бывший муж был типа диссидент, на самом деле ему было удобно не работать, жалеть себя, пить и трахать соседку, пока я полы мыла, чтобы хоть что-то заработать».

© Первый канал

Все эти мысли и наблюдения прекрасно коррелируют с информационным вещанием Первого канала, который нам то и дело рапортует о вовремя разоблаченных иностранных агентах, достижениях российской экономики, а также спортивных и дипломатических победах.

Дневная жизнь нуворишей, которые заносят конверты префекту, сочетается с тотальной нравственной деградацией: по ночам они изменяют женам, растлевают малолетних, выпивают и употребляют наркотики. Что же касается жертв — обманутых и растленных женщин, — то и для них тут нашлось доброе слово. Все они — «глупые б**ди», аргументированно заявляет героиня Дуни Смирновой, директор кризисного центра по борьбе с домашним насилием: они сами виноваты, сами выбирают таких партнеров, им нравится быть избитыми. Ей вторит и главная героиня, психотерапевт Вера Смолина, приводя в чувство избитую мужем клиентку: она предполагает, что та получила связкой ключей в висок за измену, а изменять мужьям нельзя — ведь это они покупают сумки Chanel и часы Cartier. Эта линия «Садового кольца» — пожалуй, его единственная удача. Традиционные в определенных кругах России отношения между полами по взаимозачету — я тебя содержу, а ты терпишь — смотрятся здесь недвусмысленной проекцией отношений государства и общества.

© Первый канал

Главным референсом «Садового кольца», конечно же, выступает «Нелюбовь» Андрея Звягинцева: похожий сюжет с идентичным триггером — исчезновением ребенка, выпуклая картина нынешнего упадка нравов. Однако кого, как и с какой целью критикует Звягинцев — у нас нет сомнений, «Нелюбовь» — цельное авторское высказывание, хоть и слишком прямолинейное. Творческая группа «Садового кольца» в погоне за многомерностью и протеичностью оказалась не в состоянии довести ни одного персонажа, ни одну сюжетную линию до ума. В итоге получается разноголосица «простых истин». Но это не наши «Три билборда», где «у каждого своя правда», — это каша, набор чернушных происшествий из сети, белыми нитками сшитых в 12 серий макабр-ситкома. Зачем это снимать — понятно, а вот зачем это смотреть — не совсем.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244858
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246419
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413015
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419505
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423583
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428890
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429544