4 декабря 2018Медиа
341

Звоните Крыжовникову

Анна Голубева о сериале «Звоните ДиКаприо!»

текст: Анна Голубева
Detailed_picture© ТНТ-Премьер

«ТНТ-Премьер» завершил показ сериала Жоры Крыжовникова «Звоните ДиКаприо!» — и вдруг обнаружилось, что это главное кино года.

Как будто в финале чемпионата, после всех показательных выступлений, на лед выехал клоун — без претензий, чисто развлечь публику, — и тут публика заметила, что трюки он делает на скорости, которая втрое выше, чем у фаворитов турнира. И спокойно так, без пафоса, крутит тройной, а потом четверной аксель.

И фирменные спотыкучие склеечки не нарушают ни ритма, ни плавности этого катания. Ювелирный сюжет, точная интонация, идеальные диалоги, ни единой фальшивой ноты. Дети — дети, понимаете — у Крыжовникова каким-то образом разговаривают как живые, а не как дрессированные выпускники театральной студии при районной управе.

Это сериал о тех, кто снимает сериал (о чем еще-то быть главному сериалу современности), — Крыжовникову не впервой делать фильм в фильме; прием, со времен «Гамлета» признанный безнадежным, работает в «Звоните ДиКаприо!» так же хорошо, как и в «Горько!».

Крыжовников со своей оптикой комедиографа и тут не расстается. Но перед нами не басня «Стрекоза и муравей», а полновесный Шекспир глазами Йорика — плачешь и одновременно ржешь в голос.

Александр Петров и Андрей Бурковский играют братьев Егора и Льва — у них разные отцы, разные фамилии и разные характеры. Общая только профессия — оба закончили актерский, но Егор — телезвезда, баловень судьбы и прожигатель жизни, а смирный Лев ведет на кабельном канале «Муравей-ТВ» передачу для любителей что-то мастерить. Егор — плейбой, а Лев — верный муж, Егор швыряет деньги на ветер, а Льву все время зарплату задерживают. Они друг друга любят, но и раздражают. За год, который они проживают на наших глазах, им предстоит поссориться, помириться, поменяться местами, попытаться друг друга убить. Чем это кончится и кто кому в итоге будет завидовать — мы узнаем только в самом конце.

Это первый сериал Крыжовникова, на этот раз — драма из столичной жизни. В отличие от Феллини, который во время съемок «8½» то и дело напоминал себе: «Опомнись, это комедия», — Крыжовников со своей оптикой комедиографа и тут не расстается. Но перед нами не басня «Стрекоза и муравей», а полновесный Шекспир глазами Йорика — плачешь и одновременно ржешь в голос.

© ТНТ-Премьер

Петров играет утрированного себя, сериальную звезду, до дыр залюбленную шоураннерами, чей талант искупает все и не искупает ничего. Этот обаятельный лжец, хронический изменник, разрушитель чужих судеб и собственной жизни, и без ВИЧ токсичен для всех, с кем соприкасается. Можно долго вспоминать его родословную — Макаров из «Полетов во сне и наяву», Зилов из «Утиной охоты», Ансельми из «8½», Николас Эрфе из «Волхва», а еще и Печорин.

Мы, в общем, давно знаем этого героя и хорошо понимаем, как он удобен для повести о временах и нравах. Здесь, конечно, это есть — блеск и нищета российского кино, сериальная кухня в хорошо знакомых причастным интерьерах студии на букву «А», забавы столичных рестораторов, радости групповой терапии, похорошевшая при Собянине летняя Москва и всеобщая, как у вампиловских уток, осенняя тяга на Гоа. И шутить Крыжовников не стесняется ни про ВИЧ, ни про «Анонимных алкоголиков».

© ТНТ-Премьер

Но все это не самоцель — Крыжовников не публицист, он не бичует пороки общества и не рисует карикатуры на его типичных представителей. Ему, кажется, про людей интереснее, чем про типы.

И какие же тут люди. То есть актеры. Феерическая Юлия Александрова — Марина, жена Льва, — леди Макбет, Маргарита и Катерина Ивановна Мармеладова в одном лице. Точная и тонкая, почти без специй, Анна Невская в роли жесткого и беззащитного босса Екатерины. Бесстрастный дылда Андрей Бурковский, который ни в чем пластичному Александру Петрову не уступает (плакать в кадре у него точно получается убедительнее). А какой дуэт у Антона Васильева и Александры Ревенко — в эксцентричном, на грани гротеска, апаш-танго ресторатора Васи и его кукольной возлюбленной Полины легко съехать в анекдот, но они идеально держат баланс — в богатстве и бедности, в здравии и болезни.

От большинства отечественных сериалов, в том числе вполне премиальных, этот отличается как любимый домашний ребенок от сирот из казенного заведения.

ВИЧ здесь — не только образ лжи, которая сообщается тем путем, каким должна сообщаться любовь, но и символ русского фатализма. Сама история, рассказанная Крыжовниковым, не обязательно про здесь и сейчас: эта толпа надсадно веселящихся на открытии караоке-бара тусовщиков или пестрые гости в загородном доме состоятельной хозяйки мало ведь чем отличаются от сборища из «Неоконченной пьесы для механического пианино», хоровода из тех же «8½» или кавалькады из «Ночь нежна».

Такую компанию, где не все порочны, но все поголовно беспечны, легко вообразить и в Америке, и в Европе, но лет 30 назад — сейчас эти персонажи выглядели бы там неправдоподобно. А в России, обогнавшей Европу по числу новых случаев заражения, сюжет про «хуже, чем сифилис, особенно в узком кругу» актуален как никогда. С поправкой на современность: «У тебя СПИД, и, значит, мы умрем».

«Звоните ДиКаприо!» — авторская работа: шоураннер отвечает «за каждое слово, каждую склейку и каждую музыкальную правку» — поэтому от большинства отечественных сериалов, в том числе вполне премиальных, этот отличается как любимый домашний ребенок от сирот из казенного заведения.

© ТНТ-Премьер

К своим героям творец тоже относится с родительской нежностью — нет плохих и хороших, все любимые. Ни на ком, включая самых вроде бы отпетых, он не ставит крест и всем дает свободу действовать. Каждый жест и зигзаг здесь оправданны: и порывы благородства в расчетливых и малодушных, и внезапное безумие здравомыслящих, и апатия темпераментного героя, когда случайные инстаграмные девицы сутками таскают его, безучастного, по городу и почти увозят на Гоа, и погоня, и нож, и петля на шее, и отчаяние, и надежда — всё и все здесь выглядят убедительно. Сценаристы Жора Крыжовников, Петр Внуков, Евгения Хрипкова позволяют своим созданиям любые вольности, кроме одной — измены самим себе.

В финале один из героев зигзагами бежит по полю, пародируя Калягина в «Неоконченной пьесе» и распевая — без слов, конечно, — арию из «Любовного напитка» Доницетти.

Ту, в которой протрезвевший наконец тенор Неморино поет о своей любви. Слова там вообще такие:

Di piu non chiedo, non chiedo.
Ah! Cielo, si puo, si puo morir,
Di piu non chiedo, non chiedo.
Si puo morir, si puo morir d'amor.
(Ничего больше я и не прошу, не прошу.
О! Небо, можно, можно умирать,
Ничего больше я и не прошу, не прошу.
Теперь можно умирать, можно умирать от любви.)

Его желание будет исполнено.

Точно по Книге Бытия, глава четвертая, часть восьмая. Два брата на поле.

Короче, кто знаком — позвоните, пожалуйста, Крыжовникову и передайте ему, что он — гений.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ COLTA.RU В ЯНДЕКС.ДЗЕН, ЧТОБЫ НИЧЕГО НЕ ПРОПУСТИТЬ


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20245161
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246703
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413257
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419719
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423792
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202429086
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429736