24 февраля 2014Медиа
143

«Аня, Чмеля вбили»

Громадське TV, телеканал, ставший эхом майдана

текст: Андрей Архангельский
Detailed_picture© Громадське TV

В квартирах украинцев Громадське TV все эти три месяца работает круглосуточно: под этот гул кормят детей, занимаются домашними делами, ругаются, засыпают, просыпаются — то есть даже для телевидения это как-то слишком. На Украине есть и другие независимые телеканалы, но люди смотрели Громадське не только из-за информации: это был акт единения, солидарности со страной, что-то иррациональное. В России, впрочем, его тоже смотрели.

«Громадське» в переводе означает «общественное», но я даже не хочу сравнивать его с нашим ОТР. Только замечу, что любая имитация гражданского телевидения обходится в сотни раз дороже, чем оригинал. Для запуска Громадського TV требовалось около 300 тысяч долларов. То есть ни сверхзатрат, не решений правительства, ни многих лет, ни многотысячной команды — ужас, если вдуматься! — достаточно просто желания десятка журналистов.

Появление Громадського TV в 2014 году — это закономерный результат существования независимой журналистики на Украине.

Все эти люди, которые сегодня оказались в студии, — обычные, в общем, журналисты. Все они успели поработать в правительственных и частных, серьезных и развлекательных СМИ; кто-то громко ссорился с начальством, кто-то уходил по-тихому. Все они знакомы и с цензурой — денег и власти, — и с самоцензурой.

Другое дело, что понятия свободы и несвободы СМИ на Украине и у нас — все-таки разные вещи. На Украине даже в худшие времена медиа принадлежали разным политическим и финансовым силам, и конкуренция там более честная. Людей, которые оказались на Громадськом TV, объединяет то, что все они хотели бóльшей свободы. Чтобы было понятно: это не те (условно), кто перешел с Первого канала на «Дождь», — а те, кто уже ушел и с «Дождя», и с «Эха Москвы». То есть это другой уровень требований к жизни, так сказать. Отличие еще и в том, что после очередного разгона «уникальной команды» журналисты на Украине умудряются собираться в коллектив — а не пропасть поодиночке.

Выбор языка для украинского журналиста — важная деталь идентификации. Тут всегда был скользкий момент: вроде бы государственный язык — украинский, а журналисты в быту, между собой общались чаще всего на русском. Это в принципе нормально для Киева, но все-таки в этом было некоторое лицемерие. Нам это сложно понять, но получалось так, что украинский был только «языком работы», средством зарабатывания денег.

Это не те (условно), кто перешел с Первого канала на «Дождь», — а те, кто уже ушел и с «Дождя», и с «Эха Москвы».

Все ведущие Громадського TV говорят на хорошем и, что важно, современном и живом украинском. Видно, что они и в жизни говорят на украинском. Из «западенцев» тут — насколько можно судить по выговору — всего несколько человек; остальные — выходцы из срединных областей Украины и киевляне. Есть еще Мустафа Найем — который тоже говорит по-украински (в Фейсбуке, впрочем, пишет по-русски). Когда он изредка путает слова, главный редактор Громадського Роман Скрыпин его поправляет.

Я предполагаю, что большинство людей, работающих здесь, — переучившиеся билингвы. В какой-то момент они сделали сознательный выбор: решили, что будут жить «на украинском», а не только работать. Этот выбор сродни «не врать, не воровать»: для начала они просто решили быть честными с государственным языком страны. И если условный Тягнибок опять попытается сейчас сделать украинизацию не персональным выбором, а принудительным, тем самым он дискредитирует экзистенциальный выбор таких вот одиночек.

Второй, очень важный, момент Громадського TV: это история о том, что традиция независимой журналистики за 23 года, с 1991-го, ни разу не прерывалась. В российских СМИ принято гордиться какой угодно традицией — царской, советской, — но не демократической. К свободе у нас вообще принято относиться как к заблуждению юности, как к эстетике или «форме». Из свободы у нас можно «вырасти», от свободы можно «устать». На Украине такой усталости нет почему-то, хотя прессе тут жилось временами несладко.

Громадське TV декларирует свою преемственность от «всех независимых медиа Украины» — начиная с газеты «Поступ», «Голосу відродження», «Української правди», «5-го каналу» и ТВі, а также Громадського радио. История последнего печальна: основано в 2002 году, после безуспешных попыток получить лицензию на вещание (при позднем Кучме) распалось. К тому же в 2003-м трагически погиб главный редактор Александр Кривенко. На Громадськом радио зато успели поработать и Скрыпин, и Вахтанг Кипиани, и Данило Яневский — будущая команда Громадського TV.

Из свободы у нас можно «вырасти», от свободы можно «устать». На Украине такой усталости нет почему-то, хотя прессе тут жилось временами несладко.

Я был знаком с Кривенко, легендой украинской журналистики, — он создавал «Поступ», знаменитую львовскую газету, которая выходила с 1989 года и была еще самиздатовской. То есть Громадське TV в глобальном смысле наследует не просто традициям независимых СМИ, но по сути диссидентским. Ну и традициям украинского национализма, само собой, тоже — отделить на Украине одно от другого невозможно.

«Поступ» был знаменит еще и литературной хулиганщиной, любовью к брутализму. Это было сознательной стратегией — чтобы стилистически отмежеваться от журналистики «радяньськой Украины». В 1990-е в «Поступе» радостно печатали то, что сложилось потом в легендарную «Енциклопедію нашого українознавства» и что шокировало даже своих, — избавляя украинское сознание от девственности.

Громадське TV наследует не прием, а как бы концепцию — такого количества мата в репортажах слышать прежде не приходилось, но никому в голову не пришло бы возмущаться или запикивать его. Это ведь жизнь, зачем ее запикивать. Вот корреспондент Громадського TV стоит на обочине, мимо идут солдаты 25-й аэромобильной бригады, которая ехала на поезде из Днепропетровска в Киев, но люди разобрали пути — и военные вынуждены пешком возвращаться на базу. Корреспондент задает им один и тот же вопрос:

— Стрелять в людей будете?

Ничего не отвечают.

— Стрелять в людей будете?

Ответили: «П… всем».

— Стрелять в людей будете?

Отвечают: «П… дадут».

Украинская журналистика началась с нецензурщины как художественного приема — а сегодня трансформировалась в неподцензурную журналистику, такая вот диалектика.

На майдане, когда Юрий Луценко благодарил всех, упомянув даже кухню, и отдельно «5-й канал» (оппозиционный, принадлежащий Петру Порошенко), он ни разу не упомянул Громадське. В этот же момент Громадське в эфире упрекало лидеров оппозиции в том, что панихида на майдане превратилась в предвыборную кампанию. Громадське — это не голос олигархов, и не голос политиков, и даже не голос журналистов — это гул майдана. Громадське работает ретранслятором этого гула — то есть это такое эхо, эхо Украины.

«За кого» Громадське TV, какие политические взгляды выражает? Говорят, что Мустафа Найем — один из основателей Громадського TV — симпатизирует Кличко как самому «незамазанному» из всех политиков. Собственно, из-за этих симпатий Громадське якобы на майдане и не упомянули. По местным меркам они «либеральные националисты» — то есть моральными ориентирами для них служат все-таки не «герои УПА», а нечто более универсальное.

Студия в центре Киева. Рекламы нет вообще, источники финансирования — вроде бы гранты, пожертвования. Обещали обнародовать отчеты. В России в таких случаях обязательно скажут: «С этого и нужно было начинать». Но на самом деле это уже неважно — даже если и выяснится, что им помогал какой-нибудь оппозиционный олигарх. Судя по тому, как, в какой манере тут разговаривают со всеми политиками без исключения, хоть с Тягнибоком, хоть с Кличко, — Громадське TV оторвалось и от власти, и от бизнеса. Ну и, конечно, они именно этого и добивались — чтобы быть как можно дальше от любого влияния.

Спонтанность — ее Фромм считал важнейшим свидетельством в пользу бытия, — собственно, тут и есть основной формат. «Можно это озвучивать в эфире?» — спрашивает Данило Яневский, которого ругают за то, что он читает из Фейсбука все подряд. «Можно», — кричат ему откуда-то. Ведущая в черный день майдана обращается — к кому-то, от кого-то: «Аня, Чмеля вбили» — и переходит к мировым сводкам. Корреспондент приходит в студию, снимает каску, бронежилет, садится.

Эта площадка — как бы перезагрузка всей украинской журналистики. СМИ, возникающее в момент опасности, оказывается более живучим, чем то, которое для бизнеса, рекламы и рейтинга. Когда корреспондент отправляется в ночное (просто идет с камерой по городу и фиксирует), они называют это «стрим» — граница между активизмом и журналистикой размывается. И когда ты думаешь, какова функция этого человека с видеокамерой, вспоминается почему-то фраза из предисловия к ахматовскому «Реквиему»: «А это вы можете описать?» Их работа была — даже не описать, а просто быть, присутствовать при этом. И вот они все три удивительных месяца тут были — во всех смыслах. И я им завидую.


Понравился материал? Помоги сайту!

Ссылки по теме
Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249411
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416055
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420367
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425604
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426948