22 мая 2014Кино
151

Без слов

Инна Денисова — о пресс-конференции Сергея Лозницы в украинском павильоне Каннского фестиваля

текст: Инна Денисова
Detailed_picture© Milomir Kovacevic

«Когда я попал на Майдан, я понял, что это конец власти, что Янукович больше не президент, потому что он потерял уважение, и никакая сила не сможет помочь ему удержаться у власти»: Сергей Лозница дает пресс-конференцию по случаю внеконкурсного показа фильма «Майдан» спецсеансом Каннского фестиваля.

Фильм «Майдан» — хроника трех революционных месяцев, с декабря 2013 года по февраль 2014-го, собранная (монтировал сам режиссер) в двухчасовой фильм.

Женщина с косами, перевитыми жовто-блакитными лентами, разливает чай; под украинскую народную песню монотонное действие приобретает ритмичность. Толпа качает головами в такт знаменитой песне итальянских партизан, заменяя слова контекстуально: «О, Витя, чао!» Люди входят и выходят из Дома профсоюзов, в котором находится штаб, под песню «Океана Ельзи». Поздравляя Евромайдан с Рождеством, со сцены поют рождественскую песню. Прощание с героями происходит под хоровое пение «Пливе кача по Тисині»; Майдан вообще был настолько изысканно музыкален, что хочется, чтобы к фильму скорее вышел саундтрек («ВКонтакте» уже давно есть специальные странички «песни Майдана»).

Двухчасовой фильм «Майдан» — галерея длинных кадров, идущих один за другим. Драматургию создают сами события, камера лишь фиксирует реальность. «Перед тем как начать делать картину, я должен был определить правила, по которым будет снят фильм, — рассказывает Лозница на пресс-конференции, — и я придумал ставить статичную камеру. Мой фильм — о людях. Не хотелось протагонистов: поэтому я просто решил подолгу держать камеру на одном плане. Мой ориентир — “Стачка” Эйзенштейна».

Сергей Лозница на пресс-конференции в Украинском павильонеСергей Лозница на пресс-конференции в Украинском павильоне© Инна Денисова

Украинский павильон — крошечный, не чета российскому: журналисты, которым не хватило стульев, сидят на ограждении набережной. В президиуме кроме Лозницы — продюсер фильма Мария Бейкер, продюсер из Голландского киноинститута и ведущий Алекс Шпилюк, директор Одесского кинофестиваля.

«Сегодня 10-й день, как арестован наш друг. Наш коллега находится в тюрьме. Я хотел бы призвать всех кинематографистов, кому небезразлична судьба Олега Сенцова, присоединиться к требованию Европейской киноакадемии немедленно освободить его» — Лозница начинает пресс-конференцию. Две женщины, перешептываясь у меня за спиной, настаивают, что он волнуется: у режиссера действительно слегка трясутся руки, хотя фильмом он, очевидно, доволен.

«Я — киевлянин. Прожил в Киеве 27 лет. И, приехав, был поражен, как изменилась ментальность». Фильм начал сниматься спонтанно: приехав в Киев в декабре, Лозница понял, что «исторические события должны быть зафиксированы». Поиск продюсера занял бы слишком много времени — поэтому сначала он нанял оператора Сергея «Стефана» Стеценко за деньги собственной кинокомпании Atom&Viod, которую они с Марией Бейкер основали в Голландии. «И только после 23 марта я обратился в Dutch Film Institute и благодаря поддержке смог закончить постпродакшн, который, как известно, является самой затратной частью. Я снимал на камеру Sony, Сережа — на фотоаппарат Canon: я очень беспокоился, но быстро понял, что можно получить хорошее изображение, снимая этими камерами».

Кадр из фильма «Майдан»Кадр из фильма «Майдан»© Atoms & Void

Накануне премьеры я, как того требует регламент, написала письмо с просьбой об интервью.

«Добрый вечер, — ответила Мария Бейкер, — в связи со сложившейся политической ситуацией Сергей вынужден был принять решение не давать интервью российским средствам массовой информации».

«Я понимаю вашу позицию не давать интервью российским каналам. Но я не понимаю: почему вы не делаете исключений для той прессы, пусть ее и осталось немного, которая все это время рассказывала о событиях объективно? Мне лично это обидно», — говорит Лознице Денис, корреспондент телеканала «Дождь».

«В вашем информационном пространстве такое количество вранья, особенно по поводу Украины, что я решил не делать исключений ни для кого. Чтобы люди обратили на это внимание и задумались, что происходит. У вас действительно существует штук пять приличных медиа. Но ирония в следующем: в каком-то смысле эти медиа имитируют норму. Работаете вы или нет — ваша работа не имеет смысла: само пространство, в котором и вы тоже существуете, оглупляет все больше и больше людей».

Представителей оглупляющей прессы — ни одного во всем украинском павильоне. Сергеем Лозницей и его фильмом интересуется только наше медиаменьшинство, имитирующее норму. Лариса Малюкова из «Новой газеты» спрашивает его, почему он не снимал политиков — только в начале мелькнул какой-то деятель «Правого сектора» (организация, запрещенная в РФ).

«Потому что на Майдане я почти не видел и не слышал “Правого сектора”: вы, как всегда, получили информацию из других источников. Не политики рулили ситуацией на Майдане. Там был один главный политик — народ. Теперь каждый следующий правитель Украины будет помнить о воле народа».

Камера в большинстве случаев ставилась на крышах — Майдан часто снимается сверху. Или прямо из толпы. Стреляющий по безоружным людям «Беркут» снят очень близко.

Кадр из фильма «Майдан»Кадр из фильма «Майдан»© Atoms & Void

Спрашивают, рисковал ли Стефан жизнью. «Да, рисковал», — отвечает Лозница. На вопрос, разрешали ли снимать и как удавалось подбираться так близко к эпицентру, Лозница гордо отвечает: «Ко мне относились с пониманием, а иногда было достаточно произнести фамилию, она работает». Из ста снятых часов материала в итоге собрали два часа десять минут фильма. 23 мая «Майдан» выходит во Франции, потом в Нидерландах и Польше. В июне ждут проката на Украине. «А потом я выложу его в интернет, — говорит Лозница, — чтобы посмотрело как можно больше людей».

Задаю свой вопрос — о финале картины. Фильм заканчивается гробами и цветами, которые люди возлагают в память о погибших на площади. «Почему закончили здесь, — спрашиваю, — как будто хороните Майдан? Я хотела бы другого финала». «Я снимал фильм про людей, — повторяет Лозница, — финал фильма — прощание с героями. Память. Мне очень была важна именно эта точка. У нас столько памятников неизвестным солдатам. Когда мы начнем ставить памятники известным солдатам, мы начнем писать историю».

Пресс-конференция заканчивается. Лозница еще некоторое время говорит с камерами по-английски, сдерживая обещание не беседовать с русской прессой (русские пытаются снять что-то из-за их плеч). И убегает, не сказав российским журналистам ни слова. В фильме «Майдан» тоже нет слов. Только однажды человек за кадром кричит о том, что люди забыли свое предназначение, что человек создан для любви.

Фильм Жан-Люка Годара, на который все торопятся после этой пресс-конференции, называется «Adieu au language». Слова на этом фестивале не нужны никому.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244852
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246413
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413007
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419500
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423578
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428886
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429540