27 мая 2014Медиа
140

Шоссе в небо

Неэвклидово пространство игры Kentucky Route Zero

текст: Иван Кислый
Detailed_picture© Cardboard Computer

Слушать захватывающие истории — одно из базовых желаний человека, это давно поняли авторы современных видеоигр. Даже нехитрой стрелялке теперь положено иметь сюжет и остроумные диалоги — до предела это дошло в Bioshock Infinite, шутере, где пальба из автомата во все стороны была, по сути, лишь надоедливым препятствием между игроком и развитием сюжета. Эксперименты с нарративом привели видеоигры к рубежу, где они становятся похожи на литературу или кино; особенно ярко это было заметно на примере The Novelist, о которой COLTA.RU уже писала. Kentucky Route Zero тоже с трудом умещается в разделе игр — и не только потому, что здесь почти нет геймплея. Творение маленькой студии Cardboard Computer выдумывает собственные правила повествования и отправляет игрока в путешествие по штату Кентукки, сквозь заброшенные поля Джона Стейнбека, по мистическому шоссе Дэвида Линча.

Поначалу кажется, что перед нами хрестоматийная адвенчура. Старенький грузовик подъезжает к заправке в форме лошадиной головы. Из кабины выходят двое: Конвей, водитель при магазине антиквариата, и его пожилой пес. У пса пока нет имени, а Конвей понятия не имеет, как добраться по адресу своей последней доставки (его магазин разорился). Слепой владелец заправки обещает помочь, но сначала мы должны сделать кое-что для него: спуститься в темный подвал и включить рубильник. В подвале Конвею предстоит узнать, что некоторые вещи виднее в темноте, а также решить изящный пазл — первый и последний за всю игру.

© Cardboard Computer

Здесь Kentucky Route Zero отталкивается от жанра классических квестов и движется как будто по пути эпизодических игр студии Telltale GamesThe Walking Dead и The Wolf Among Us. В них выбор диалоговой строки прямо воздействует на ход игры: диалоги служат инструментом, с помощью которого игрок достигает тех или иных результатов — вплоть до смерти некоторых персонажей. Kentucky Route Zero тоже раздроблена на эпизоды (вышло три из пяти) и построена на диалогах. Но здесь разговоры не влияют на сюжет — только на игрока. Твой выбор не имеет значения: любой ответ определяет, что нового ты узнаешь о героях игры, как станешь воспринимать их. И даже это не главная черта Kentucky Route Zero: вот Конвей входит в комнату, где девушка по имени Шэннон разговаривает по телефону, — и управление переходит на Шэннон прямо посреди разговора, а Конвей становится обычным незнакомцем. Представьте себе интерактивную книгу, где нужно выбирать вопросы и ответы за всех персонажей сразу. Где прошлого не существует, пока вы не решите, каким оно будет: устами Шэннон вы спросите Конвея, есть ли у него братья и сестры. И тут же от имени Конвея вы вольны придумать себе брата с престижной профессией и дурным характером или можете остаться единственным ребенком в семье. Так кристаллизуется творческий метод авторов Kentucky Route Zero — литературный монтаж. Они регулярно меняют оптику, сквозь которую мы исследуем мир игры и персонажей. Только что ты смотрел на Конвея глазами Шэннон, а чуть позже видишь его посредством камеры наблюдения, за которой скрываются охранники музея. В каком-то смысле Kentucky Route Zero — это игра в куклы, где каждый голос — твой. Только здесь куклы пьют не чай, а виски Hard Times («Тяжелые времена»), это взрослые куклы, потертые и изломанные, причем как в переносном, так и в прямом смысле — Конвей долгое время прихрамывает на экране.

© Cardboard Computer

Местный штат Кентукки — старый полуразрушенный мир, где шахты заброшены, фермы разорены, а бары доживают свои последние дни. В пути стареющего шофера ждут новые знакомства, и каждый из этих людей так или иначе заглянул в темную долговую яму, что висит над Кентукки вместо ночного неба. Банки отбирают у них дома, и они уходят жить в лес. В здание церкви переезжает абсурдная машина бюрократии с живыми медведями в одном из офисов и становится современным храмом — с органом, на котором играет голый по пояс мужчина в цветных шортах. Здесь Стейнбек обнимается с Кафкой, и уже не разобрать, в какую сторону заведет Конвея поиск адреса доставки. «Езжай на северо-восток и сверни налево, как только увидишь уродливое дерево, что все время в огне» — именно такие ориентиры используют в мире Kentucky Route Zero. Но чтобы попасть по злополучному адресу, Конвею нужно выехать на трассу Zero, которая существует в строго неэвклидовом пространстве.

© Cardboard Computer

Правила навигации в тех краях лучше оставить в тайне, но об одном выдающемся случае на дороге умолчать никак нельзя. Грузовик Конвея глохнет посреди шоссе — с починкой помогают молодые музыканты, как раз ехали мимо. Взамен вы должны пойти на их концерт в заштатном баре The Lower Depths («На дне»). А там вас ждет магия поистине линчевского масштаба: шестиминутная песня «Too Late to Love You» в вымышленном жанре whisperwave заставляет забыть о чудесах клуба Silencio из «Малхолланд Драйв». Авторы доводят до предела наше соучастие в сотворении мира Kentucky Route Zero — песня пишется на лету, вместе с игроком. Музыка здесь и до того была сильна: блюграсс гармонично уживался с эмбиентом на одной печальной волне, но сцена в баре The Lower Depths выводит Kentucky Route Zero на запредельную высоту — я еще не встречал игры, от которой у меня бежали мурашки по коже.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20245251
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246859
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413337
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419795
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423865
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202429162
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429830