19 сентября 2014Медиа
232

Назад в будущее

Последний сезон «Подпольной империи» — прощание тихим не будет

текст: Иван Кислый
Detailed_picture© HBO

Немало контрабандного виски было продано с тех пор, как «Boardwalk Empire» крестил Мартин Скорсезе — режиссер поставил пилотную серию для канала HBO и отступил в продюсерскую тень. За это время Наки Томпсон (Стив Бушеми), главный бутлегер Атлантик-Сити времен «сухого закона», много раз был близок к провалу: жестокие конкуренты поджимали с одной стороны, коварные близкие — с другой, закон и порядок — с третьей. Новый сезон сразу дает понять, что финальная глава истории Наки не будет простой, как бы ему этого ни хотелось. Прогулку героя по солнечной Кубе прерывает мужчина с мачете, и только вмешательство таинственного незнакомца спасает шкуру Наки.

Да, пятый сезон «Подпольной империи» (доступен для просмотра в онлайн-сервисе «Амедиатека») станет для шоу последним, а вместо привычных двенадцати эпизодов нас ждут всего восемь. Говорить о нем сразу после премьеры в начале сентября не имело смысла — половина сюжетных линий традиционно не поместилась в одну серию. «Подпольная империя» всегда была больше чем просто еще одним описанием трудовых будней плохих парней, как вымышленных (Наки Томпсон, Чалки Уайт), так и реальных (Лаки Лучано, Аль Капоне и другие). Сериал методично документировал выбранную эпоху, доходя порой до педантизма: чтобы воссоздать прибрежный деревянный тротуар Атлантик-Сити, авторы построили его уменьшенную 91-метровую копию в Нью-Йорке, а Мартин Скорсезе настаивал, чтобы доски были точно такого же размера, как в те времена.

© HBO

Повышенное внимание к деталям и любовь к второстепенным персонажам сделали «Boardwalk Empire» грандиозным и довольно неповоротливым зрелищем. Приходилось ждать полсезона, пока двигатели разогреются и сюжеты раскрутятся, но это почти всегда того стоило. Впрочем, избалованный зритель канала HBO был иного мнения — рейтинги с каждым годом медленно снижались.

«Финальный сезон “Подпольной империи” выглядит во многом как новая версия сериала: одежда, музыка, цвета, автомобили — теперь все это кардинально изменилось», — рассказывал создатель шоу Теренс Уинтер перед премьерой — и не обманул, ведь он попытался в каком-то смысле изобрести «Boardwalk Empire» заново. На языке современного телевидения это обычно означает, что кому-то важному придется умереть. К примеру, неровный шпионский триллер «Homeland» («Родина») в прошлом году подвесил своего ключевого героя за шею — в грядущем сезоне (5 октября) перед нами точно будет совсем другая история. Юридическая драма «The Good Wife» («Хорошая жена») этой весной окончательно сошла с ума (в хорошем смысле!) и застрелила одного из главных персонажей прямо в зале суда. Но в «Boardwalk Empire» такой трюк провернули еще во втором сезоне, прикончив Джеймса Дармоди выстрелом в лицо. Для финальных эпизодов нашлось другое решение — прыжок во времени на несколько лет вперед.

© HBO

1931 год, Великая депрессия в самом разгаре. На горизонте — отмена «сухого закона», и Наки это чувствует. Он отправляется в Гавану, чтобы получить эксклюзивные права на продажу рома Bacardi по всей территории США, как только это станет легально. Устроить встречу с владельцем помогает белокурая бизнесвумен Салли, покорившая Наки в прошлом сезоне (Патриция Аркетт, в которой сегодня нелегко узнать ту хрупкую секс-бомбу, что всю ночь смотрела кунг-фу-фильмы вместе с Кристианом Слейтером в «Настоящей любви» Тони Скотта).

С одной стороны, прыжок во времени — разумный ход для сериала, когда нужно форсировать события перед финалом и расставить главные фигуры в наилучшие позиции. Так, одну из фигур можно вообще смахнуть с доски без особых разъяснений (прощай, Арнольд Ротштейн), другую — окончательно превратить в ферзя, как Аль Капоне. Веселые деньки Альфонсо подходят к концу: пока он самозабвенно хохочет в пентхаусе шикарного отеля и рецензирует новинки кинематографа, небрежно называя «Маленького Цезаря» и «Врага общества» комедиями, внизу в холле дает пресс-конференцию Элиот Несс. Да-да, тот самый федеральный агент, что совсем скоро отправит Капоне за решетку.

© HBO

С другой стороны, ускорение, которое получает «Подпольная империя» от хронологического прыжка вперед, тормозится регулярными флэшбэками из детства Наки Томпсона. Мы видим, что он вырос в нищете, под одной крышей с рыбаком-отцом, который крепко прикладывался к бутылке и крепко прикладывал сына. Сестра Наки умирает от туберкулеза, а у семьи нет денег на похороны. Диккенсовские ноты лишь усилятся, когда амбициозный, но честный мальчик принесет богачу потерянную шляпу и не тронет крупную купюру в подкладке. Здесь юный Наки усвоит первый важный урок — этот мир не награждает за честность. И вместо того, чтобы набраться ума-разума из воспитательной газеты для детей «Golden Days for Boys and Girls» (газету ему иногда достает мама), Наки знакомится с богачом Коммодором и сворачивает на путь, который Диккенс вряд ли одобрил бы.

© HBO

Так Наки обретает новую глубину — ее всегда чуть не хватало, чтобы он мог встать вровень с другими гигантами криминального мира на ТВ. Однако этот крен в сторону одного героя слишком ощутимо сказывается на всех остальных — не поздновато ли авторы решили копаться в прошлом, когда в настоящем столько неоконченных дел? Впрочем, беспокойство за сериал кажется излишним, когда Наки присылает своим недругам открытку с приветом с Кубы, пришпиленную ножом к мертвому телу. «Никто не уйдет без шума», — обещает слоган финального сезона, и кажется, что «Подпольная империя» уйдет под воду с размахом «Титаника», а то и Атлантиды.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249402
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416047
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420360
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425594
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426938