1 декабря 2014Медиа
210

Сам себе сценарист

Интерактивный сериал по «Ходячим мертвецам»

текст: Егор Москвитин
Detailed_picture© Telltale Games

Премьеру последнего сезона «Ходячих» посмотрели 17,3 миллиона зрителей — это исторический рекорд для сериалов базовых кабельных каналов в США. Шоу завоевывает новую аудиторию каждый год, уже анонсирован шестой выпуск, а в планы AMC входит снять спин-офф с другими героями. Сайт Rottentomatoes, поверяющий гармонию алгеброй и переплавляющий рецензии критиков в цифры, дает сериалу рейтинг 97% — больше, чем «Игре престолов», «Карточному домику», «Подпольной империи» и многим другим популярным телевизионным драмам.

Зомби-апокалипсис оказался идеальной сценой для любого сюжета. Здесь и схватка за власть, и мелодрамы с изменами и беременностями, и роман воспитания, и любовь во время холеры, и хроники обесчеловечивания, и жития святых. «Ходячие мертвецы» так профессионально сделаны и настолько успешны, что предъявлять им какие-то претензии странно. Но по прошествии четырех лет все же кажется, что сериал где-то оступился, заразился и сам стал превращаться в зомби — и теперь еле волочит ноги и выглядит как мертвец.

Сериал-зомби не помнит своего прошлого — и воспроизводит одни и те же сюжеты по пятому разу.

Первая серия пятого сезона начиналась с описания человеческой бойни, во второй творился каннибальский ад, в пятой погибла величайшая из надежд, которые герои питали все эти годы, — остановить эпидемию в масштабах страны. 30 ноября вышла восьмая серия, после которой шоу ушло на перерыв до февраля. Дальше две группы в целом хороших людей, судя по всему, начнут кровавую и бессмысленную междоусобную войну — потому что никто не умеет договариваться, когда вокруг конец света. Сериал-зомби не помнит своего прошлого — и воспроизводит одни и те же сюжеты по пятому разу. В результате на главный вопрос «Ходячих мертвецов» — «Как вы бы поступили на месте героев?» — часто уже нечего ответить.

© HBO

С совсем другой интонацией его задает «The Walking Dead: The Game» (далее — TWDTG). Видеоигра по вселенной «Ходячих», начавшейся с комикса Роберта Киркмана, устроена по принципу интерактивного сериала. Новые эпизоды выходят раз в несколько месяцев начиная с 2012 года. Уже выпущено два сезона и один спин-офф. Прохождение каждого эпизода занимает полтора-два часа и не требует от пользователя особых геймерских навыков. Вместо того чтобы бегать, стрелять и кувыркаться, игрок здесь прежде всего выбирает варианты развития событий и реплики в диалогах — и в итоге пишет собственную историю.

Зомби здесь приходится убивать не так уж часто, и требуется для этого лишь вовремя нажимать нужные кнопки. Возня с предметами встречается, но это не головоломки, а часть постапокалиптического антуража — мира, в котором нужно все время бороться за еду, бензин и патроны. Главное содержание игры — череда моральных дилемм. Из зрителя спектакля мы превращаемся в соавтора, из свидетеля преступления — в соучастника. Решаем, когда соврать, а когда сказать правду; кого пощадить, а кого наказать; кого спасти, а кого бросить. Оставаться добрым и справедливым всю игру невозможно, всегда выбирать меньшее из зол не удается. В New York Times по поводу TWDTG заметили, что это одна из немногих игр, в которых каждое убийство сопровождается чувством вины. А каждая жизнь, добавим, наполнена страданиями. В игре собран целый ансамбль непростых судеб, и поначалу откровенная «сериальность» характеров раздражает. Вот этой девочке придется пристрелить любимую собаку. Вот этому мужчине изменила жена. Вон тот парень — тень своего брата. Но чем меньше героев остается к финалу, тем больше они похожи на узников смерти из «Седьмой печати» — никого лишнего, и каждый со своим грузом.

© HBO

Иногда в эту компанию ненадолго вклиниваются герои из сериала (кореец Гленн, старик Хершел), но игра держится от них в стороне, предпочитая равняться на комикс Киркмана. От него здесь — серая графика, подменяющие актерскую игру гипертрофированные эмоции на нарисованных лицах и безвоздушные кадры. Выглядит это здорово, хотя интерактивный сериал, конечно же, уступает в выразительности и изобретательности телевизионному. В каждом сезоне «Ходячих мертвецов» на AMC есть час-два разговоров связанных пленников и палачей в каком-нибудь сарае, написано и снято это все так, как будто Тарантино раз в год выпускает новых «Бешеных псов». А бесконечные зачистки зданий с арбалетом наперевес напоминают «Вампиров» Джона Карпентера — классический хоррор с двойным дном. В TWDTG таких хитростей нет, а все операторские приемы сводятся к наездам на лица героев или репортажной трясучке. Но остросюжетные и короткие, как вспышка, игровые эпизоды просто не позволяют заметить эти недостатки. К тому же разработчики из компании Telltale Games — настоящие эрудиты. Герои здесь цитируют Хемингуэя и Лондона, одна из сюжетных линий напоминает «10 негритят» (окруженных тысячей ходячих мертвецов), а для любителей фильмов о зомби повсюду разбросаны сюрпризы.

© Telltale Games

Пока доступно всего два сезона и 11 эпизодов, и главное в ожидании третьей части (она выйдет в начале 2015 года) — не начать проходить заново предыдущие. А то вскроется главный обман TWDTG: от действий игрока здесь не зависит почти ничего, кроме его собственных ощущений. Сюжет — нелинейный, но в меру. Если надо, чтобы что-то случилось, игра вынудит вас проголосовать за свой сценарий. По-настоящему мы влияем только на мелочи. Например, решаем, за какой стол сесть на рождественской вечеринке: за одним — наши друзья из прошлого, за другим — новая группа. Очень скоро эти люди будут драться друг с другом насмерть. И хотя это просто нарисованные картинки, а на выбор даются считанные секунды, интерактивный сериал знает, как заставить вас вложить в него всю душу.

Параллельно с «Ходячими мертвецами» в Telltale занимаются сразу тремя важными франшизами. «Wolf Among Us» — экранизация удивительного комикса «Fables», нуара о том, что бы было, живи персонажи мирового фольклора в современном Нью-Йорке. Разумеется, все было бы ужасно: Серый Волк превратился в озлобленного копа, Синяя Борода — в коррумпированного олигарха, Принц Чарминг — в жиголо, Русалочка — в стриптизершу. А Златовласка сидит под домашним арестом, чтобы не нервировать никого своей шевелюрой. Поскольку над этим гетто все время нависает угроза войны с неким захватившим мириады миров Императором, герои ищут для своей эмигрантской общины компромисс между демократией Нового Света и полувоенной диктатурой. Автор Билл Уилленгем говорит, что его Фейблтаун — метафора Государства Израиль.

© Telltale Games

Недавно вышедший пилот еще одного интерактивного сериала «Tales from the Borderlands: Episode 1 — Zer0 Sum» — космический вестерн в традициях культового шоу «Светлячок». Как и в недавней драме «Любовники», его сюжет построен на перекрестном допросе двух героев — в этом случае девицы-разбойницы и корпоративного самурая. Только вот речь идет не про унылый адюльтер, а про лихую аферу на далекой планете, где внезапно обнаружились ценные артефакты. Сверхидея игры: в мире всегда есть Дикий Запад. Кажется, это самая веселая и умная из фантастических игр этого года.

А еще до конца декабря Telltale Games обещает выпустить «Game of Thrones — Episode 1: Iron from Ice» — пилот интерактивного игрового сериала по вселенной «Игры престолов». Но это — тема для отдельного разговора.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20245226
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246834
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413316
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419771
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423843
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202429141
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429811