23 января 2015Медиа
138

Гроздья плена

Допрос украинских военнопленных на российском телевидении

текст: Андрей Архангельский
Detailed_picture© Alexander Ermochenko / Getty images / Fotobank.ru

Тебе стыдно? — мы слышим голос, задающий вопросы стоящему на коленях человеку, и видим микрофон с надписью «ЛайфНьюз». — Ты знаешь, сколько здесь сегодня людей погибло?

— Да, — отвечает пленный. — Стыдно.

— За что тебе стыдно? — риторически спрашивает тот же голос, идеально, так сказать, сливаясь с криками толпы.

Другой сюжет — разговор с пленным, Вадимом Б., где он произносит отчетливо: «Больше. Я. На них. Служить. Не пойду» — после едва заметной перебивки, без вопроса, глядя в камеру.

В репортаже «Устали воевать», который стал поводом для заявления Дуньи Миятович, представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ, — она назвала репортаж «неэтичным и неприемлемым» — корреспондент настойчиво спрашивает у пленных: «Где вы дислоцировались? Какая у тебя стояла задача?» В более длинном фрагменте беседы слышно, как другому пленному, рядом, задают те же вопросы («Из какой ты части?»), и тоже непонятно, следователь их задает или журналист.

— Да, — отвечает пленный. — Стыдно.

Корреспонденту кажется сейчас, что любое слово — врага, по здешним представлениям, пришедшего «оттуда», — распахнет тайную дверь и откроются страшные глубины. Но двери никакой нет, ее давно сорвало взрывом, там развалины и сплошные дыры — не обнаруживается ничего, кроме человеческой боли, страха и отчаяния. Он — просто живой свидетель ада. Общего ада, надо заметить.

Пленный, в отличие от журналиста, несвободен. Вокруг стоят люди, только что вернувшиеся из того самого боя, и любое неверное слово может стать роковым. И он отвечает на вопросы так, как всегда отвечают пленные: я водитель (интендант, повар), мое дело маленькое, воевал недолго, думаете, я хотел воевать, и все в таком духе. Корреспондент рефреном: «Из какой ты бригады?» — и у другого пленного, который лежит на каталке: «Род войск? Из какой ты бригады?» Все это звучит по-деловому, но это не та война, чтобы выпытывать у пленных номера частей, тем более что все они более-менее известны. Солдат отвечает как любой солдат: не знаю, откуда я знаю, зачем мне знать.

В другом известном ролике пленных опрашивают, из каких они областей, — словно речь идет не о XXI веке, а о XVII. Но задается вопрос с такой серьезностью, как будто сейчас опять-таки откроется потайная дверь и оттуда вылетит важный знак — чтобы мы все окончательно «поняли», — однако там тоже нет ничего, кроме боли и страха, с которыми произносятся названия украинских областей, районов, местечек и деревень.

«Пошел, потому что заставили» — это штамп, так тоже все говорят в плену, и любая пропаганда этим пользуется, чтобы сказать: вот, солдат чужих армий заставляют воевать насильно, а наши воюют по зову сердца. Это рассчитано на дезорганизацию тех, кто увидит этот ролик. Теперь все эти ролики воспринимаются как рассказ не только о пленных, но и о тех, кто эти ролики делает; неконтролируемый эффект. Потому что все уже знают, как и зачем это делается.

Что именно мы хотим услышать от человека, находящегося в плену, лишенного собственной воли?

Самое тут, пожалуй, непривычное — вопрос о стыде. Бывали на территории бывшего СССР и другие войны, где вопросов вообще не задавали. Но журналист, формально находящийся на территории другого государства и на «чужой войне», задающий вопросы о стыде, — это бессмысленно вдвойне. Смысла в этом теперь не больше, чем спрашивать у летящего снаряда, стыдно ли ему, из какой он бригады. Что именно мы хотим услышать от человека, находящегося в плену, лишенного собственной воли?.. Вероятно, мы хотим, чтобы он открыл нам душу — и это, безусловно, случится, нет сомнений. Вот именно сейчас.

Интервьюирование пленного — это такой театр кабуки: все роли — сильного и слабого — расписаны, сильный спрашивает, слабый молчит, опустив голову. Это игра с известной заранее моралью. Ритуал, обмен риторическими фигурами. Вопросы можно задавать любые (из какой области, из какой бригады, стыдно ли), но на самом деле любой вопрос — это утверждение права победителя и ничего более: «ты полностью в моей власти».

Вопросы, касающиеся стыда, — несмотря на крайнюю степень откровенности — точно такая же демонстрация превосходства. Тот, кто спрашивает о стыде, по определению должен знать о нем больше, чем отвечающий. Но тут все проще, говорил Лакан: тут важно не что спрашивают, а кто. Кто задает вопросы, того и дискурс, тот и главный. Примерно такие же вопросы задают второстепенные герои Джеймсу Бонду в фильмах о Джеймсе Бонде. Зрители понимают, что их задают не для того, чтобы получить ответ. Их цель — лишить отвечающего воли и достоинства, их остатков, в плену, который и так, сам по себе, лишает достоинства и воли.

Корреспондент ведет себя так потому, что ему, в сущности, не о чем спрашивать. И он в этот момент примеряет на себя все знакомые ему роли: следователя, военного, условного мирного жителя — всех тех, кого он видит вокруг, это чистая психология. Он задает вопросы как бы «от их лица» — потому что собственной роли у него нет. Потеря самоидентификации, говорят в таких случаях. Но журналист в действительности «не знает», что он журналист. Он не знает, что тут, в этой ситуации, может «от себя самого». Какие у журналиста собственные правила и собственная роль. Потому что он — часть машины, которая все давно за него решила.

Эта машина снимает с тебя личную ответственность — этим она привлекательна. Машина сама организует споры, где никто не спорит; задает слушателям вопросы, в которых заранее известен ответ. Говорит от лица истины и не нуждается в доказательствах. Бесконечно говорит о других, ничего не говоря о себе. Эта машина и есть огромная риторическая, тавтологическая фигура. Ввиду отсутствия собственного смысла она пользуется смыслами из прошлого, а также — из фильмов и книг. Все выглядит похоже на что-то, что уже было, — но на все сразу. Формально соблюдается конвенция — оказывают помощь раненым, отдают тела погибших родственникам, — но тут же и архаичная практика «перевоспитания» пленных — с помощью толпы, которая тоже знает свою роль.

Сейчас активно обсуждается вопрос: правильно ли на пропаганду отвечать пропагандой. Если отвечать зеркально, тогда придется в конечном итоге повторять и все это тоже; а для этого все-таки нужно иметь особую страсть и настроение — что-то вроде замятинского «мы». Не думаю, что это можно скопировать автоматически, повторить, — не говоря уже о том, что прежде нужно выбросить из головы какие-то универсальные вещи, а в идеале — не знать их вообще. Для этого всего нужно обладать специфическим опытом и талантом; и лучше бы, на мой взгляд, их вообще не иметь.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241872
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249725
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416380
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420597
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425853
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427191