24 сентября 2015Медиа
1068

«Я по-русски думаю и шучу»

Хихус показывает новый комикс и рассказывает, почему уехал из России

текст: Анна Голубева
Detailed_picture© Хихус

Сегодня на COLTA.RU премьера. «Рыбный день», новый анимированный комикс Хихуса, художника, корифея и главного идеолога жанра в России, создан для «РЕСПЕКТ 2.0» — совместного проекта Гете-института в Москве, Молодежного правозащитного движения, Московского международного фестиваля комиксов «КомМиссия» при поддержке Европейского союза. Цель комикс-проекта «РЕСПЕКТ 2.0» — воспитание уважения к людям других культур, взглядов, национальностей и социальных групп. Смотрите «Рыбный день» прямо сейчас — и читайте интервью Хихуса.


— Твой новый комикс — о толерантности. Когда ты его делал, думал скорее о нашей стране или о мире?

— Ну, во-первых, не о толерантности. Мы задумывали проект о миграции — вообще. В мире. Авторам комиксов было предложено творчески показать ситуации столкновения разных культур. И ответ оказался не в толерантности. Толерантность — от слова tolerate — призывает терпеть инакомыслие соседа. Это ущербная позиция, решили мы. Давайте учиться уважать друг друга, иначе мы никуда не уедем. Respect — коротко, емко и понятно молодежи. Проблема миграции — одна из самых актуальных в мире. Она возникла задолго да того, как мир начал обсуждать сирийских беженцев. Смешение культур — это свершившийся факт. Фарш невозможно провернуть назад, и никакие мигранты домой не уедут. И если не пытаться это все осознать, то ситуация приведет к террору и гетто.

— Ты считаешь, комикс может помочь все это осознать?

— Комикс — очень мощное средство передачи информации. Картинка + текст. Можно нарисовать инструкцию, как собрать баррикаду или автомат, а можно сделать очень внятное пособие, как вести себя в непривычном обществе. Мне кажется, если мигрантам будут раздавать внятные комиксы с базовыми инструкциями — например, «Как стать своим в Москве», конфликтов будет в разы меньше. Причем это не мои фантазии, на Западе это пробовали, и работает отлично. Но в России никто не хочет заниматься проблемой, пока она не взорвалась уже.

ХихусХихус© 7x7

— Тебя самого ведь это лично касается — столкновение культур, поиски себя в непривычном обществе.

— Да меня это постоянно касается. Вот мы в юности поселились в Дании. И, по нашей традиции, приносили в гости к датчанам водку — презент, говорили. Они улыбались и убирали водку в шкафчик. Для нас это был шок. Датчане так делали, потому что они жадные? Нет, это мы неправильные коды использовали. Потом научились — надо было сказать: я принес, чтобы вместе выпить. Тогда — не вопрос, водка тут же на стол, и закусь будет. Культурные коды — это дико интересно. Вот парень на Кавказе: дома он осетин, чеченец или дагестанец. И они там как-то между собой — может, и не любят друг друга. Но в Москве каждый из них — кавказец, все кавказцы — свои, а местные — страшные, непонятные чужаки. Человек автоматически бежит туда, где для него есть привычные коды, позывные «свой-чужой».

— Ты сам когда-нибудь бывал нетерпимым? Себя приходилось в этом смысле воспитывать?

— Еще как. Тут, кажется, первое — это признать, что рычать на все непонятное — это естественно, это инстинкт. Он от тушки мясной идет, в которой мы ходим. А цивилизация и взаимоуважение — это от воспитания. Обезьяна считает, что дразнить прохожих голым задом смешно, воспитанный человек может с этим тезисом не согласиться.

— И как ты с нетерпимостью справлялся?

— Иногда напоминал себе, что человечество не задавалось целью понравиться именно мне. Иногда предполагал, что я чего-то не понимаю в чужой культуре и надо разобраться. А иногда шел и говорил: слышь, сосед, у нас общая территория, и если ты будешь выкидывать мусор в мой двор, я буду закидывать его тебе обратно в окно. И знаешь что? Все три метода — рабочие.

Смешение культур — это свершившийся факт. Фарш невозможно провернуть назад, и никакие мигранты домой не уедут.

— Третий — уже скорее война, нет?

— Подожди, я же сказал — я пойду и объясню сначала, что здесь так не принято, мусор надо в мусорку. Может — и даже очень вероятно — он просто не знает. И если человек нормальный, обычно весь конфликт на этом и заканчивается. А если он меня не уважает, кидает мне мусор специально, я этого терпеть не буду. Конечно, попытаюсь легально это урегулировать. Я же плачу налоги? Вот пусть полиция его и наставляет. Была такая история: мы в лагере для беженцев в Дании долго объясняли арабским парням, что не стоит бросать мусор под наши двери. А когда они отказались понимать, мы — беженцы из Восточной Европы — прошли по коридору и весь мусор закинули обратно им в комнаты. Они сразу все поняли. А датчане годами мучились и не могли так сделать: у них концепция толерантности, именно «ну потерпим, че делать», годами зашивалась в культуру. Я не призываю к насилию. Но если человек мне прямо заявляет: я ничего не хочу понимать, кроме силы, — я готов его потребность удовлетворить.

— Ты придумал комикс-проект «РЕСПЕКТ» в 2011 году. А в нынешнем «РЕСПЕКТ 2.0» ты в каком качестве участвуешь?

— Придумал я этот проект еще раньше. В 2011-м мы выиграли грант Европейского союза и начали работать. Первый «РЕСПЕКТ» прошел очень мощно, ярко и эффектно. Но это был вольный арт-проект — творческое осмысление проблемы. «РЕСПЕКТ 2.0» я видел другим. Я планировал, что здесь искусство комикса уже будет давать конкретные ответы на конкретные вопросы. Например, комикс-тренинг «Две диаспоры в одной школе. Как избежать конфликта». Но у тех, кто делает «РЕСПЕКТ 2.0», свое представление о том, как это должно быть. Я его только запустил, а ведет его как арт-директор уже другой классный комиксист — Алексей Йорш.

— А ты уехал за границу. Как я понимаю — насовсем?

— У меня возникла твердая убежденность, что при нашей жизни в этой стране уже ничего не исправить. Да и не нужно это населению. Поэтому я свернул все свои социальные проекты в России — детские лагеря, преподавание, внедрение искусства в социальную деятельность. Вот доделываю, что должен — по ранее заключенным обязательствам, — и больше с РФ не работаю.

Я и решил, что два раза в СССР — это для меня слишком. Пусть, кто хочет, играет в Оруэлла, а мне эта игра еще в восьмидесятые надоела.

— Почему ты обосновался именно в Камбодже?

— Тепло. Дешево. Народ приятный, добрый. Да и мы здесь востребованы, страна развивается. Ну и от России подальше.

Мы сняли дом, и в нем поселилось небольшое арт-комьюнити ArtTraibe4D. Не коммуна просветленцев-бездельников, нет. Все заняты творчеством. Приезжают еще люди со своими проектами на месяц-другой, интересно получается.

— Видела в ленте фотографии праздника, который вы для деревенских детей устраивали. То есть по социальным проектам ты все-таки скучаешь?

— Ну есть у нашего поколения комплекс прогрессора, так воспитали. Мы наткнулись на деревню, где дети не понимают слова «мультики», потому что никогда их не видели, — и устроили для них «праздник анимации». Выбирали мультики без слов — на первый раз. Алдашин им очень понравился и «Куми-Куми» (Михаил Алдашин — российский художник-аниматор, режиссер, «Куми-Куми» — мультсериал режиссера Владимира Пономарева. — Ред.). Классно повеселились и дети, и мы — особенно когда объясняли им, что это такое белое падает с неба в мультике «Варежка». У них-то тут лед только в магазине продается, и поверить, что он бывает бесплатный, белый и пушистый, дети не смогли. Вот так, мне кажется, надо продвигать культуру своей страны, а не опостылевшей калинкой-малинкой.

— Ты уже однажды уезжал из страны — в конце 80-х. А потом вернулся.

— У меня была глупая надежда в середине 90-х, что страна позвала меня обратно строить новое, свободное, общество. Я вернулся и лет двадцать вкалывал как сумасшедший, запуская проект за проектом, вместо того чтобы растаскивать страну в свои карманы, как делало большинство. А потом вдруг мне так конкретно жестко сказали — все, наигрались в свободу. Президент вспомнил, что он сотрудник КГБ, а Россия возвращается в СССР. Ну я и решил, что два раза в СССР — это для меня слишком. Пусть, кто хочет, играет в Оруэлла, а мне эта игра еще в восьмидесятые надоела.

— Кто же теперь тут будет продвигать комикс как искусство?

— Мне как-то кажется, что в РФ сейчас значительно более востребовано изготовление колючей проволоки и рисование портретов вождя, чем продвижение комикса. А энтузиасты рисованных историй были и есть — и без меня проживут, респект и удачи им.

— И «КомМиссией» ты теперь тоже не занимаешься?

— Мое личное мнение — фестиваль свои задачи выполнил и ушел вместе с нулевыми. То, что мы задумывали с Наташкой Монастыревой, — все удалось, и рисованные истории признали видом искусства, и стартовую площадку для десятков молодых художников мы реализовали, и в финале так эффектно вышло: официально фестиваль «Фри КомМиссия» закрыл Таганский суд — нет, никакой политики, просто бюрократия, но прозвучало в духе времени.

Так что старой «КомМиссии» уже нет, а что будет с новой — будем посмотреть. Чедрик и Алим Велитов что-то там делают, надеюсь, у них все будет хорошо (художник Александр Чедрик намерен продолжать фестиваль. — Ред.).

— Какие российские комиксисты тебе сейчас интересны?

— Ох, вопрос скользкий, это как поэта заставлять публично оценивать творчество собратьев. Вот сейчас у меня ощущение, что у Лены Ужиновой такой, ну, переход на новый уровень — становится живым классиком. Графический роман Алены Камышевской с эпическим названием «Мой секс» меня реально впечатлил. Это такие вроде дневники о взрослении советской девочки, очень рекомендую.

— Тебе самому как художнику вообще важна аудитория в России?

— Смешной вопрос. Я по-русски думаю и шучу. Да, конечно, мне важна русская аудитория. Но если в России не запретят окончательно интернет — то она будет.

— А ты чем будешь заниматься вне России?

— Не то что мы планируем что-то, есть запрос — работаем, нет — не лезем. У меня нет серьезной привязки к Камбодже. Завтра можем и переехать. Вот вчера обсуждали, не пожить ли нам годик в Аргентине или в Португалии. Подучим испанский — и вперед. Изучать на практике новые аспекты столкновений культур.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244885
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246445
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413035
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419523
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423605
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428906
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429560