23 июня 2017Colta Specials
146

«Кто поручится, что завтра сталинская эпоха не вернется?»

Олег Лекманов об акции «Антисталин»

текст: Александр Ратников
Detailed_picture© Getty Images

23 июня в Сахаровском центре состоится акция «Антисталин». Ее цель — обсуждение сталинского наследия в современной России. Екатерина Шульман, Кирилл Рогов и Александра Архипова обсудят, кто и как использует образ вождя народов. Почему Сталин по-прежнему так популярен и что это говорит о нынешней России? В мероприятии примут участие поэты Сергей Гандлевский, Лев Рубинштейн, актриса Евгения Симонова и другие деятели культуры. Они поделятся воспоминаниями, прочитают стихи и рассказы.

Об актуальности акции, идеальной десталинизации и дискретной памяти Александр Ратников (InLiberty) поговорил с ее инициатором — филологом Олегом Лекмановым.

— Расскажите, почему эта акция необходима именно сейчас.

— Многим из нас в конце 1980-х — начале 1990-х годов казалось, что усилиями множества прекрасных и самоотверженных людей — историков, мемуаристов, кинорежиссеров и писателей — миф о «великом Сталине» похоронен навсегда. Но вышло совсем по-другому, не без помощи государства миф воскрес, и сегодня мы видим портреты Сталина везде: на обложках книг, журналов и только что не на пасхальных яйцах. По моему глубокому убеждению, это преступно и так быть не должно.

Что же касается самой идеи этой акции, то она возникла спонтанно. Как-то раз мы разговаривали с моим хорошим приятелем — журналистом Олегом Пшеничным, обсуждали сложившуюся в российском обществе печальную ситуацию, и из меня вдруг выскочило слово «Антисталин». И стало понятно, что хорошо бы нам собрать влиятельных людей — наших единомышленников — и попытаться еще раз напомнить людям, кто такой на самом деле был Сталин и сколько людей было убито по его прямым приказам и по приказам его холуев. Причем сделать это по возможности не эмоционально, а, что называется, сухо, опираясь не на чувства, а на факты. Понятно, что это говорилось уже много раз, но в таких делах, по моему глубокому убеждению, повторение лишним не бывает.

— Как происходит возвращение Сталина в нашу жизнь?

— Ну вот о самом очевидном и бросающемся в глаза я уже сказал. Достаточно выйти на улицу, а затем спуститься в метро, чтобы увидеть портреты Сталина. Точнее, не его самого, а игравших его актеров. У меня был такой случай: зашел в метро в киновагон, где оказался портрет Сталина. Я достал преподавательский фломастер и написал на лбу этого персонажа, что он преступник, а потом опубликовал фотографию в своем Facebook. Ко мне, естественно, сразу же стали приходить скептики и возмущаться: «Как же так, это же лишь актер, изображающий Сталина». А я их спросил: «А вы можете представить себе, что в метро повешен большой-пребольшой портрет актера, играющего Гитлера?» Понятно, что нет, правда ведь? То есть тихой сапой Сталина пропагандируют, протаскивают его «светлый образ» в нашу жизнь. Но не только тихой сапой: в любом книжном магазине вы найдете не одно и не два, а множество сталинских «житий», ставятся памятники, снимаются фильмы… И это в стране, где, как справедливо отметили в свое время Мариэтта Чудакова и Андрей Смирнов, каждая семья пострадала от тирании Сталина. Если не близкие родственники любого советского человека, так дальние. Если не были расстреляны, так сидели, или их раскулачили, или согнали с веками насиженных мест и услали черт знает куда.

Другое дело, что наша страна — это страна дискретного мышления. Поэтому одновременно у нас может прославляться как Сталин, так и Солженицын, причем часто — одним и тем же человеком.

— Как эта параллельность в мышлении может существовать у россиян?

— Ну вот смотрите, я вам одну историю расскажу, которая со мной приключилась. Выступал я в одном городе на филологической конференции, и в конце заседания местный министр культуры прочитала по бумажке стихотворение Мандельштама «Мы живем, под собою не чуя страны…», прямо разоблачающее Сталина в очень сильных выражениях. А на следующий день эта же тетенька на банкете произнесла тост за «великого Сталина». Я чуть со стула не упал! Это была одна и та же женщина! Мне кажется, что это очень характерно для нашей современности: в сознании многих людей, и властных людей в том числе, каким-то чудовищным образом мирно уживаются палач и те, кого этот палач убивал. Занудно повторю: это неправильно, так быть не должно.

— Вы не опасаетесь, что название акции — «Антисталин» — вызывает у постороннего человека ассоциации с самим Сталиным, а не с оппозицией ему?

— Боюсь я того, что страну захлестывает ползучий сталинизм, что в Чечне творятся страшные вещи, а мы об этом молчим, что так называемая Дума принимает людоедские законы (например, «закон Димы Яковлева»), а мы уже к этому привыкли. А вот опасений, что люди неправильно поймут смысл слова «Антисталин», у меня, признаться, нет. Нужно очень постараться, чтобы не видеть этого «анти» впереди «Сталина». А если вдруг «анти» не поможет, то сам состав участников очень четко дает понять, какова направленность нашей акции. Истерика сталинистов в интернете, которая сопровождает объявления о начале наших действий, по-моему, весьма ясно показывает, что все всё поняли правильно.

— У акции есть конкретная, четкая цель или это просто попытка в очередной раз напомнить обществу, которое почему-то не хочет это воспринимать, что Сталин был кровавым диктатором?

— Я не вижу противопоставления в ваших словах. Нужно внятно и громко еще раз сказать, причем не просто выкрикнуть давно накопившееся, а спокойно и с фактами в руках напомнить, что произошло. Зачастую факты подменяются эмоциями. Нам есть на что опереться. Прежде всего, это материалы, накопленные героическим «Мемориалом», который занимается изучением сталинского периода и его наследия много лет. Нужно также упомянуть замечательного историка Олега Хлевнюка. Он написал прекрасную — спокойную и взвешенную — биографию Сталина («Сталин. Жизнь одного вождя». — Ред.). Я, конечно, весьма далек от иллюзий и понимаю, что вряд ли после «Антисталина» все сразу встанут на нашу сторону — слишком активно работает пропаганда, совсем задурившая бедным людям головы своими «сладкими песнями о старом». Однако, если хотя бы пять или шесть человек задумаются и если учителя, предположим, истории смогут на своих уроках опереться на наши материалы, акция уже будет иметь смысл. Да и своим детям и внукам мы с чистой совестью когда-нибудь сможем сказать, что не ныли на диванах, а громко на всю страну сказали правду.

— Почему российское общество в 2017 году все еще сохраняет положительное отношение к Сталину?

— Я могу много об этом говорить. Начну издалека. Однажды я пришел на выставку «Россия и Италия». Она начиналась с двух работ, которые висели рядом. Это были Джотто и Феофан Грек. Сразу становилось понятно, что Россия и Италия — это абсолютно разные страны, которые шли параллельными путями, но нельзя было сказать, что кто-то хуже или лучше. Это были параллельные пути. Но татаро-монгольское иго отбросило Россию на много столетий назад. Трагическая и мучительная история нашей великой страны может, на мой взгляд, рассматриваться как серия мучительных попыток догнать европейскую цивилизацию. Но, увы, мы по-прежнему отстаем на 250—300 лет. Не буду сейчас про экономику, я в данном случае говорю только о сознании, о выжигании в людях чувства свободы и собственного достоинства. Собственно, сегодняшняя готовность поклониться в ножки живому или умершему тирану — симптом того, что со времен если не Батыя, то Салтыкова-Щедрина русское сознание изменилось мало. На всякий случай подчеркну: я очень люблю Россию, болею за нее, не собираюсь никуда уезжать навсегда. Сходные чувства, уверен, испытывают и мои товарищи. Просто любить Родину можно по-разному. Можно, как камнями, бросаться в оппонентов словечками «либерасты» и «русофобия», а можно устраивать акции против упыря Сталина.

Важно еще, конечно, отметить, что у Сталина была сила. Это невозможно отрицать. Даже людоедство может быть притягательным. Это случалось не только в России, но и в других странах.

— То есть запрос на Сталина — это не запрос на него самого, а скорее критика нынешней реальности?

— Я думаю, это сильное упрощение. Не будем все-таки забывать, что Сталин был главой государства, которое стало одним из победителей нацизма. Это очень важный фактор. Поэтому, между прочим (готов признать), мой пример с портретами Сталина и Гитлера был не вполне корректным. Мои друзья-демократы часто ставят России в пример Германию как страну, изжившую любовь к палачу. Но (еще раз повторю) Германия и Италия проиграли войну, а СССР в ней выиграл, поэтому внушить людям нелюбовь к Гитлеру (было) куда легче, чем к Сталину. Другое дело — какой ценой выиграл? И почему немцы так быстро дошли почти до самой Москвы? И почему Сталин сначала растерялся от нападения настолько, что сидел тише воды ниже травы и в первые дни войны руководство страной передоверил группе своих приближенных? И почему перед войной были убиты по приказу Сталина видные советские военачальники? И, наконец, главное: почему советских людей погибло во столько раз больше, чем немцев, и почему те, кто чудом бежал из немецких концлагерей, так быстро оказывались в лагерях советских? Давайте, поминая каждый год наших дедов и прадедов, погибших на этой великой войне, не будем забывать, что в их гибели часто бывали повинны отнюдь не только силы вермахта.

— Какой должна быть идеальная десталинизация?

— Акция «Антисталин» — это один из маленьких шагов в рамках кампании против реабилитации Сталина. Другая мера — внимательное чтение в школе хотя бы Шаламова и Солженицына. А еще важнее — семья. Пусть это несколько противоречит сказанному выше, но я не очень верю в масштабные проекты, хотя и здорово, что они есть. Я — сторонник малых дел. Если хотя бы мы в своих семьях не будем молчать, не будем все пускать на самотек — это уже будет неплохо.

Есть, например, хороший интернет-проект Prozhito.org, где размещены дневники разных русских, а потом и советских людей за многие годы. Давайте настроим поиском, например, 1937 год и внимательно почитаем дневниковые записи этого времени. Почти уверен, что после такого чтения мало кому захочется восхвалять Сталина.

На рубеже 1980-х — 1990-х годов было сделано почти все, чтобы десталинизация состоялась. Недавно в интернете всплыло видео с молодым еще Путиным тех лет: он с праведным гневом рассуждает о том, что преступления Сталина чудовищны и о них нельзя забывать. А недавно, напомню, тот же Путин публично заявил, что не нужно, мол, «излишне демонизировать Сталина».

Было бы кощунственно и неправильно сравнивать наш сегодняшний день с днями человеконенавистнического сталинского правления. Но кто поручится, что завтра сталинская эпоха не вернется? Вот чтобы этого не произошло, мы и проводим акцию «Антисталин».


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20245236
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246844
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413324
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419780
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423852
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202429151
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429820