Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 202452381 июня фестиваль «Фотобукфест», проходящий в Центре фотографии им. братьев Люмьер, назовет победителя конкурса книжных макетов. В шорт-листе конкурса — 25 авторских изданий, претендующих на главный приз конкурса — тираж книги. Решение вынесет международное жюри, состоящее из специалистов в области современной фотографии, издателей и кураторов.
COLTA.RU опросила участников шорт-листа, чтобы выявить мнение профессиональной среды, самих создателей российских фотокниг. Вопрос был сформулирован так: «Назовите лучшую книгу конкурса (за исключением вашей собственной)». Таким образом мы попытались выявить победителя «конкурса авторских симпатий». Некоторые из опрошенных участников высказались односложно, другие — более развернуто. Часть авторов имела возможность оценить книги, представленные сейчас на выставке, вживую, другая выносила решения, получив их электронные версии.
Проголосую за Алену Жандарову, «I was my great grandfather». Судя по pdf, в ней есть глубина и поэтично работающая последовательность фотографий.
Варя Кожевникова, «Цветы для Риты».
В детстве рядом с дачей была поляна, где росли, казалось, все полевые цветы, которые можно придумать. Однажды бабушка сказала важную вещь: цветы, если присмотреться, распускаются не сразу, а будто волнами, постепенно. Весной все оживает цветами самыми первыми и робкими — желтыми, белыми. Вскоре появляются глубокие лиловые, бордовые, затем синие, и только потом все превращается в пеструю палитру. К осени же поляна тускнеет, а цветы увядают снова.
Книга Вари Кожевниковой будто распускается на руках, цветовыми блоками растет живая и трепетная история, а затем все пустеет и меркнет — так, как это должно быть. Эта книга — как найти зимой между страниц засушенный цветок.
Спасибо за смелость и честность.
Федор Савинцев с книгой «Пространство». «Пространство» затронуло меня своими движением, ритмом и качественной визуальной наполненностью.
Мой выбор — Лиза Жакова, «Нам не кажется». За точность и пронзительность высказывания, за работу с фотографической формой и драматургию повествования. Кстати, на обложке почему-то другое название написано )).
Мой выбор — книга Анастасии Цайдер «Мценск».
Пусть мой голос уйдет к Виталию Северову. Спасибо ему за visual poetry, за простое, лаконичное повествование.
Голосую за «Малиниху» Евгения Петрачкова. Честный и искренний визуальный образ «пятиэтажной» России. Услышанный у Хаски и Антохи МС, теперь и увиденный.
С.Н.: «Мценск» Анастасии Цайдер как книга, которую я в большей степени хотел бы увидеть.
Я.Г.: «Цветы для Риты» Вари Кожевниковой.
Мой фаворит — Антон Виноградов, «The space of feebleness». Я рада была увидеть эту книгу такой, какой она стала, и это знакомый мне проект. Но еще это важная тема, на которую не так много хороших фотопроектов, и эти фотографии заставляют меня прочувствовать, узнать статистику о том, что именно происходило во время репрессий с людьми, страной и какой способ мышления был у тех, кто перекраивал мир по своим часто чудовищным идеям. И как быстро природа все поглощает без следа. Мой runner up — это Анастасия Цайдер, чей проект я горячо люблю и «проголосую рублем», как только книга будет опубликована.
Я голосую за книжку «Мценск» Анастасии Цайдер. Как мне кажется, в этой заявке материал и подача материала сочетаются удачнее других. Хороший выбор бумаги, хорошая печать, дизайн на голову выше соперников. С другой стороны, возникает вопрос: считается ли это книжным макетом или полноценной малотиражной книгой?
Я за «Пространство» Федора Савинцева.
Евгений Петрачков с «Малинихой».
В зине Евгения Петрачкова «Малиниха» нас встречает российская провинциальная повседневность, в которой ничего «особенного» не происходит. Это обрывки черно-белого стиля жизни обитателей окраин Ижевска (района под названием Малиниха), для которых все происходящее — включая «самоубийство старшего брата из-за долгов или вдыхание клея на лестничной площадке» — является вполне «нормальным». Это самое «нормально» в работах Петрачкова напрямую отсылает к американской фотографии, а именно стилю raw insider и автобиографичным работам фотографа Ларри Кларка 60-х — 70-х гг. (последователями которого стали еще более знаменитые авторы Нан Голдин и Антуан де Агата). Евгений как непосредственный участник событий, инсайдер, позволяет зрителю увидеть жизнь района его глазами — изнутри.
Повседневность обитателей Малинихи тем более представляет интерес в связи с тем, что это не единичная, уникальная история, а, по словам автора, закольцовывающаяся история поколений: «следующее поколение заняло наше место на улицах».
Воздержусь от голосования. Электронные макеты не могу оценивать.
«Y Minsk» Алексея Наумчика.
Мы не смогли выявить явного победителя «конкурса авторских симпатий», тем не менее эксперимент и мнения участников представляются нам достаточно интересными, чтобы быть опубликованными.
Церемония награждения победителя конкурса книжных макетов состоится 1 июня в 19:00 в Центре фотографии им. братьев Люмьер. Вход свободный.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20245238Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246846Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413326Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419782Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420499Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202423102Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423853Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202429059Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202429153Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429822