10 сентября 2018Colta Specials
203

«Никаких эмигрантских вздохов у Кабакова нет»

Антон Желнов о своем новом фильме «Бедные люди. Кабаковы»

текст: Людмила Лунина
Detailed_picture© Музей современного искусства «Гараж»

В прокат выходит документальный фильм Антона Желнова «Бедные люди. Кабаковы» — о выдающихся русских художниках Илье и Эмилии Кабаковых, чья большая ретроспектива «В будущее возьмут не всех» проходит сейчас в Третьяковской галерее. Антон Желнов рассказал Людмиле Луниной о том, что осталось за кадром.

— Антон, как родилась идея?

— Несколько лет назад Эмилия Кабакова была на показе нашего с Колей Картозией фильма о Бродском, мы познакомились и договорились что-нибудь сделать вместе. Прошло несколько лет, мы закончили с Колей работу над фильмом о Саше Соколове, а потом я позвонил Эмилии и сказал, что очень хочу вернуться к нашему московскому разговору.

— И каковы были этапы большого пути?

— Несколько месяцев мы провели в образовательном центре музея «Гараж», который не просто поддержал нас в нашем начинании, но и всячески помогал, предоставляя свои ресурсы. Мы очень благодарны команде этого музея, Антону Белову и Роману Абрамовичу. В образовательном центре музея, о котором, кстати, не все знают, мы смотрели каталоги, изучали архивы. Лично мне для подготовки к нашим долгим беседам с Ильей и Эмилией помогло несколько книг: «Диалоги» Ильи Кабакова и Бориса Гройса, «Каталог» Ильи Кабакова и Михаила Эпштейна, «60—70-е… Записки о неофициальной жизни в Москве», написанные самим Ильей. Во всех этих текстах Кабаков предстает не столько художником, сколько мыслителем. Все, кому не хватило чего-то в фильме, могут обратиться к этим книжкам, они очень хорошо раскрывают личность героя. Еще мы просмотрели видео с открытия всех его больших выставок на Западе, а потом уже и в России.

— Вы делали портрет художника на фоне эпохи?

— Мы рассказывали о личностях, делали портрет Ильи и Эмилии. Как они живут на Лонг-Айленде, как работают вместе, в чем сила их семейного и профессионального сотрудничества. Они ведь и арт-пара, и муж с женой, и даже дальние родственники. Было желание понаблюдать за ними в естественной для них среде, когда они максимально расслаблены. Собственно, наблюдение — одна из целей документального кино вообще и нашего в том числе.

— И вы поехали в Нью-Йорк?

— Мы провели у Кабаковых неделю в ноябре 2017-го и столько же в мае 2018 года. Они любезно предоставили нам дом для гостей, что позволяло начинать съемки с рассветом. Илья вставал рано, шел работать в мастерскую, и мы следовали за ним. Первую половину дня мы проживали вместе с Ильей и Эмилией: записывали интервью, снимали дом, ездили с ними по соседним маленьким городам вроде Грин-Порта. Во второй половине самостоятельно делали нужные нам подсъемки и наблюдали за героями: за их разговорами между собой, взаимодействием друг с другом, за чтением, просмотром вечерних новостей по телевидению.

— Что для вас было неожиданным?

— Я не ожидал, что Илья — настолько живой человек. Он достаточно скромный, что тоже необычно для всемирно известного художника. Contemporary art, в отличие от литературы или классической музыки, — бизнес, в котором крутятся огромные деньги. Если ты — звезда, то должен давать инфоповоды, быть экстравагантным. Илья в повседневных проявлениях простой, в высоком смысле даже элементарный. Его сложность начинаешь видеть лишь в процессе разговора. Он — блестящий рассказчик, у него точный и жесткий язык. Впечатлила свобода суждений, которая, очевидно, идет от осознания того, что бояться уже нечего и некого. Зрители оценят, как он в фильме говорит. Мы его не провоцировали. Наша функция состояла в том, чтобы вопросами лишь корректировать и направлять беседу. Впечатление сложилось такое, что он сам готов к какому-то важному для него разговору, подведению итогов.

— Лонг-Айленд — наша Рублевка?

— Нет. Лонг-Айленд — это большой остров. Огромный. Такая территория не может быть Рублевкой. Там разные города и разные люди живут. Форма острова напоминает пасть крокодила. Кабаковы живут в верхней ее части, городе Маттитук. А самая дорогая недвижимость, то, о чем вы говорите, — это нижняя часть пасти, где открытый океан и находится, например, город Хэмптон, одно из легендарных для современного американского искусства мест. Дом Кабаковых — напротив Хэмптона, два этих города — Маттитук и Хэмптон — разделяет очень красивый залив, который виден из окон Кабаковых. Сам дом не похож на американский. Здесь жила семья ирландских банкиров, у них художники купили недвижимость во второй половине 1990-х годов. Они немного расширили пространство плюс приобрели на соседнем участке через дорогу гостевой дом. В главном доме находится мастерская, где Илья работает. А рядом с домом — еще два ангара: в одном из них — складские помещения, в другом — реконструкция музейного пространства. Существует ритуал: именно туда Илья относит свои работы, развешивает их и присматривается, как они смотрятся в интерьере музея (по высоте и по размерам ангар полностью воспроизводит зал крупного международного музея).

— Народная тропа не зарастает?

— В основном к Кабаковым приезжают музейные кураторы, коллекционеры, студенты. У Эмилии день расписан. Илья тоже периодически с гостями общается. Но, как он сказал, Запад хорош тем, что если ты художник, то вроде как почти ненормальный и с этой ненормальностью все считаются и относятся к ней с уважением. Илья сбегает с переговоров, он их страшно не любит. Ключевая ось концептуалистского круга — делать работы не на продажу. В 70-е и 80-е никто из художников неофициального круга не думал о том, чтобы разбогатеть. Московское концептуальное искусство было чистым альтруизмом. И меня это сильно подкупило. И удивило. Я думал, что мы все-таки о деньгах поговорим. Но нет, Илья — все такой же панкующий индивидуалист, каким и был.

— Есть ли нечто общее между героями трех ваших документальных лент — Бродским, Соколовым и Кабаковым?

— Любовь к западной цивилизации. Все они, кто раньше, кто позже, оказались на Западе. Каждый воспринимал Россию как часть Европы, и никакого особого русского пути они не видели.

— Нет ли у Кабакова досады на родину?

— В отличие от Бродского или Барышникова, Кабаков после эмиграции свободно приезжал в Россию несколько раз, у него не было предубеждений. Последние несколько лет он не летает по состоянию здоровья. Единственное — он не комментирует политическую ситуацию в России. Мы у него спрашивали о русско-украинском конфликте, они же с Эмилией из Днепропетровска. Он сказал, что давать оценки не будет.

— Но Кабаков вроде бы — ненавистник тоталитаризма, любой несвободы. Тем более, как вы сказали, уже ничего не боится. Почему бы и не прокомментировать?

— Он оторван от ситуации, благополучен, и судить, как люди живут внутри страны, которую он оставил, у него, как считает он сам, нет морального права.

— Но у нас же должно быть полемическое интервью, да? Я всю жизнь себя примиряю с Кабаковым. В 1993 году я увидела его инсталляцию «Лесоповал» в Центре Помпиду — сталинский концлагерь, аккуратно срубленный из свежих досок, с декором из аутентичных вещей, каких-то чайников, лопат, газет того времени и проч. Мне было стыдно. Это была экзотика для иностранцев, но пошлая конъюнктура для любого человека из России. Сейчас все претензии к Кабакову не имеют смысла, он — герой, самый известный русский художник в мире. Но вам не кажется, что его взлет — это просчитанный маркетинг? И тем более он ведь не Шаламов — жил в другое время, ездил на «Волге», был вполне благополучным членом Союза художников плюс неформальным лидером нонконформистов, продавал работы западным дипломатам…

— Вплоть до 1985 года у него не было ни одной персональной выставки. Да, он оформлял детские книжки, но не для самореализации, а для заработка. Они все спасались детскими иллюстрациями — Булатов, Пивоваров, Васильев. Другой вопрос — насколько Кабаков сконструировал свой успех на Западе? Да, наверное, но я не вижу в этом ничего плохого. Кабаков этого и не скрывает: он хотел не играть в дворовый футбол, а выступать на чемпионате мира, не просто играть в теннис, а на Уимблдоне. Илья — гений, но при этом очень умный гений.

— А в фильме он какой?

— Другой, нежели ожидали все. Серьезный и прямой, я бы даже сказал — не концептуальный, не вымышленный, как это было с художником Розенталем, картины и биографию которого Кабаков придумал сам. Здесь Кабаков очистился от соблазнов и позволил себе быть до конца откровенным. Этого нельзя не почувствовать. Он много рассказал про детство, нищету и неустроенность, жестокого отца, который его бил, оставил семью, про свою бедную маму. Рассказывал о московской жизни, про Пригова, Сорокина, Булатова. О Западе — как о месте взлета, но и одиночества. Новых друзей он там не приобрел, скучает по московским разговорам и одновременно понимает, что воссоздать то время невозможно. Московские разговоры — единственное, как я почувствовал из бесед с Ильей, что вызывает у него ностальгию. В остальном никаких эмигрантских вздохов у него нет.

— У вас есть любимые работы Кабакова?

— Инсталляция «Лабиринт. Альбом моей матери» в первую очередь. Фото мамы у него всегда на столе, вокруг хаос, бумаги, предметы, но фотография Берты Юрьевны Солодухиной присутствует всегда. Еще я очень люблю серию картин «Белизна покрывает собою все», а из последних десяти лет — монументальные картины, симбиоз барокко и соцреализма «Два времени». На выставке в Эрмитаже зал с этими эпохальными полотнами смотрелся как алтарь гигантской церкви.


Понравился материал? Помоги сайту!

Ссылки по теме
Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249357
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202415996
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420321
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425557
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426897