9 сентября 2020Colta Specials
212

Критиковать своих

Александр Першай — о том, почему экспертное сообщество не всегда принимает активистские исследования

текст: Александр Першай
Detailed_pictureErased A52. Фотография из проекта «Erased», созданного в поддержку трансгендерных и небинарных людей. 2018

Как человек, вовлеченный в общественную жизнь, борьбу за права человека и смягчение дискриминации, я часто сталкиваюсь с «невидимым» конфликтом, когда данные, полученные в рамках активистских инициатив, не всегда «легко» принимаются другими активистскими группами и экспертным сообществом. С одной стороны, люди вкладывают много усилий в сбор и обработку информации, а с другой — не всегда понятно, как эти данные интерпретировать, поскольку ожидания от результатов исследования различаются у разных аудиторий.

Как оценивать данные, отчет или информацию о какой-то социальной группе или каком-то социальном явлении? Этот вопрос, как паутина, оплетает разные сообщества, области занятости и социальные институты, связанные с интеллектуальной деятельностью, — например, активизм, академию, журналистику и разного рода аналитику (как профессию, а не как методологию). Что и как получает статус достоверного знания, обсуждается много лет, причем не только социологинями, философинями и социальными теоретиками, но и общественными деятельницами и деятелями, включая «низовой» (grassroots) активизм [1].

В этой статье я хочу затронуть некоторые проблемы, связанные с исследованиями, проводимыми НГО и/или в рамках активистских проектов. Точнее, я хочу обсудить «несостыковки», связанные с ожиданиями от текстов и данных, собираемых и анализируемых в активистской среде. Важно разобраться, почему может возникать конфликт, когда активистские исследования включаются в более широкий профессиональный и общественный контекст. То есть речь идет о том, что происходит, например, когда отчет по какой-то социальной проблеме попадает в офис, где разрабатывают бюджет для поддержки этого сектора.

Как меняется отношение к информации и результатам исследования с развитием социальных сетей и сетевого активизма — уже другой вопрос. Сетевой активизм является доступной и эффективной формой участия в общественном дискурсе и влияния на социальные изменения. Но с увеличением доступности информации и площадок для выражения собственной позиции возникает потребность данные проверять: можно ли доверять конкретным исследованию, тексту или авторке/-ру? Чего мы ожидаем от данных, которые мы находим в блогах, опросниках или проектных отчетах? Как эту информацию интерпретировать?

Проверка приводимых данных — это вполне объективная потребность в любой области работы. Данные, полученные в активистской среде, являются важной составляющей при оценке состояния какой-то уязвимой группы, формировании бюджетов, выработке учредительных протоколов (policies), разработке программ помощи и т.д. По крайней мере, хочется надеяться, что это так. Но поскольку тексты, данные, анализ и исследования, производимые в активистском поле, существуют не сами по себе, а вовлекаются в другие, часто институционализированные структуры, то верификация, т.е. проверка данных, неизбежна. И происходит это не по прихоти, а по необходимости.

В то же время обсуждение исследований в активистских проектах — тема, требующая осторожности и дипломатии. Потому что привлечение «третьей», т.е. экспертной, стороны иногда воспринимается как вмешательство и обесценивание активистской работы, как подтверждение привилегий тех, у кого была возможность получить образование или экспертные знания. Но такой подход не позволяет задуматься о качестве проводимых исследований, на которые мы опираемся, когда пишем отчеты и блоги, выбираем тексты для перевода или проводим тренинги.

Взяться за эту непростую тему меня вынудила работа. Я разрабатываю программы и предоставляю экспертную оценку проектной деятельности в области diversity & inclusion, которая охватывает вопросы гендерной и этнической/расовой инклюзивности, принятия уязвимых групп и смягчения дискриминации. Я участвую в активистском и феминистском движении с конца 1990-х, а с другой стороны, я занимаюсь исследованиями гендерных проблем, культуры и национализма более двадцати лет. Благодаря опыту «по обе стороны стола» я могу судить, насколько хорошо написаны заявка или отчет, а также понимаю причины возможных «пробелов» в представляемых аргументации и выводах. Через мои руки проходит достаточно большое количество активистских рекомендаций, исследований и отчетов. Я хочу поделиться опытом и обратить внимание на некоторые проблемы, которые не позволяют активистским инициативам быть более эффективными. Ниже я раскрою основные моменты, на которые важно обращать внимание при проведении исследований в рамках активистских проектов. В конце статьи будет предложено несколько практических советов, которые помогут избежать проблемных сторон этой сферы деятельности или смягчить их.

Работа над этой статьей проходила странно. С одной стороны, коллеги из НГО соглашались с тем, что качество активистских исследований — это важная часть профессиональной деятельности, и поддерживали значимость обсуждения этой темы. Многие указывали на то, что необходимо принимать во внимание системные аспекты и видеть производимые данные с учетом более широкого контекста, например, при сотрудничестве с фондами, посольствами, проектами по улучшению ситуации в регионе и государственными инициативами [2]. Ведь чем прозрачнее результаты активистских исследований, тем больше шансов быть понятыми и получить столь необходимую поддержку. А с другой стороны, я встретил сильное сопротивление среди активисток и активистов — находилось множество причин, чтобы уйти от обсуждения того, как делаются исследования в рамках «низовых» проектов. Например, мне отвечали, что активизм не предполагает проведения исследований, а в приоритете оказывается ориентированность на голоса сообщества и, соответственно, обсуждение тематики, касающейся исследований, не так актуально для активисток и активистов, как для эксперток, исследовательниц и академиков, поэтому для публикации этого текста лучше поискать платформу, связанную с социальной аналитикой.

В то же время сопротивление разговору о качестве исследований в активизме, возможно, связано с тем, что обсуждение этой темы задевает «невидимую» болевую точку. Оно показывает, что, по большому счету, принцип «горизонтальности» в этой области не работает (экспертом или эксперткой, оценивающими исследование/работу, может быть кто-то другой или другая, кто, возможно, непосредственно в активизме не занят), в то время как активистский дискурс, наоборот, поддерживает равное и непредвзятое включение мнений и знаний, исходящих из всех социальных групп. Но на практике это не так. Существует ряд экспертных институтов, которые начинают привлекаться по мере роста социальной/политической значимости затрагиваемой области, проекта или объема производимых данных. И эти «внешние» организации и структуры выдвигают свои критерии качества и достоверности. Уточню, что принцип «ни слова про нас без нас» здесь не оспаривается, скорее, возникают вопросы к «технической» стороне активистских исследований.

Подчеркну, что я не пытаюсь выстроить иерархию и показать, кто лучше или хуже, у кого больше опыта, образования или навыков, допустим, по вопросам гендерного мейнстриминга, интерсекциональности или интегрального подхода. Наоборот, мною движет желание сделать общество более восприимчивым и открытым к принятию уязвимых групп. Я пытаюсь указать на те невидимые барьеры, которые препятствуют успешной активистской работе.

Возникает вопрос: как рассматривать эти проблемы без перехода на личности и не замалчивая спорные результаты? Как эффективно давать обратную связь с наименьшими потерями для людей, которые вкладывают так много сил в развитие гражданского общества? Гендерная экспертка из Беларуси Ирина Альховка обратила внимание на этическое «неудобство», которое испытывают активистки и активисты, работающие с гендерными проблемами:

«Как и можно ли вообще критиковать своих? Особенно если они слова “феминизм” не боятся, на словах поддерживают защиту прав женщин и люди в целом уважаемые и положительные. Но, может, ошиблись где, с кем не бывает. И я не критиковала. Ооочень долго, даже слишком. Потому что мы все в одной лодке и у нас общая цель, но методы разные. Потому что надо консолидироваться, а не по своим гетто тусоваться. Потому что государство будет видеть, что мы разобщены и общей повестки нет. И др., и пр.» [3].

Я испытываю похожее чувство неловкости, а также осторожничаю, когда поднимаю эту тему. Я солидарен с тем, что нужно находить способ работать вместе и главное — беречь людей, потому что интеллектуальные и эмоциональные затраты на общественную работу очень велики, что, как правило, приводит к выгоранию [4]. Более того, часто так получается, что люди, работающие с гендерными, миграционными и другими проблемами, всегда почему-то всем что-то должны: мы (я отношу себя к этому сообществу) должны писать на такие-то темы, должны бороться за такие-то социальные сдвиги, должны участвовать в таких-то мероприятиях, должны поддерживать инициативу только потому, что ее делает кто-то из «своих», и т.д. [5] Приходится постоянно оправдываться и объяснять, что, как, почему и зачем, что только увеличивает нагрузку и стресс. Интерсекциональн_ая активист_ка тони лашден верно отмеча_ет, что «бережная критика как подход в общении предполагает, что ты готов_а делиться своими ценностями и знаниями и не указывать на их ошибки, а при помощи своих знаний вместе менять то, что для тебя принципиально важно изменить» [6].

Именно с этих позиций я хочу поговорить о том, насколько мы — люди, неравнодушные к социальному неравенству, — отдаем себе отчет в том, к каким последствиям приводят наши исследования и публикации, и что мы можем сделать, чтобы немного облегчить работу в своем секторе деятельности.

Чего ожидают от исследования?

В рамках этой статьи и в своей работе под исследованием я понимаю некий результат сбора, обработки и анализа данных, который объясняет какой-то вопрос. То есть исследование — это некая систематизированная информация, которая помогает понять суть социальной проблемы, ее масштаб, видимость, способы влияния и/или оказания помощи и т.д. Поскольку речь идет об активизме, то форма исследования может быть самой разной — от статей, отчетов и обзоров существующей литературы до анализа фокус-групп, интервью, результатов мониторинга и опросников.

Добавлю, что сложно рассматривать особенности активистских исследований без ссылок на конкретные проекты, чтобы не создавалось впечатление соломенного чучела для битья. Но назвать «имена-пароли-явки» я не могу, поскольку многие документы, с которыми я работаю, написаны для внутреннего пользования и требуют конфиденциальности. Поэтому я пытаюсь передать спорные моменты описательно, хотя надо признать, что это может выглядеть как индексация проблемы, а не ее анализ.

Возможно, сложность с исследованиями состоит в том, что для некоторых активистских инициатив важно привлечь внимание к положению какой-то уязвимой группы. Важно показать то, что по ряду причин «выпадает» из системных данных или «больших» проектов, но поскольку речь идет о жизни людей, то эту информацию необходимо как-то представить. Я понимаю, что не все проекты предполагают исследовательскую часть и далеко не все НГО располагают дипломированными специалистками/-ами или бюджетом, чтобы их нанять, и упрекать в этом несправедливо.

А возможно, проблема в том, что в наши дни словом исследование пользуются достаточно вольно. Это заставляет задуматься над тем, какие качество и уровень знаний мы находим допустимыми и для каких целей. А именно: учитываем ли мы то, что происходит после того, как мы называем исследованием какие-то текст, отчет, анкету, график или таблицу? А также кто обратит внимание на какой-то текст, если не маркировать его как исследование?

Речь идет о том, насколько результат активистского исследования будет полезен специалисткам и специалистам при выполнении других работ за пределами исходного активистского сообщества [7]. Но часто встречается ситуация, когда исследование воспринимается как способ самовыражения, которое само по себе заслуживает признания и поощрения. Такое объяснение для многих является самодостаточным, даже когда начинаешь задавать вопросы о конкретных пробелах в методологии или теоретической базе. Например, были случаи, когда проблемы с методами объяснялись тем, что над этим исследованием очень много работали, или тем, что люди, сделавшие исследование, давно этим занимаются. Такое объяснение считалось достаточным.

Кстати, в некоторых случаях результат исследования (т.е. текст, отчет и пр.) маркируется как нечто, имеющее научную ценность. В рамках этой статьи я не буду строить предположения, почему важно причислять свою работу и себя к научному сообществу. Но отмечу, что внятного ответа на вопрос, почему эта работа имеет научную ценность, я так и не получил. Разговор обычно шел о наличии «определенных» критериев, которые указывают на качество интеллектуального труда, но которые было сложно назвать моим собеседницам и собеседникам.

Получается, что барьер с принятием активистских исследований — это не просто вопрос аналитического качества конкретной работы. Это также вопрос восприятия и (само)оценки этой работы в активистской среде, которые часто не совпадают с другими профессиональными требованиями и ожиданиями.

Форма и содержание

Как уже упоминалось выше, форма и содержание активистских исследований могут быть самыми разными, но можно заметить некоторые «шаблоны» обработки и подачи материала, которые осложняют работу с конкретным исследованием.

Одним из таких шаблонов является перечисление данных или практик по разным странам и контекстам, иногда подобранных без учета методологий, на основе которых данные были получены. При таком подходе цифры, сведенные в одну таблицу или текст, могут искажать распространенность какой-то проблемы или значимость нужд социальной группы. Такие тексты-картографии не всегда предлагают сравнительный анализ цифр и фактов из разных стран и почти не учитывают локальные контексты.

Например, вот переводной текст Эрин Крауч, который рассматривает возможности разработки гендерно нейтрального языка для гендерно небинарных людей. «Технически» этот текст исследованием не является, но используется в качестве аналитического источника во многих обзорах, отчетах и рекомендациях. В то же время этот текст — хороший пример того, как искажается суть проблемы, когда обобщающие выводы делаются на примере двух-трех книг и нескольких интервью. Автор_ка пишет о языке, но из текста возникает вопрос о том, насколько хорошо Крауч понимает лингвистические факторы, о которых пишет. Учитывая то, как Крауч «перескакивает» не просто между разными языками, а между семьями языков, можно предположить, что автор_ка не слишком разбирается в лингвистических процессах и, вероятно, говорит только по-английски. Когда дело касается материала из других языков, то Крауч частично полагается только на мнения информант_ок, взятых из другого исследования, что уже ставит много вопросов о том, как и почему отбирались именно эти данные и примеры. Суть текста сводится к тому, что «язык с естественным родом и историей заимствований — например, английский — достаточно гибок для того, чтобы создать местоимения, подходящие человеку» [8]. Крауч не предлагает небинарно-инклюзивных практик для других языков, которые она привлекает в качестве «сопроводительного» материала. Но текст выстроен таким образом, что он якобы объективно и «экспертно» обрисовывает ситуацию с разработкой небинарно-нейтральных форм для гендерированных языков, что на самом деле не так [9].

Другой популярный сценарий — это отсутствие информации о степени разработанности и/или теоретической базе исследуемой темы, где в качестве исследования предлагается мозаика из чужих мыслей или реферат из разрозненных научных статей. Выбор источников порой бывает странный: например, когда в качестве базы исследования предлагаются работа патриарха дисциплины, написанная в 1950-х годах, журнальная статья начала 90-х и «свежая» монография двух-трехлетней давности. Иногда этому можно найти объяснение, посетив соответствующую страницу Википедии, где могут быть указаны те же авторы (иногда в том же порядке). Объяснение, как приводимые источники связаны с отчетом или проектной заявкой, встречается нечасто. Бывают ситуации, когда теоретическое обоснование и результаты исследования между собой никак не связаны. Это хорошо заметно по терминологии, расшифровке примененных методов и использованию концептов.

Отсутствие сносок на использованную литературу и приводимые «чужие» данные также важно. Оформление источников, а точнее — их отсутствие заставляет задуматься о вероятности плагиата и подготовке НГО к проведению какого-то проекта. Разумеется, все не настолько поляризовано, и возможны варианты в зависимости от масштаба проекта и специфики работы активистской инициативы.

В этом контексте важно отметить, что некоторые активистские инициативы могут проводить исследования, а иногда и готовить альтернативные отчеты. Существует серьезная нехватка академических исследований об уязвимых группах. Если данных мало или нет, то активистки вынуждены проводить собственные исследования внутри маргинализированных сообществ. Иногда такие исследования спорны с точки зрения методологий сбора, обработки и анализа материалов, но иногда это могут быть единственные данные о какой-то уязвимой группе. Но в то же время такие — местами уникальные — данные «из первых рук» не всегда соответствуют стандартам работы среди коллег из других областей, которым важно знать, насколько можно этим данным доверять и как их можно проверить. Допустим, в научном сообществе качество исследования обеспечивает процесс peer-review, когда книгу или статью проверяет несколько анонимных рецензенток. Насколько часто этот или похожие принципы (само)проверки качества исследований применяются в активистской среде?

Отмечу, что я не идеализирую академические исследования. Не все ученые и не сразу готовы «увидеть» уязвимые группы, прислушаться к их голосу и найти способ задействовать их «малые», неконвенциональные знания и опыт наравне с признанными и устоявшимися методологиями. Иногда проходит много времени до того, как маргинализированное сообщество, социальная проблема или угол зрения становится частью научной дисциплины [10]. Но в структуру академии (как социального института) встроены механизмы, которые позволяют проверить качество исследований, в то время как этот процесс не всегда имеет место среди активисток и активистов. Отмечу, что в активистской среде наметился тренд позитивной (само)критики, который позволяет создать инклюзивное пространство для совместной работы и не исключает возможности исправления ошибок [11].

Что касается сферы активистских исследований, то при их планировании и проведении неизбежно возникает череда важных вопросов. Например: с какой целью и для какой аудитории проводятся исследования, будь то разработка социального проекта, мониторинг публикаций об уязвимой группе, отчет о работе с фокус-группами или обзор материалов/литературы? Как результаты исследований сказываются на последующей работе НГО? Но также важно принимать во внимание то, насколько проводимое исследование помогает получить ответы, важные для других социальных институтов — например, для государственного аппарата, работающего над поправками в соцпакет, для сети партнерских НГО или организаций, следящих за ситуацией в регионе. И, конечно, каковы последствия применения активистских исследований.

Среди таких скрытых последствий могут быть, например, неудачи в лоббировании каких-то вопросов, когда у оппонентов есть средства нанять эксперток/-ов и те могут планомерно опровергнуть аргументы с помощью научно подтвержденных данных. Или когда для оценки ситуации в регионе по какой-то проблеме привлекаются внешние (т.е. никак не связанные с НГО) специалистки, которые вынуждены обращаться к существующей научной литературе или проводить собственные исследования, поскольку данные активистских исследований не всегда соответствуют стандартам выбранных методов, репрезентативности выборки, соблюдению протоколов проведения исследований, этических норм и т.д. Тем самым иногда мы сами стимулируем создание контраргументов, сомнения в достоверности данных и т.д., которые могут использоваться против нашей активистской или просветительской работы. Когда дело доходит до экспертной оценки, опираться только на силу адвокации в пользу уязвимой группы, к сожалению, недостаточно — в этом случае будут проверяться валидность данных и качество исследования в целом.

Как можно смягчить проблемные стороны?

Опираясь на свой опыт в активизме и исследовательском поле, я хочу предложить несколько практических советов, которые могут быть эффективны для решения описанных выше сложностей. Если в своем активистском исследовании вы хотите поделиться какими-то интересными (чужими) разработками в просветительских целях, то, возможно, стоит задуматься о том, насколько вы можете судить о значимости и актуальности выбранных вами текстов для перевода или пересказа, чтобы представить широкой публике какой-то исследовательский вопрос. Может получиться обратный эффект, и вместо просвещения происходит дезинформация целевой аудитории. Например, когда большая проблема понимается на «бытовом» уровне, т.е. тривиализируется или искусственно сводится к какому-то сегменту — скажем, к списку рекомендаций, разобраться в которых без дополнительной информации не всегда возможно. Другой вариант — когда какой-то один (кстати, не всегда удачно выбранный) научный труд превращается в центральную «линию» понимания социальной проблемы. В каких-то случаях выход может быть найден в изменении формы подачи информации: например, многие вопросы помогут решить использование активистского письма, уточнение способов получения данных и указание использованной литературы.

Жанр активистского письма

Поделиться активистским и личным опытом — это открытый и эффективный способ донести суть какой-то проблемы. Нет ничего выразительнее и сильнее, чем личная история, рассказанная от первого лица и основанная на ощущениях, переживаниях, вызовах и тактиках социального маневрирования, порожденных конкретно вашими гендерной идентичностью, сексуальностью, национальностью, цветом кожи или жизненными обстоятельствами. Вашу перспективу никто не оспорит и не отнимет, так как только вы знаете, с чем вам приходится сталкиваться каждый день и как это преодолевать [12]. И, возможно, ваш опыт поможет кому-то прожить еще один день.

Объяснение того, как получены данные

Старайтесь сделать максимально прозрачным способ сбора и обработки данных, даже если материал собирался внутри и для конкретного сообщества. Важно показать, как были собраны данные: были ли это анкеты и опросники, интервью или мониторинг социальных сетей? Если опросы проводились в сети анонимно, то возможно ли вычислить степень погрешности? Например, насколько велика вероятность неправдивых ответов и/или анкет и как их распознать? Также важно объяснить, как собранные данные были обработаны (сбор материала и его обработка — две разные задачи, лучше эти процессы описывать отдельно). Важно расшифровать процесс анализа материала, показать, откуда появляются цифры и что позволяет сделать выводы. Такое пошаговое «прописывание» анализа материала может оказаться более полезным, чем перечисление цифр или методов без объяснения того, как они применяются и зачем.

Сноски и указание источников

Это действительно проблема, которая пока не воспринимается как «маст-хэв». Если вы используете данные, результаты исследований или даже мысли/высказывания другого человека, то очень важно делать сноски на первоисточник. Не забывайте указывать название работы, место публикации, номера страниц, даты и ссылки на электронные источники даже в самых «базовых» текстах, написанных для наиболее широкой аудитории. Если вы используете, например, активистскую брошюру, где источники не указаны, то, возможно, имеет смысл об этом написать и постараться самим найти работы, которые помогут вам обосновать значимость проблемы, используемые данные и выводы. Отсутствие сносок значительно снижает впечатление о качестве работы, а также может рассматриваться как форма плагиата и неуважение к чужому интеллектуальному труду, что, в свою очередь, заставляет задуматься о вашей активистской и исследовательской этике. Многие доноры чутко на это реагируют.

* * *

В заключение отмечу, что можно по-разному относиться к затронутой теме. Возможно, для кого-то обсуждаемые вопросы могут показаться излишними или даже репрессивными. Мне хочется верить, что для части активистского сообщества обсуждение исследований, их задач, методов и стандартов будет полезным. Также хочется надеяться, что обсуждение этой проблематики позволит увидеть связи между профессиональными ожиданиями в различных инициативах, поддерживающих уязвимые группы, а также поможет избежать возможных препятствий в совместной работе.

Автор искренне признателен Виктории Лавринюк и Екатерине Чикаловой за комментарии в ходе подготовки статьи, а также всем, предоставившим отзывы на предыдущие версии этого текста.


[1] См., например: М. Фуко. Интеллектуалы и власть. — М.: 2002 (эл. вариант); А. Грамши. Тюремные тетради. — М.: 1991 (эл. вариант); bell hooks. Teaching to Transgress: Education as the Practice of Freedom.New York & Oxford UK: 1994 (эл. вариант); Н. Плунгян, Н. Фатыхова, Т. Левина, Д. Гаспарян, В. Косякова. Дискуссия «Публичные интеллектуалки» // Радио «ОНА», 22.12.2019 (здесь и далее — посещения 23.03.2020) и др.

[2] См., например: Андрей Завалей, Наталья Маньковская, Ник Антипов. Активизм и дипломатия: как работать с посольствами? // Women Platform, 27.06.2019.

[3] Пользователь_ница Irina Alkhovka // Facebook, 27.03.2019, 13:23.

[4] См.: [тони лашден]. Как я (не) справляюсь с выгоранием // Makeout, 12.09.2018.

[5] См., например: Милана Левицкая. «Почему бы вам...» // Makeout, 19.09.2018; Милана Левицкая. Да, я ЛГБТ-активистка. Нет, я не правозащитница // Makeout, 22.08.2018 и др.

[6] тони лашден. Как практиковать бережную критику в активизме? // Women Platform, 04.04.2019.

[7] Еще в конце 1990-х антрополог Сергей Ушакин задал вопрос ученым, работающим в области гендерных исследований, о полезности «импортированного» термина гендер. Интересно, что широкого отзвука предложенная Ушакиным критическая рефлективность не получила, хотя затронутые им проблемы тесно связаны с сегментом активистской работы SOGI (Sexual Orientation and Gender Identity). Например, см.: Сергей Ушакин. Пол как идеологический продукт: о некоторых направлениях в российском феминизме // Человек. 1997. № 2. С. 62–75; Поле пола. — Вильнюс: 2007.

[8] Эрин Крауч. Что случается, если вы гендерквир, а ваш родной язык гендерированный? // Makeout, 12.01.2020. Оригинал: Erin Crouch. What Happens If You're Genderqueer   But Your Native Language Is Gendered?  // The Establishment, 07.09.2017.

[9] Эрин Крауч. Там же.

[10] О внутренней динамике развития гендерных исследований см., например: Е. Гапова. Классовый вопрос постсоветского феминизма, или Об отвлечении угнетенных от революционной борьбы // Гендерные исследования. Вып. 15. 2007. С. 144–164 (эл. вариант).

[11] См., например: Brooke Anderson. 10 Tips on Receiving Critical Feedback: A Guide for Activists // A Medium Corporation. 09.04.2019.

[12] Примером активистского письма может служить классический текст Кэрол Ханиш «Личное — это политическое» (Кэрол Ханиш. Личное — это политическое. 1969 // Московская феминистская группа).


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20245277
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246884
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413361
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419818
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423887
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202429184
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429850