11 марта 2021Colta Specials
86

«Имеет смысл проживать искусство онлайн»

Арт-директор британского фестиваля FutureEverything Ирини Пападимитриу размышляет о будущем визуальных искусств и арт-рынка

текст: Валерия Рясина
Detailed_pictureИрини Пападимитриу© Richard Tymon

13 марта главный куратор музея «Гараж» Катя Иноземцева и арт-директор фестиваля FutureEverything Ирини Пападимитриу примут участие в открытой онлайн-дискуссии, посвященной визуальному искусству в цифровую эпоху. В фокусе их внимания окажутся новые медиа, влияние технологий на арт-мир и будущее визуального искусства. Событие пройдет в рамках форума UK-Russia Creative Bridge, который проводит отдел культуры и образования посольства Великобритании в Москве. Зарегистрироваться на дискуссию можно здесь.

В преддверии дискуссии Ирини ответила на вопросы COLTA.RU о том, как наука уживается с искусством, и о готовности аудитории к надвигающимся изменениям.

— В одной из книг Олдоса Хаксли есть такое высказывание: «Не одно лишь искусство несовместимо со счастьем, но и наука. Опасная вещь наука; приходится держать ее на крепкой цепи и в наморднике». А как вы думаете, могут ли искусство и наука сделать человека счастливым?

— Я склонна думать об искусстве и науке как о чем-то схожем, ведь их объединяет желание человека исследовать, понимать и взаимодействовать с миром. Мне кажется, что искусство и наука не обязательно должны делать людей счастливыми, но должны открывать новые способы смотреть на мир, позволяя нам обмениваться идеями, учиться, побуждать к творчеству, воображать новые миры, задавать больше вопросов и ставить под сомнение мир и общество.

— Как вы думаете, может ли искусственный интеллект по-настоящему заменить человеческое искусство? Все-таки алгоритмы тоже пишет человек. Другое дело, что изначально это чисто технологическая история.

— Я думаю, мы должны говорить не о том, как ИИ заменит человеческое искусство, а о возможностях, которые открываются при их сочетании. Конечно, алгоритмы пишутся людьми, и машины тоже создаются людьми. Если же мы говорим об этом через греческое понятие téchnē — оно всегда включало в себя техническую деятельность. В своей работе «About the Word Design» Вилем Флюссер объясняет, что понятия téchnē, ars, design, art, technology имеют похожие значения в греческой и римской культурах. В обоих случаях они говорят об обмане и хитрости. Таким образом, если посмотреть на термин «искусственный интеллект», то на самом деле он имеет корни в тех же понятиях обмана и хитрости. Флюссер в том же тексте упоминает, что «современная буржуазная культура сделала четкое разделение между миром искусства и миром технологий и машин». Следовательно, культура была разделена на две крайности: одну — научную, объективную и «твердую», другую — эстетическую, субъективную и «мягкую».

— Не заберут ли технологии акт творчества, который предшествует созданию произведения искусства в традиционных искусствах? Сегодня некоторые художники в этом смысле как будто становятся, скорее, теоретиками — формулируют идею, которая будет воплощена в жизнь с помощью технологов и ученых.

— Если посмотреть на изначальное значение слова «шедевр», мы говорим о выдающемся навыке ремесла или о произведении высокого уровня, изготовленном учеником, стремящимся стать мастером. Слово «шедевр» со временем приобрело различные значения, большинство из которых ассоциируется с романтическими идеями гения, величия, культовых музеев или известных частных и государственных коллекций. Хотя мысль о шедеврах устарела и сомнительна, многие художники, работающие с цифровыми технологиями, создают произведения, которые концептуально значимы, актуальны и сложны. И возвращаясь к первоначальному определению шедевра: многие художники, использующие сегодня цифровые технологии, также будут создавать технически совершенные и высокопрофессиональные работы. Работы, которые можно охарактеризовать как шедевры.

© UK-Russia Creative Bridge

— Буквально на прошлой неделе певица Grimes продала на аукционе свои работы: тут не нужны ни оценщики, ни физический контакт, ни даже физическое существование самого арт-объекта. Как вы думаете, как в будущем будут выглядеть выставки, контакт человека с искусством?

— Верно, Grimes продала коллекцию цифровых произведений искусства в разгар сумасшествия вокруг NFT (невзаимозаменяемых токенов). Также очень близко к этому событию анонимная группа купила оригинальное физическое произведение искусства Бэнкси и сожгла его после того, как конвертировала в NFT. Художники, художественные коллективы и арт-организации продавали и представляли работы в цифровом формате довольно долгое время, задолго до использования NFT. Проживать искусство онлайн и коллекционировать его на своих экранах имеет смысл, поскольку мы проводим большую часть нашей жизни между физическим и виртуальным, и по мере того, как мы прогрессируем, художники всегда найдут новые способы показать свои работы и взаимодействовать со зрителями. Однако нынешнее увлечение NFT и способность блокчейна создавать цифровой дефицит (файлы можно проверять на оригинальность, токенизировать, шифровать и коммодифицировать) говорят больше о власти, деньгах и желании арт-рынка и капитализма создать зрелище вместо того, чтобы предсказывать, как мы можем прожить и пропустить через себя искусство в будущем. В этом контексте также стоит отметить дебаты вокруг NFT: их огромных объемов использования энергии и выбросов CO2.

— Без аннотации или достаточных знаний иногда может быть сложно понять произведение искусства. И в этом смысле порой какой-то объект может показаться просто набором технологических примочек. Как вы считаете, должно ли искусство, неважно — технологическое или традиционное, быть понятным на интуитивном уровне: лежит ли перед вами красивая демонстрация технологических новинок или же это технологии, примененные как кисть в руках художника?

— Действительно, многие произведения искусства могут быть слишком сложными для понимания, и есть ошибочное представление, что большинство людей технически грамотны, в то время как все еще существует большое количество людей, которые не имеют доступа к технологиям или обретению цифровой грамотности. Однако тот факт, что произведение сложно понять без интерпретаций или дополнительных знаний, применим к любым формам искусства, а не только к цифровому. Иногда легко предположить, что картину можно легко прочитать, потому что это вид искусства, с которым мы знакомы, но это не всегда так.

С другой стороны, по мере расширения доступа к технологиям люди могут не думать о цифровом искусстве или произведениях, в которых используются технологии, столь же ценные, как и в других, более традиционных, формах искусства. Мы видели, как это происходило в прошлом с фотографией или видеоартом. Это свидетельствует о необходимости выставлять больше подобных работ и знакомить аудиторию с новыми медиа и историей цифрового искусства. Долгое время новые медиа и цифровое искусство выставлялись отдельно, изолированно, и потребовалось много времени, чтобы основные художественные учреждения оказались готовы выставлять и собирать их; сейчас ситуация меняется.

Ваш вопрос отсылает меня к словам Сьюзен Зонтаг в «Против интерпретации» о гиперстимуляции в современном мире: «Наша культура основана на избытке, на перепроизводстве. В результате мы постоянно теряем остроту нашего чувственного опыта».

© UK-Russia Creative Bridge

— Где проходит граница между искусством и поп-культурой и стоит ли сегодня так разделять эти понятия — так же как и понятия высокого и низкого искусства? Есть ощущение, что сегодня внутри любой формы может содержаться множество отсылок, которые каждый считывает в силу своего бэкграунда. И форма в этом случае не играет роли.

— Если под различиями между искусством и поп-культурой мы имеем в виду деление на «высокую» и «низкую» культуру, которое является скорее политическим, нежели интеллектуальным или эстетическим, то сегодня границы определенно размыты. На самом деле я не уверена, что между ними есть разница. Думаю, что термин «поп-культура» также означает разные вещи в зависимости от контекста, но также и от того, кто решает, как его определить.

Если мы думаем о поп-культуре как о какой-то коллективной идентичности или о мейнстримных идеях и установках — например, нескончаемом потоке изображений, мемов, книг, о телевидении, музыке и т.д., то искусство уже достаточно давно может на них опираться. Я думаю, что такие различия и определения, как «высокая» или «низкая» культура, являются, скорее, социальными конструктами.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
СТОЛИЦЫ НОВОЙ ДИАСПОРЫ: ТБИЛИСИ В разлуке
СТОЛИЦЫ НОВОЙ ДИАСПОРЫ: ТБИЛИСИ  

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 2024115
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249429
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416074
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420383
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425625
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426964