30 июня 2021Colta Specials
367

Зачем нам сегодня Дюрренматт?

Наталия Бакши описывает мир большого швейцарского писателя и объясняет, почему его философские драмы и детективы нужны в теперешнем мире, сошедшем с колес

текст: Наталия Бакши
Detailed_pictureФридрих Дюрренматт. Автопортрет. 1978 (фрагмент)© CDN / Schweizerische Eidgenossenschaft

Материал подготовлен при поддержке посольства Швейцарии в России.

В этом году в Швейцарии отмечают 100-летие со дня рождения Фридриха Дюрренматта (1921–1990) — пожалуй, самого известного швейцарского драматурга, чья слава разошлась далеко за пределы его родины. Его пьесы «Ромул Великий», «Физики», «Визит старой дамы» с успехом идут не только во многих европейских театрах, но и в Америке. По его рассказам и детективам сняты многочисленные фильмы — «Обещание», «Судья и его палач», «Туннель», «Правосудие», «Авария», «Последнее дело комиссара Берлаха» и др.

Странным образом именно этот «самый мрачный комедиограф из всех существующих», «диагност человеческого несовершенства», пессимист и скептик был любим в Советском Союзе с удивительным умением страны подстраивать любой европейский критический ум под свои идеологические нужды. Но его мировая слава была не меньше. Пять раз, с 1961 по 1965 год, Дюрренматт выдвигался на Нобелевскую премию — правда, так ее и не получил.

Тексты Дюрренматта не только не теряют актуальности, но и обретают в наше время вторую жизнь. Когда сегодня со сцены Театра им. Вахтангова Владимир Симонов в роли Ромула Великого произносит знаменитую фразу «Когда государство начинает убивать своих граждан, оно всегда называет себя родиной» — публика замирает.

Но поразительно не это. Такая фраза у Брехта не вызвала бы удивления. Пишет это драматург, практически никогда не покидавший родной деревни в Швейцарии, гражданин страны, не участвовавшей во Второй мировой войне и никогда не посылавшей своих граждан на смерть. Как же так вышло, что Дюрренматт оказался в самом центре европейских проблем? И что главное нужно знать о Дюрренматте?

Христианство

Дюрренматт родился недалеко от Берна в семье протестантского священника. Изучал филологию и философию в Цюрихском университете, где написал работу об аллегории пещеры у Платона.

Фридрих Дюрренматт. Из серии «Ибо сказано». 1946Фридрих Дюрренматт. Из серии «Ибо сказано». 1946© CDN / Schweizerische Eidgenossenschaft

К этой аллегории он не раз будет возвращаться на протяжении всей жизни. Люди в пещере, принимающие тени за подлинный мир, не задумываясь о том, что это всего лишь копии, — один из глубинных символов для Дюрренматта. Там же, в Цюрихе, он начинает писать диссертацию о Кьеркегоре и трагическом, которая не была окончена, однако, как он впоследствии написал, его собственные тексты без Кьеркегора понять невозможно.

Начинал Дюрренматт как прозаик в годы Второй мировой войны. Первый (незавершенный) роман «Город» (1947) с его эмоциональной напряженностью, с его враждебным человеку урбанизмом близок по стилистике к экспрессионизму. Но наибольшую известность Дюрренматт приобрел все-таки как драматург.

Его ранние пьесы неотделимы от общеевропейского контекста 1940-х годов, когда во Франции на сценах шли Ануй и Сартр, в Швейцарии — Брехт и Фриш. В Европе господствовала в целом тогда политико-философская драма. Первые пьесы Дюрренматта «Ибо сказано…» (1947) и «Слепой» (1948) рождены, с одной стороны, Второй мировой, с другой — его глубоким увлечением трудами швейцарского протестантского теолога Карла Барта. Барт выдвинул идею скрытого Бога, о котором невозможно говорить напрямую. Встреча человека с Богом, по Барту, происходит не в момент надежды, а парадоксальным образом в момент абсолютного отчаяния и гибели, который одновременно и оказывается встречей с Богом.

В «Ибо сказано…» в остраненной брехтовской манере Дюрренматт пишет о трагическом эпизоде из эпохи Реформации, о секте перекрещенцев в Мюнстере, которые пытались создать «царство Божие на земле» и в итоге были казнены. Циник Бокельсон, провозгласивший себя пророком и ставший главой перекрещенцев, и праведник Книппердолинк, отказавшийся от своего богатства и власти, гибнут при осаде Мюнстера католиками. При этом епископ, возглавляющий католиков, считает, что усилия человека ничего не могут изменить в этом мире, где он скорее зритель, чем участник.

Пьеса вызвала у публики неодобрительную реакцию — прежде всего из-за неясности позиции автора. Однако все становится прозрачнее, если рассматривать драму в совокупности с иллюстрациями, сделанными к ней самим Дюрренматтом.

Дюрренматт называл свои рисунки «полями сражений», на которых происходят его писательская борьба, «приключения, эксперименты и поражения». Так, на одной из иллюстраций к «Ибо сказано…» изображен Левиафан, в чреве которого исчезает тщетно пытающийся с ним бороться маленький человек, а с ним и весь мир. Емкая и точная, иллюстрация намного яснее отсылает к недавно пережитому на тот момент опыту национал-социализма, чем сам текст.

Другую иллюстрацию, отсылающую к «Золотому сечению» Леонардо, можно трактовать как символ человека вообще, идеального человека, но уже не гармонично вписанного во Вселенную, а распятого в ней.

Дюрренматт вслед за Карлом Бартом и Кьеркегором ищет возможность иного, «непрямого высказывания». Считается, что в основе этой пьесы Дюрренматта лежит та же самая тема Барта Deus absconditus, скрытого Бога, непознаваемого разумом. Она стала особенно популярной в теологии и литературе после войны, когда возник вопрос о том, где в это время был Бог.

При этом Дюрренматт не хотел, чтобы за ним утвердилась репутация «христианского писателя»: вскоре он запретил к постановке «Ибо сказано...». А в 1967 году написал второй вариант пьесы под названием «Перекрещенцы», подав его на этот раз в форме комедии, которая к тому моменту станет одним из важнейших элементов его театральной философии. В «Заметках о комедии» (1952), отходя от эстетики Сартра и экзистенциализма, он отмечает, что только комедия способна вернуть конкретность утратившему ее миру. В этом он близок к Кьеркегору, у которого проверка комическим является решающим испытанием экзистенциальных позиций.

Всесильный случай

По итогам войны Дюрренматт считал, что Гитлер и Сталин больше «не дотягивают» до Валленштейнов, их власть разрослась до таких неимоверных размеров, при которых сами они становятся лишь ее представителями. «Теперь нет трагических героев, а только трагедии, инсценируемые мясниками, которые устраивают всемирные мясорубки», — говорил писатель про опыт 1930-х — 1940-х. По мнению Дюрренматта, современность вообще утратила героя, необходимого для рождения трагедии, на ее место заступил гротеск, а все планы и решения человека разбиваются о волю случая.

Фридрих Дюрренматт. Физики. 1962Фридрих Дюрренматт. Физики. 1962© CDN / Schweizerische Eidgenossenschaft

Одним из таких негероических героев становится Ромул Великий из его одноименной пьесы (1948/1949). Последний император Римской империи вместо управления государством предпочитает разводить кур в деревне и тем самым способствовать развалу страны и победе варваров. Однако его безволие оказывается оборотной стороной глубокого гуманизма. Он сознательно жертвует собой и империей, которую он считает изжившей себя, с тем, чтобы пришли новые, жизнеспособные исторические силы. Но его представления о разумном движении истории, о новых силах разбиваются о реальность. Германцы, разрушающие Рим под предводительством их военачальника Одоакра, одержимы лишь грабежом и насилием. А сам Одоакр оказывается таким же любителем-птицеводом, который не в состоянии справиться со своим народом. В истории, по Дюрренматту, господствует не разумное начало, а случай.

Позиция неучастия

В 1956 году выходит одна из лучших пьес Дюрренматта «Визит старой дамы», принесшая ему мировую известность. Действие происходит в захолустном городке, в который приезжает неслыханно богатая пожилая дама Клер (в русском переводе Клара) Цаханасян. Когда-то в этом самом городе ее предал возлюбленный, она оказалась на панели, а ее ребенок умер в притоне. Она ставит городу условие: за миллиард долларов жители должны убить предавшего ее некогда человека. Несмотря на первоначальный благородный гнев, горожане в конечном итоге поддаются на подкуп и даже оправдывают убийство законом справедливости.

Внимание Дюрренматта сосредоточено здесь на социальной психологии, на опасной способности людей менять свои убеждения под нажимом обстоятельств. И лишь один герой не подвержен нравственной капитуляции. Это сам бывший возлюбленный Клары Илл, который, понимая, что рано или поздно его все равно убьют, не бежит из города, а сознательно принимает роль жертвы в знак расплаты за грехи юности. Дюрренматта на протяжении всего его творческого пути волновала позиция «неучастия» в исторических событиях, у которой есть и свои положительные, и свои отрицательные стороны. Эта позиция, по мнению некоторых исследователей, была близка и ему самому.

Еще один герой, сознательно избирающий неучастие, описан в знаменитой пьесе «Физики» (1962), перекликающейся с «Жизнью Галилея» Брехта. Пьеса написана Дюрренматтом в тяжелой политической ситуации, когда Третья мировая война казалась неизбежной. Начинается строительство Берлинской стены, в 1961 году в Америке разбивается стратегический бомбардировщик с двумя водородными бомбами на борту. Вопрос об ответственности науки и ученых стоит с особой остротой.

Действие пьесы происходит в психиатрической больнице, где инспектор полиции расследует убийство трех медсестер, совершенное сумасшедшими физиками Эйнштейном, Ньютоном и Мебиусом. Последнему, по его словам, библейский царь Соломон открыл все тайны мира. Как вскоре выясняется, Эйнштейн и Ньютон — физики-шпионы, подосланные к Мебиусу разведками своих стран, чтобы уговорить его работать на них. Мы узнаем, что безумие Мебиуса мнимое, что он удаляется в сумасшедший дом, чтобы не работать на преступное государство. Ему удается убедить своих коллег не возвращаться в мир и не отдавать науку на откуп политикам. Притворно сумасшедшим физикам противостоит фигура хозяйки лечебницы — единственной в пьесе по-настоящему безумной. Она долгие годы тайно копировала записи Мебиуса, и теперь его открытия, а тем самым и судьба мира в ее руках.

Сам Дюрренматт так определил смысл своей пьесы: это «пародия на трагедию», поскольку жест Мебиуса — его уход в сумасшедший дом — оказался бесполезным. В своем драматургическом манифесте «21 тезис к “Физикам”» (1962) он пишет: «История только тогда додумана до конца, когда она достигла своего самого страшного оборота. Этот страшный оборот невозможно предусмотреть. Он происходит благодаря случаю».

«Физики» написаны с полным соблюдением классицистического канона — единства места, времени и действия. Но когда-то созданная для изображения напряженной борьбы индивида за свободу, трагедия у Дюрренматта превращается в пародию на саму себя. Сознательно избранная и выстраданная Мебиусом свобода оказывается в конце лишь фикцией.

В пьесах Дюрренматта присутствует фатальная неискоренимость зла. Мир подобен поезду из его раннего рассказа «Туннель» (1952), несущемуся навстречу неотвратимой гибели по бесконечному туннелю.

Лабиринты

С юности Дюрренматта привлекал жанр философский параболы, дающий возможности для новой интерпретации вечных мифов. Такова написанная в 1985 году «драматическая баллада» «Минотавр».

Фридрих Дюрренматт. Минотавр. 1962Фридрих Дюрренматт. Минотавр. 1962© CDN / Schweizerische Eidgenossenschaft

Минотавр у него, в отличие от монстра из древнегреческого мифа, — доброе одинокое существо, брошенное в чуждый ему мир, не понимающее ни своей силы, ни того, где оно находится. Сначала Минотавр пытается завязать отношения с двойниками, которые появляются в зеркальных стенах лабиринта, а потом по неосторожности, не со зла убивает забредшую в лабиринт девушку. Именно люди заставляют Минотавра осознать свое одиночество и обреченность, обрекая его на страдания, лишая его счастья неведения. И именно люди пробуждают в Минотавре чудовище, которого сами же и боятся.

Если в ранних произведениях герои Дюрренматта живут на грани катастрофы, в ее предчувствии, то в его поздней повести «Зимняя война в Тибете» (1981) катастрофа уже произошла. Полумертвые, потерявшие разум люди в замерших городах воюют по требованию Администрации с воображаемым врагом, давно забыв о смысле и цели этой войны. Важную роль здесь, как и во многих произведениях швейцарца, снова играет образ лабиринта, по которому бесконечно кружит калека-наемник.

В том же году Дюрренматт заканчивает книгу «Лабиринт. Сюжеты I–III», над которой он работал долгое время; в книгу вошли неизданные произведения, а также воспоминания, размышления, фрагменты. Лабиринт и пещера были теми самыми изначальными символами, идущими из детства, которые сопровождали Дюрренматта на протяжении всей жизни.

Детективы

Детективные романы Дюрренматта пользовались огромной популярностью, лучшие из них — «Судья и его палач» (1950–1951), «Подозрение» (1953), «Обещание» (1958), «Правосудие» (1985). Но и здесь, как и в своей драматургии, Дюрренматт выходит далеко за пределы жанра. Загадочное преступление — лишь повод, чтобы озадачить читателя и заставить его задуматься о бессмысленности и беспощадности судьбы.

Фридрих Дюрренматт. Вавилонская башня I. 1952Фридрих Дюрренматт. Вавилонская башня I. 1952© CDN / Schweizerische Eidgenossenschaft

Так, в романе «Судья и его палач» судья Берлах, точно зная, кто совершил убийство его помощника, выносит обвинение своему заклятому врагу Гастманну, невиновному в этом преступлении, но оставшемуся безнаказанным за убийство, совершенное на спор 40 лет назад.

И, конечно, первые детективы Дюрренматта, написанные вскоре после Второй мировой, так или иначе связаны с преступлениями фашизма и попытками скрыть это в благоустроенном и нейтральном швейцарском обществе. Однако со временем Дюрренматт переходит к более общим, экзистенциальным соображениям о факторе случайности, нелепости в жизни, о границах логики и о конечном бессилии и поражении главной фигуры детективного жанра — сыщика. К роману «Обещание» Дюрренматт дает подзаголовок «Отходная детективному роману». Это реквием, причем не столько по жанру детектива, сколько по логичному и разумному мироустройству в целом.

Именно сейчас, в стремительно меняющемся мире, в охватившей мир пандемии, в накопившейся и рвущейся наружу едва сдерживаемой агрессии центральное для Дюрренматта ощущение бессилия человека перед лицом мчащейся и сметающей все на своем пути истории актуально как никогда.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249358
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416005
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420321
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425558
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426901