7 ноября 2014Colta Specials
292

Последний дебаркадер

Кто такие учителя-коммунары и почему они мешают городским властям?

текст: Ольга Каминка
Detailed_picture© Екатерина Стасенко

«Сегодня снесли ВСЕ дебаркадеры на Фрунзенской набережной. Мы в числе тех, кого будут разбирать по частям. Мы дежурим тут круглосуточно. Присоединяйтесь», — пишет на своей странице в Фейсбуке Лена Кожаринова, один из педагогов-коммунаров, обосновавшихся на дебаркадере в Строгине.

Коммунары — последователи Макаренко — при Советах были в оппозиции пионерскому идиотизму. Сейчас, во времена госкапитализма, это движение не исчезло — преемники педагогической традиции продолжают активную деятельность: организуют школы, детские лагеря, подростковые слеты и семинары, проводят обучение педагогов, внедряют методические разработки и т.д. Эти масштабные проекты рождаются на голубом дебаркадере ДЖ-56 в Строгинской пойме, выкупленном инициативными учителями в 1998 году. Официально группа педагогов-коммунаров, в которой состоит Кожаринова, называется «негосударственное образовательное учреждение — социально-педагогический комплекс “Бриз”». Сейчас дебаркадер «Бриза» в опасности, а вместе с ним и все независимое педагогическое движение под угрозой исчезновения.

Не сожгли только нас, потому что у нас постоянно здесь кто-то есть. Хотя угрозы, что нас сожгут, тоже были.

В последние недели энтузиастам на дебаркадере работать стало невозможно, против независимого педагогического коллектива вышла городская администрация во всей своей бюрократической мощи. «К нам пришли все возможные ведомства с желанием нас закрыть, — поражается Кожаринова. — Они делают прокурорские проверки, внеплановые, без предупреждения. Приходят: “Ага! У вас тут секта, у вас тут бордель, у вас тут мигранты!” Что у них у самих в голове, то вслух и говорят. Теперь мы стараемся никакой активности не разводить, ушли в подполье».

Городским властям мешает голубой дебаркадер педагогов. «В Москве сейчас уже нигде не причалишь. Потому что Собянин сказал “нет” дебаркадерам, — объясняет Лена Кожаринова. — Этот берег в Строгине решено сделать туристической зоной. Тут все закатали в резиновые дорожки. Теперь хотят здесь делать бизнес. Дебаркадеры жгут. Все кафе, которые стояли в Строгине, сожгли. Не сожгли только нас, потому что у нас постоянно здесь кто-то есть. Хотя угрозы, что нас сожгут, тоже были».

© vk.com/domnavode

Чтобы очистить берега, власти придумали такую схему: выгонять тех, кто не плавсредство. Раз стоите на дне — значит, капитальная постройка. Это версия для СМИ. А в реальности было так: к дебаркадеру «Бриза» приезжали какие-то комиссии без предупреждения, без прокурора составили акт, заставили его подписать охранника (больше никого на судне не было) и на основании этих действий лишили государственной регистрации. Теперь голубой дебаркадер ДЖ-56 — не судно, можно рушить.

Со дня на день учителя-коммунары из «Бриза» ждут буксира в неизвестном направлении. Или просто — насильственного демонтажа. Они подали в суд, чтобы обжаловать решение комиссии. Есть небольшая надежда на то, что власти не имеют права демонтировать дебаркадер, пока идет судебное разбирательство о лишении госрегистрации. Но сами они уже не слишком верят в счастливый финал. Уже никого не интересует, чем на самом деле занимаются педагоги из «Бриза», и никто не хочет им помочь. А между тем их деятельность не только абсолютно легальна, но и получила недавно субсидию на методическую работу в Министерстве экономического развития.

Звонили из Департамента образования: «Вы, сволочи, здесь делаете частную школу и кучу денег зарабатываете!»

Независимое дело учителей-коммунаров состоит из двух равнозначных половин: «Бриза» на голубом дебаркадере, выполняющем функции офиса и творческого центра, — здесь сходятся самые неожиданные потоки людей, идей и придумываются нестандартные педагогические методики — и частной школы «Перспектива», где эти методики реализуются. На дебаркадере в Строгинской пойме встречаются взрослые люди, одержимые образованием детей, у которых нет машин, айфонов, домов и отпусков за границей. Зато у них много друзей. Это настоящая, живая социальная сеть, полезная обществу, потому что ее участники работают с детьми — с нашим будущим. Тут и студенты, с которыми коммунары работали в тысяче проектов, и ролевики, дружественные педагогические проекты, анархисты из «Сквошино» и питерский «Дом на Среднем». Не все и не всегда могут работать с «Бризом» на голом энтузиазме и даже за небольшие деньги. Именно поэтому педагогам-коммунарам необходим дебаркадер: это судно, за которое им не надо платить аренду. Здесь они могут собираться и придумывать свои некоммерческие проекты, не заботясь об их немедленной и безоговорочной монетизации.

Вторая половина педагогической системы коммунаров — «Перспектива», известная также как «школа на Хавской». Основанная в 1992 году «Перспектива» — школа нестандартная, даже неформальная. По официальным бумагам это образовательное учреждение. Все дети числятся на заочном обучении, а педагоги только развивают в детях мотивацию к самообразованию. В «Перспективе» маленькие классы, но очень сильные преподаватели, которые практикуют концептуальный подход к каждому предмету и индивидуальный — к каждому ученику. Ребенку за год дается полный объем государственной программы, а иногда — и того больше. В школе нет директора, но есть коллектив учителей, который решает все вопросы самоуправления, а у учителей нет классического педагогического образования. «Поскольку ни один вуз не готовит такого рода педагогов, то мы только сами себе их можем вырастить. Главное — у них должна быть педагогическая мотивация. А наработок у нас очень много», — объясняет Кожаринова.

Как говорил мой дедушка: «Бог — он за коммунистов!»

Но Департамент образования Москвы не может смириться с их деятельностью. «Весь прошлый год меня преследовали, — говорит Кожаринова. — Звонили из Департамента образования: “Вы, сволочи, здесь делаете частную школу и кучу денег зарабатываете!” Действительно, мы занимаемся с детьми: мотивируем их к обучению. Они говорят: “Лицензия?” Мы говорим: “Ребят, мотивация к обучению в лицензии не нуждается”. — “Сволочи, опять схему придумали!”»

«Частная школа» — это всегда звучит громко. Но школа «Перспектива» — это не бизнес, это некоммерческая организация, которая не ставит своей целью извлечение прибыли. «Мы — такие социалисты по духу, скажу честно. Хотя я этот термин в последнее время стараюсь не употреблять, — рассказывает Лена Кожаринова. — Весь заработок “Перспективы” в основном уходит на аренду. Это при том что аренда у нас — льготная, минимальная. Самая большая зарплата у нас — у человека, который полностью включен в школу (администратор, решающий все вопросы), — 20 тысяч рублей. Мы действительно живем в ноль, честное слово».

Школу в прошлом году выкидывали из здания на улице Хавской. Нашли юридические зацепки (какую-то неутвержденную перепланировку) и хотели отремонтировать здание с тем, чтобы сдавать его по коммерческой цене. Помогло чудо. «Как говорил мой дедушка: “Бог — он за коммунистов!” — рассказывает Кожаринова. — Буквально за две недели до этого наш формальный директор и идеолог, мой муж Миша Кожаринов, был приглашен на теплоход проекта “Агентство стратегических инициатив” — с кучей министров, каких-то шишек, работников государственных структур высоких уровней… Миша и его команда проводили форсайты — это технология планирования-прогнозирования. Новая модная такая фишка — игры экономического характера. Там они познакомились с работником Министерства экономического развития. Он сам подошел к Мише и сказал: а я читал вашу книжку. Это книжка по формальной и неформальной социотехнике. Она выложена в сети, в бесплатном доступе, но каким-то образом она по свету расходится. Он сказал: “Давайте я вам помогу”. И не только он, много людей вписалось, до Собянина дошло. Сказали: “Отдайте школу детям!” И здание после капитального ремонта нам вернули».

С сентября «Перспектива» снова заработала в своем старом здании на Шаболовке. Но именно сейчас, когда развернулась нешуточная борьба за дебаркадер, внезапно в школу на Хавской тоже зачастили прокурорские проверки. Выписывают непосильные штрафы. Если еще вчера у педагогов-коммунаров была надежда спасти свое дело, запихнув все свои педагогические проекты в помещение на Хавской, то сейчас и этот шанс под угрозой. Двадцатилетний труд коммунаров уничтожается тупой исполнительностью винтиков госмашины.

Городские власти непреклонны. То ли «порядок наводят», то ли убивают все живое. Ради денег или ради резиновых дорожек в Строгине? Знали бы они сами: чего ради?


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249357
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202415996
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420321
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425557
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426897