Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 202452104 ноября по всей стране маршировали националисты, а 5 ноября президент подписал очередной закон как бы против всего этого и за все хорошее. Были внесены поправки в уже существующий ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов» (для краткости будем называть его «Об увековечении…») и в Административный кодекс (КоАП). Сотрудник информационно-аналитического центра «Сова» Мария Розальская объясняет, почему эти поправки бессмысленны и даже вредны.
Речь идет о запрете пропаганды и публичного демонстрирования атрибутики или символики «организаций, сотрудничавших с группами, организациями, движениями или лицами, признанными преступными либо виновными в совершении преступлений в соответствии с приговором Международного военного трибунала (Нюрнбергского трибунала) либо приговорами национальных, военных или оккупационных трибуналов, основанными на приговоре Международного военного трибунала (Нюрнбергского трибунала) либо вынесенными в период Великой Отечественной войны, Второй мировой войны».
Кроме того, «запрещается пропаганда либо публичное демонстрирование атрибутики или символики организаций (в том числе иностранных или международных), отрицающих факты и выводы, установленные приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо приговорами национальных, военных или оккупационных трибуналов, основанными на приговоре Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо вынесенными в период Великой Отечественной войны, Второй мировой войны».
Также введен Перечень организаций, а также атрибутики и символики, которых коснется этот закон, который должен определяться «в порядке, установленном Правительством Российской Федерации».
Ну и, в конце концов, все вышеперечисленные запреты должны быть как-то отражены в Административном кодексе, чтобы за их нарушение можно было покарать, что и сделано с помощью новых поправок, внесенных в статью 20.3. «Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами» (курсивом выделено новое в формулировке статьи).
Закон «Об увековечении...» плох тем, что запрещает любое использование и демонстрирование, скажем, свастики вне связи с контекстом и целями. Там так и написано: «В Российской Федерации запрещается использование в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах».
Да, вы правильно понимаете: реконструкторы и фильм про Штирлица тоже запрещены. Статья 20.3 КоАП, устанавливающая наказание за это, до последнего времени существовала в формулировке, допускающей хотя бы разговор на тему «допустимо ли по закону использование нацистской символики без цели пропаганды». Там говорилось о запрете на «пропаганду и публичное демонстрирование» (а теперь вместо «и» там «либо» — сомнений не оставляющее). Но надо признать, что, как ни трактуй эти союзы, почти вся правоприменительная практика и до новых поправок состояла из случаев, когда наказывали за любое демонстрирование — вне зависимости от того, было ли это демонстрирование связано с целью пропаганды нацистских идей (антиквары, реконструкторы, буддисты, журналисты с антифашистскими статьями — кто только не подпадал под это обвинение).
Портал «Живая Кубань» опубликовал фото сына местного вице-губернатора в образе Штирлица и столкнулся с обвинением в нарушении закона.
Но был все же случай, когда и у беспощадной длани закона пальцы как бы замерли в нерешительности: в 2011 году Роскомнадзор заявил о необходимости устранить возможность привлечения к ответственности за демонстрирование нацистских символов без целей пропаганды. Тогда портал «Живая Кубань» опубликовал фото сына местного вице-губернатора в образе Штирлица и столкнулся с обвинением в нарушении закона «Об увековечении…» Очевидно, далее провозглашения намерения создать инициативную группу у Роскомнадзора дело не пошло, потому что этот закон и статья 20.3 КоАП не только не изменились в лучшую сторону, но и расширились.
«Об увековечении...» находится в ряду других законов, принятых в политических и притом сиюминутных целях. Как и все такие законы, он был придуман для нападения на некое конкретное явление (человека или организацию). Как и в других случаях, пострадают от этого закона и многие совершенно посторонние люди.
Не возьмусь отнимать хлеб у политологов и не стану называть того воробья, в которого прицелились из этой пушки. Просто приведу несколько примеров, кто и что может стать объектом применения этого закона.
Итак, запрещают у нас символику двух типов организаций: сотрудничавших, например, с НСДАП или же, скажем, отрицающих Холокост.
С организациями второго типа все относительно просто. Многие из них, как и их символика, и так в России под запретом.
Если же говорить про первый тип организаций, то первым делом приходят в голову различные противники Красной Армии типа Организации украинских националистов. Их символика, среди прочего, — желто-голубой флаг, запрет которого автоматически повлечет за собой запрет государственного флага нынешней Украины.
Или вот у власовцев в Русской освободительной армии использовался триколор, ставший потом официальном флагом Российской Федерации.
Или — еще смешнее — под запрет может попасть и символика СССР, так как до известного момента Гитлер был ему настоящим союзником.
Ну и, конечно, бесконечные промышленные фирмы, сотрудничавшие с нацистами — вплоть до использования рабского труда: Hugo Boss, BMW, Nestle, Kodak, Ford и другие.
Нет, все хитрее. Закон не имеет прямого действия. Под него будут подпадать лишь те организации и символы, которые в установленном Правительством РФ порядке будут внесены в перечень этим самым правительством. Попросту говоря, правительство само решит, кого наказать. Вот такое преломление принципа разделения властей.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20245210Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246751Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413302Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419759Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420476Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202423078Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423826Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202429032Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202429126Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429775