Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244868На следующий день после юбилейного торжества Виктор Шкловский (ему тогда было 80) встретил меня словами: «Посмотрел сегодня Брокгауза и Ефрона на слово “старость”, а там написано: см. “смерть”. Ну, я и не стал смотреть».
«Хорошо придумал» — мелькнула тогда мысль. Но проверять старика не стал.
...Запомнился его 88-й день рождения. Я позвонил, чтобы поздравить. Он пошутил: «Если положить обе цифры на бок, получится две бесконечности». Было понятно, что он думает о том, на что ему намекнули знаменитые создатели энциклопедического словаря.
Я видел, как вокруг него пустела его среда обитания и скучнела жизнь. Иногда он звонил просто так. «Звоню, — говорил он, — чтобы удостовериться, что жив».
***
Человеку, видимо, эхо надобно, как и зеркало. Не для самолюбования; для самоощущения. Для самоудостоверения собственной личности.
«Другой человек» — зеркало более достоверное, чем само зеркало. До определенной поры об этом не догадываешься. Пока взбираешься в гору своего возраста.
Вверх карабкаешься, а вниз скользишь. Когда лезешь туда — нужны воля, усилия, а вниз, с горы, — мастерство и навыки. Вдруг в какой-то момент замечаешь, что это не ты куда-то двигаешься, а от тебя уехал перрон и мимо тебя все понеслось: твои дни рождения — как верстовые столбы; юбилеи друзей, похороны и поминки близких людей — как пригородные станции.
Когда начинаешь чувствовать возраст? Не с одышкой. Когда видишь, что артисты-небожители обоих полов, чье призвание — молодость, стареют так же, как и ты. И никакого в этом злорадства — только обида и сожаление. Причем, если я правильно разобрался в своих чувствах, не за них и не к ним, а в первую очередь — обида за себя и сострадание к себе.
Видеть сегодня старушку Бардо тем, кто помнит ее Бабеттой, идущей на войну, горько. А понять Грету Гарбо, рано ушедшую из публичной реальности, переставшую сниматься не только в кино, но и на фото, легко.
Сергей Владимирович Михалков в документальном фильме своего сына-кинорежиссера Никиты «Отец» назвал две вещи, которые он терпеть не может: а) детей, б) стариков.
Сын развеселился. В самом деле, смешно это услышать из уст прославленного и очень пожилого детского писателя.
То, что делает время с нами, простыми смертными, в порядке вещей. Но их-то, кумиров публики, — Алена Делона, Жан-Поля Бельмондо, Софию Лорен — зачем оно трогает? Все мы, конечно, немножечко Дорианы Греи. Но они — в первую очередь. Они — золотой генофонд человечества. И именно им приходится прибегать к унизительным уловкам — таить свидетельство о рождении, подвергать себя пластике.
Сегодня человек в летах и есть еврей.
Есть такой документальный фильм-ужас «Ножи Голливуда». Это про то, как стареющие кинозвезды с помощью пластической хирургии отчаянно борются за свою неморщинистую наружность. В результате мы видим, что несколько обрюзгший первый любовник или сильно сдавшая женщина-вамп встают с операционного стола на три с половиной года моложе.
Впрочем, возможен и не медицинский путь в борьбе за свою молодость — правовой. Несколько лет назад в одном из судов США рассматривался иск ветеранов Голливуда к его менеджерам. Последним вменялось в вину то, что они дискриминируют заслуженных артистов Америки по возрастному признаку — обходят их вниманием в кастинге, не дают им зарабатывать их миллионы. И что любопытно: истцами выступили не пенсионеры, а те, кому едва перевалило за 40.
Короче говоря, конфликт поколений в рыночной Америке на рыночной почве налицо. Молодым везде у них дорога. А старикам?..
Старикам — пластика, виагра и подгузники?
Конечно, человек в возрасте в какой-то момент начинает чувствовать себя гостем на этом празднике многочисленных презентаций и тусовочных церемоний. Но неизбежно некоторое время обольщается на тот счет, что он — желанный гость.
Когда иллюзии рассеиваются, поневоле становишься философом и утешаешься естественностью и логичностью всемирно-природного цикла, с которым борись не борись — все равно надо смириться.
Я и смирился. Как мне показалось. На деле — не очень.
***
Как-то в конце рабочего дня пригласил меня в свой кабинет главный редактор издания, в котором я трудился. Первые слова начальника были: «Чай, кофе, коньяк?» — «Спасибо, нет». — «Юрий Александрович, к сожалению, мы должны с вами расстаться».
Можно было стандартно пошутить: «Как, неужели? Вы уходите?.. Нам будет вас так недоставать». Шутить не стал. С пониманием выслушал мотивы, по которым я должен был оставить редакцию. Очень хотелось увидеть в этом «политическую составляющую». Во все времена она так престижна, так льстит самолюбию… Но нет. Уволен я был по двум причинам: ввиду сокращения штатов и по возрасту. В советское время, когда в учреждении возникала потребность в его оптимизации, первыми кандидатами «на выход с вещами» становились сотрудники без партийного билета в кармане и с пятым пунктом в анкете.
В новейшее время, похоже, пятым пунктом стал именно возраст. Сегодня человек в летах и есть еврей. К тому же беспартийный еврей.
***
Межпоколенческие взаимоотношения во все времена были проблемными. Как в узкопрактическом, семейно-бытовом, так и в глобально-историческом смысле.
Трения меж отцами и детьми — дело обыкновенное. Они как бы в природе биологического и общественного развития. Оттого достойно отражены в мифах, легендах и в литературной классике. У нас в советское время эдипов комплекс трансформировался в «павликов комплекс».
У мальчика Морозова был предтеча в русской революционно-демократической литературе — молодой человек по фамилии Власов, который, будучи Павликом, тоже поднял руку на отца. До отцеубийства в личном плане дело, правда, не дошло.
Дело дошло до революции и Гражданской войны.
А впоследствии еще один был Павлик-великомученик — Корчагин.
Какое роковое имя в России, если вспомнить еще и участь Павла I...
Тут и анекдот в строку. Приводят в образцово-показательный интернат экскурсию. Директор водит ее по этажам. «Здесь у нас живут послушные ребята, на втором этаже — неуспевающие, на третьем — хулиганы». — «А на четвертом?» — «А на четвертом — Павлики».
«Павлики» — это важный ресурс сколько-нибудь масштабной социально-общественной смуты. Другое дело, что непременно его в своих интересах пользуют праотцы террора, революций, бунтов и гражданских войн. Дедушка Буденный, дедушка Ленин, дедушка Мао...
Эйзенштейн, которому партия в свое время подарила сюжет про Павлика Морозова, восставшего против «отцов-мироедов», едва погрузился в него, обнаружил моральную (если угодно, аморальную) бездну. Отсюда страшно напряженная экспрессия его «Бежина луга». Партия как увидела отснятый материал, так сразу и прикрыла картину и повелела смыть эйзенштейновского Павлика.
...Пора стабильного деспотизма и притерпевшегося к нему населения неизбежно сопровождается гнетом со стороны отцов. Семейные предания русских самодержцев в этом отношении показательны. Там детоубийства — одно на другом. У кого-то мальчики кровавые в глазах. Кому-то во сне являются погубленные родители.
В революционные эпохи, когда мир становится с ног на голову, уже дети терроризируют родителей. И учат их уму-разуму. И вся правда жизни на их стороне. А сила и силовики — тем более.
Советские фильмы про юных героев Гражданской войны («Красные дьяволята» и «Неуловимые мстители») замешены именно на «павликовом комплексе». Как, впрочем, и вся культурная революция в Китае.
Однажды я поинтересовался у знакомого китаиста: как это нашим соседям по соцлагерю удалось сделать такой резкий прыжок в рынок? Чуть ли не на следующий день после кончины Мао. Ответ для меня был несколько неожиданным: благодаря поколению хунвейбинов, которое забило палками старшее поколение партбюрократов.
С другой стороны, а что в этом неожиданного? Примерно таким же манером крестьянская Совдепия стала индустриальной державой.
Видимо, каждый «большой скачок» сопровождается кровавым обострением отношений меж детьми и отцами. И еще: ему сопутствуют жертвоприношения с той или с другой стороны — в зависимости от того, куда поворачивается колесо истории.
***
В стабильные времена все выглядит не так пугающе, если не считать тех эксцессов, когда взрослые убивают детей, а детишки-скинхеды забивают насмерть тех, кто годится им в отцы.
Эксцессы пугают, а процессы настораживают.
Мы склонны сегодня поколенческие проблемы сводить к социальным: мол, как обеспечить пожилому сословию почет, достойную старость и не менее достойные похороны…
…Помню, с каким восторгом Андрей Малахов в своей авторской программе демонстрировал 104-летнего Бориса Ефимова. Поживший свое карикатурист помнил Сталина, мог громко разговаривать и даже танцевать. Ему аплодировало племя младое, незнакомое.
В последнее время, листая страницы интернета, то и дело натыкаешься на видеосюжеты, где пожилые граждане на зависть молодым танцуют и чарльстон, и рок-н-ролл. Наиболее эффектным стал номер, где старушка с лицом, изрытым глубокими морщинами, на каком-то конкурсе сплясала в паре с молодым человеком нечто акробатическое. Публика аплодировала стоя.
Старость в ХХI веке стала аттракционом?..
Если бы только аттракционом. А то ведь в иных общественных и социальных коллизиях она служит ресурсом демагогических спекуляций. Как, например, в случае с опросом граждан по поводу блокады Ленинграда. С помощью ограниченного, но хорошо организованного контингента пенсионеров началась и продолжается кампания удушения частного телеканала «Дождь».
С течением исторического времени выясняется, что не все «павлики» сгорают в огне революций и прочих социальных катаклизмов. Иные выживают, доживают до седых волос и снова становятся разменными пешками. Карта состарившихся «павликов» довольно часто разыгрывается в политических играх в борьбе за рейтинги и, следовательно, за власть.
***
Все-таки я заглянул в Брокгауза и Ефрона на слово «старость». Там есть несколько общих фраз. В конце приписано: «См. “смерть”».
Шкловский скончался на 91-м году жизни. До этого успел сочинить «Энергию заблуждения», сделать сценарий многосерийного «Дон Кихота», сняться в телевизионном мемуарном фильме, состоявшем из двух частей, «Жили-были». Еще он много спорил со своими последователями — структуралистами. В статьях, разумеется. Доругивался со своими современниками. В частных разговорах. Удивлялся посмертной славе своего младшего современника — Михаила Булгакова. Терпеливо, без раздражения и снисходительно ждал кончины советской власти. «Живу,— говаривал он, — из любопытства». И любил повторять: «В России надо жить долго».
Михаил Жванецкий, по-хорошему ревнуя к посмертной славе своего друга Высоцкого, высказался в том духе, что если не догадал черт ему, Жванецкому, умереть рано, то придется жить долго.
Другое дело, что в России, сколько ни живи, впечатление такое, будто все смотришь фильмы ужасов, которые порой смешат. На митинге протеста против закрытия больниц и роддомов увидел плакат с надписью: «Закрываете старые больницы — откройте новые кладбища!»
Михал Михалыч Жванецкий по дороге из аэропорта к себе на дачу приметил другой плакат: «Потерпите. Неудобства временные, а удобства навсегда!»
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244868Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246431Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413024Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419513Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420182Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422835Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423591Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428761Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428898Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429551