Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20242520Хореограф, танцовщица, исследовательница танца как проводника социальных феноменов и конструктов, датчанка Метте Ингвартсен живет в Бельгии и работает по всему миру — как сольно, так и вместе с созданной ею компанией. В списке ее проектов — несколько циклов работ; спектакль «21» (в оригинале «21 pornographies», 2017 год), показанный фестивалем NET в столичном Центре им. Мейерхольда, как раз является частью одного из таких циклов, который называется «The Red Pieces» — и включает в себя еще три танцперформанса: «69 positions», «7 pleasures», «to come». Вся «красная» серия посвящена обнаженности, сексуальности и тому, как на протяжении истории тело становилось полем политической борьбы. Метте Ингвартсен идет в своем танцисследовании не через тематизацию, а через принятие на себя, свое тело инструментов того медиума, который она изучает. В «21» этим медиумом, сексуализирующим движение, точнее, обрекающим его на то, что оно должно возбуждать, становится порнография.
Исполняя тот тип движений, который может исполнять актриса, играющая в порнофильме, повторяя его, то есть занимаясь им на голом планшете сцены, «украшенном» несколькими лежащими на полу светодиодными палочками, танцовщица полностью остается при себе. То есть показывает нам: вот, смотрите, можно прыгать «лошадкой», а вот сейчас я сяду к вам анфас с широко разведенными ногами. Но я это только исполню, повторю как паттерн, устану от беспощадного ритма или длительности «упражнения», вспотею и остановлюсь, потому что закончилась музыка. Индивидуальное тело Метте Ингвартсен смотрит на эти упражнения из потенциального будущего — того, в котором нет гендерных различий, но есть сформированные социальными конструктами привычки, а также — нет обязательства возбуждать специально придуманной «хореографией» того, кто сейчас на тебя смотрит.
Метте Ингвартсен разделась полностью во всех смыслах. Примерно на пятой минуте спектакля спустив брюки (проиллюстрировав таким образом сюжетный поворот из читаемого ею вслух маркиза де Сада), чуть позже сняв рубашку и сев в зал, рядом со зрителями, а еще позже сняв с себя все, что только можно было, актриса помогла присутствовавшим в зале не испытать ни шока, ни смущения. Этот эффект можно описать как перформативный — присутствие живого тела, не закрытого вполне ни ролью, ни, условно говоря, театральным светом, рождает в данном случае спокойное чувство идентификации с исполнительницей. А поскольку ее собственный модус расположен вне провокации (на встрече после спектакля Ингвартсен говорила о любой сексуализации в искусстве и в массмаркете как о давлении, но одновременно не квалифицировала порнографию как что-то бессмысленное и непристойное), то тело без одежды очень быстро становится привычным. Так, как это бывает, например, в скандинавской общей сауне.
Метте Ингвартсен разделась полностью во всех смыслах.
Спектакль «21» и сам по себе голый. Он начинается с того, что актриса, выходя на сцену из зрительного зала, произносит текст де Сада, в котором описана королевская порновечеринка с аттракционом поедания фекалий и церемониальной подготовкой к соитию. Глядя в лица зрителей, энергичная Метте Ингвартсен рассказывает, что там было, и заставляет тебя мысленно выстраивать мизансцену — вот король, вот герцог, вот фрейлины, видеть их платья, парики, жесты и ритуалы, которые они исполняют. Комический эффект этого рассказа связан именно с серьезностью тона «докладчицы», которая, чтобы было яснее, стягивает с себя штаны, показав задницу, — как того требовал король в том, историческом, времени. Возвращаясь в зрительный зал, актриса приглашает нас, гостей театра, залезть рукой под кресло, чтобы достать презент — шоколадную конфету Ferrero, которую можно съесть (если, конечно, у вас, только что услышавших текст де Сада, получится). Дезавуирующий эффект этого эпизода — именно в отказе от любой имитации: никаким театральным «дизайном» рассказ не подкреплен — наоборот, показана голая техника происходящего.
В сцене, где актриса, якобы намазанная шоколадом, делает очередной дубль на камеру, Метте Ингвартсен просто повторяет движения: исполненные с аккуратным старанием, они обнаруживают усталость человека, выполняющего некую работу, а также — великую силу костюма, монтажа, света и всего прочего, что можно дорисовать фантазией и что сейчас убрано «из кадра». Но в настоящем кадре, безусловно, возникнет. Человеческий перформанс — вот что такое порнофильм. Впрочем, так можно назвать и любой аттракцион на территории искусства.
И где тут настоящее? Получается, что на сцене — с видимой поверхностью пола, со светодиодами и добровольно раздевшейся актрисой. Ни на секунду не забыв самое себя со своими взглядами на насилие, эксплуатацию женской привлекательности и манипуляции сознанием «потребителя», она показывает, как на самом деле твердо и неудобно на этом полу мягкому, беззащитному телу.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20242520Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20243403Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202411021Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202417606Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202418306Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202420983Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202421798Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202426901Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202427122Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202427942