17 ноября 2021Театр
4140

Композитор как завод бетонных смесей

Настасья Хрущева о своем новом балете

текст: Богдан Королек
Detailed_picture© Из личного архива Настасьи Хрущевой

В Пермской опере готовится премьера «Путеводителя по балету» Антона Пимонова. Во второй его части исполняется дивертисмент из «Спящей красавицы» Чайковского — Петипа, а для первой части новую музыку специально по заказу театра написала Настасья Хрущева. По просьбе COLTA.RU с ней поговорил автор сценария спектакля Богдан Королек.

— В «Русских тупиках» ты Чайковского разъяла, как труп. В «Путеводителе» он живой и твой сосед.

— Это я называю «смерть смерти автора»: автор как бы воскресает, но не ради вознесения, а чтобы чаю с нами выпить.

— О чем вы говорили за чаем?

Чайковский говорил, например, что после «Детского альбома» композиторы ничего нового не написали, только шум развели.

— Ты тоже разводишь шум — только из старого, добротного материала, в том числе из ошметков «Детского альбома». Так честнее?

— Я вообще не про честность. Композиция — это, скорее, манипуляции, обманы и абьюз.

— По собственному утверждению, в «Путеводителе» ты сочинила сугубо прикладную музыку, аккомпанемент-конструктор. Не обидно сегодня быть условным Цезарем Пуни?

— Музыка прикладывается к миру и одновременно конструирует его, это высокая и единственно возможная для меня задача. А свою аналогию при себе оставь!

Устойчивые обороты романтизма и барокко, ставшие чем-то заезженным, превращались — в данном случае буквально — в красоту.

— За два последних года ты написала три балета. Что привлекло в этом деле?

— Заказали — вот и написала. Вообще люблю балет больше оперы, потому что в нем не поют. Хотя что это я: в «Путеводителе» поют текст Леонида Аронзона.

— Ты смотришь чужие балеты?

— Нет.

— Зачем балет нужен современности?

— Следующий вопрос, пожалуйста.

Антон Пимонов на репетиции «Путеводителя по балету»Антон Пимонов на репетиции «Путеводителя по балету»© Никита Чунтомов

— «Путеводитель» — это практически «Русско-французские тупики», препарация и повторы. Зачем сегодня художнику повторы? Имею в виду и технику музыкальной композиции, и «ты повторяешься».

— Потому что мир стал большим Инстаграмом. В нем подписываешься на аккаунты с практически одинаковым контентом, оправдывающим ожидания. Есть, например, инстаграм-аккаунт Саратовского завода бетонных смесей — называется saratov.zbs. Там каждый день выкладывают серый квадрат с разной текстурой бетона. Считаю, что именно так должен работать композитор со своим материалом, это наглядное пособие.

— Какие и чьи ожидания композитор должен оправдывать?

— Все и всех, коллективного бессознательного. Всегда оправдывать их не обязательно, можно тонко обманывать, абьюзить. Но осознавать их необходимо. Об этом, кстати, Асафьев писал именно в связи с Чайковским.

— «Путеводитель» имеет отношение к метамодернизму?

— Он вполне метамодернистичен.

Репетиция спектакля «Путеводитель по балету»Репетиция спектакля «Путеводитель по балету»© Никита Чунтомов

— Повторы, препарация романтического, воспевание банального, балансирование между прямым и непрямым высказыванием — все это было и в музыке, называемой постмодернистской. Что добавляется сегодня?

— Постмодернист, повторяя, обнуляет. Метамодернист возносит на новую высоту. Хрестоматийный, опостылевший материал становится резким и уязвляюще красивым. Игры с банальным — вообще очень сложная вещь, метафизическая. Мало кто это умел, вот Чайковский — да. Алхимическое превращение мусора в красоту. Естественно, я только на пути к этому. В «Путеводителе» старалась заниматься именно этой переплавкой: устойчивые обороты романтизма и барокко, ставшие чем-то заезженным, превращались — в данном случае буквально — в красоту, которая появляется в тексте Аронзона.

— Получается, балет Чайковского тоже превратился в банальность, и сегодня требуется усилие, чтобы вернуть ему резкость и способность уязвлять?

— Именно так.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20242520
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20243403
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202411021
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202417606
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202421798
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202427122
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427942