Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244874COLTA.RU публикует открытое письмо дирижера Владимира Юровского.
Сразу оговорюсь: спектакля Новосибирского Театра Оперы и Балета «Тангейзер» по опере Вагнера я не видел, поэтому говорить о самом спектакле я не могу, хотя по многочисленным его описаниям в СМИ и в блогах могу вполне допустить, что спектакль интересный и спорный, а значит уже заслуживает внимания.
Речь идет не о самом спектакле или его создателях — речь идет о принципе. А принцип заключается в том, что театр — не храм и к нему не применимы те же законы, что и к церковному богослужению. Люди, приходящие на театральный спектакль, сознательно идут на встречу с искусством, а искусство — это прежде всего поиск и диалог, в том числе критический диалог. В случае с постановкой классической оперы это и диалог нас сегодняшних с культурно-историческим пластом прошлого, а он невозможен без сознательного переосмысления и переоценки изначального авторского замысла. Театр, как и любое другое живое искусство, не может жить догмой, тем более религиозной догмой.
Любой театральный спектакль, а значит и его авторы, может быть подвергнут критике, в том числе и публичной. Любой зритель, возмущенный спектаклем, имеет полное право встать и покинуть театр, не дождавшись окончания представления. Зритель имеет право также публично выразить свое возмущение через прессу и любые другие доступные ему СМИ. Это — цивилизованная форма выражения своего несогласия с тем или иным фактом культурной жизни.
Но писать донос прокурору на возмутивший зрителя спектакль? Отдавать режиссера под суд за театральный спектакль и требовать его тюремного заключения, «чтоб иным неповадно было»??!!.. Устанавливать цензурные нормы для институтов культуры и систему надзора над ними?.. Ну тогда давайте запретим «Сказку о попе и работнике его Балде» Пушкина, «Вий» Гоголя и «Воскресение» Толстого как пасквили на священнослужителей, а «Мастера и Маргариту» Булгакова как пасквиль на Священное Писание! «Венецианского купца» Шекспира, «Скупого рыцаря» Пушкина, а также добрую половину сочинений Достоевского запретим за антисемитизм, а «Саломею» Р. Штрауса и «Тристана и Изольду» Вагнера запретим как порнографию. Вагнера тогда вообще придется запретить целиком — за пропаганду человеконенавистнических идей и т.п...
Только не будем забывать, что от такого рода мер уже недалеко до «средневекового суда священной инквизиции», публичного сжигания книг на площадях или печальной памяти «постановлений партии и правительства о борьбе с космополитизмом и формализмом в искусстве», а то и, упаси Бог, до бесчинств боевиков «Исламского государства»!!!
«Российская Федерация — светское государство и никакая религия не может устанавливаться в качестве главной или обязательной». Это цитата из Конституции РФ, Статья 14.1. В той же статье того же источника говорится: «Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». А в другой статье имеется следующее утверждение: «Каждому гарантируется свобода мысли и слова». Каждую религию, безусловно, надо уважать. Любой священный культ — неотъемлемая часть культурной традиции любой страны. Но людям, живущим в светском государстве, не может навязываться система мышления и поведения, присущая той или иной религии.
К сожалению, в последнее время атмосфера в стране становится всё более агрессивной и нетерпимой к любым проявлениям «инакости» и «инакомыслия», и травля, развязанная вокруг спектакля «Тангейзер» и его создателей — одно из печальных проявлений этой тенденции.
Я призываю следственные органы Новосибирской области прекратить возбужденное в отношении режиссера Т. Кулябина и Новосибирского театра оперы и балета дело, а людей, возмущающихся на площадях страны и в интернете оперным спектаклем, которого они не видели, призываю успокоиться, вернуться к цивилизованному диалогу и тем самым помочь всем нам восстановить в нашей стране атмосферу человеколюбия, доверия и взаимопонимания.
Владимир Юровский,
дирижер
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
15:17Российские документалисты выступили с антивоенным письмом
14:53Из фонда V-A-C уходит художественный директор Франческо Манакорда
13:57Из России уезжает главред Republic Дмитрий Колезев
12:33Уволился замдиректора Пушкинского музея
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244874Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246436Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413029Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419517Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420185Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422838Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423594Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428765Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428901Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429555