22:30 7 марта 2015Новости
188

Юровский выступил в защиту «Тангейзера»

News_detailed_picture© Sheila Rock / IMG Artists

COLTA.RU публикует открытое письмо дирижера Владимира Юровского.

Сразу оговорюсь: спектакля Новосибирского Театра Оперы и Балета «Тангейзер» по опере Вагнера я не видел, поэтому говорить о самом спектакле я не могу, хотя по многочисленным его описаниям в СМИ и в блогах могу вполне допустить, что спектакль интересный и спорный, а значит уже заслуживает внимания.

Речь идет не о самом спектакле или его создателях — речь идет о принципе. А принцип заключается в том, что театр — не храм и к нему не применимы те же законы, что и к церковному богослужению. Люди, приходящие на театральный спектакль, сознательно идут на встречу с искусством, а искусство — это прежде всего поиск и диалог, в том числе критический диалог. В случае с постановкой классической оперы это и диалог нас сегодняшних с культурно-историческим пластом прошлого, а он невозможен без сознательного переосмысления и переоценки изначального авторского замысла. Театр, как и любое другое живое искусство, не может жить догмой, тем более религиозной догмой.

Любой театральный спектакль, а значит и его авторы, может быть подвергнут критике, в том числе и публичной. Любой зритель, возмущенный спектаклем, имеет полное право встать и покинуть театр, не дождавшись окончания представления. Зритель имеет право также публично выразить свое возмущение через прессу и любые другие доступные ему СМИ. Это — цивилизованная форма выражения своего несогласия с тем или иным фактом культурной жизни.

Но писать донос прокурору на возмутивший зрителя спектакль? Отдавать режиссера под суд за театральный спектакль и требовать его тюремного заключения, «чтоб иным неповадно было»??!!.. Устанавливать цензурные нормы для институтов культуры и систему надзора над ними?.. Ну тогда давайте запретим «Сказку о попе и работнике его Балде» Пушкина, «Вий» Гоголя и «Воскресение» Толстого как пасквили на священнослужителей, а «Мастера и Маргариту» Булгакова как пасквиль на Священное Писание! «Венецианского купца» Шекспира, «Скупого рыцаря» Пушкина, а также добрую половину сочинений Достоевского запретим за антисемитизм, а «Саломею» Р. Штрауса и «Тристана и Изольду» Вагнера запретим как порнографию. Вагнера тогда вообще придется запретить целиком — за пропаганду человеконенавистнических идей и т.п...

Только не будем забывать, что от такого рода мер уже недалеко до «средневекового суда священной инквизиции», публичного сжигания книг на площадях или печальной памяти «постановлений партии и правительства о борьбе с космополитизмом и формализмом в искусстве», а то и, упаси Бог, до бесчинств боевиков «Исламского государства»!!!

«Российская Федерация — светское государство и никакая религия не может устанавливаться в качестве главной или обязательной». Это цитата из Конституции РФ, Статья 14.1. В той же статье того же источника говорится: «Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». А в другой статье имеется следующее утверждение: «Каждому гарантируется свобода мысли и слова». Каждую религию, безусловно, надо уважать. Любой священный культ — неотъемлемая часть культурной традиции любой страны. Но людям, живущим в светском государстве, не может навязываться система мышления и поведения, присущая той или иной религии.

К сожалению, в последнее время атмосфера в стране становится всё более агрессивной и нетерпимой к любым проявлениям «инакости» и «инакомыслия», и травля, развязанная вокруг спектакля «Тангейзер» и его создателей — одно из печальных проявлений этой тенденции.

Я призываю следственные органы Новосибирской области прекратить возбужденное в отношении режиссера Т. Кулябина и Новосибирского театра оперы и балета дело, а людей, возмущающихся на площадях страны и в интернете оперным спектаклем, которого они не видели, призываю успокоиться, вернуться к цивилизованному диалогу и тем самым помочь всем нам восстановить в нашей стране атмосферу человеколюбия, доверия и взаимопонимания.

Владимир Юровский,

дирижер


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244898
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246455
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413043
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419532
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423610
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428912
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429565