Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244883Искусство и наука всегда развивались во взаимодействии, а в доиндустриальную эпоху такого разделения вовсе не существовало. Как современные художники и ученые находят точки пересечения между этими двумя областями? Colta Club попросил куратора программы Polytech.Science.Art Политехнического музея Наталью Фукс рассказать о своих любимых проектах и книгах, которые помогут разобраться в этом вопросе.
Один из наиболее интересных интерактивных перформансов. Соня Чиллари исследует и объединяет разные жанры: от нейронаук и сенсорной коммуникации до психологии и философии. Перформанс проходит в темном пространстве, где перформер соединен с художником, находящимся в соседней комнате, электродатчиками, транслирующими сигнал. В зависимости от того, какой силы возникает контакт между перформером и зрителем, художник ощущает соответствующий электрический импульс, испытывает разные эмоции — от положительных до отрицательных, находясь в тесном и непосредственном контакте с перформером. Мне очень нравится эта работа, потому что она переосмысливает пределы взаимодействия зрителя и художника в современном интерактивном перформансе. Для меня это один из примеров идеального сайнс-арта — художник работает не только с сугубо техническими и научными аспектами, но и с психологией и восприятием зрителя.
Джо Дейвис работает в департаменте биологии в Массачусетском технологическом институте и в Гарвардской медицинской школе одновременно. Он занимается молекулярной биологией, биоинформатикой, а в качестве медиа использует генетический материал, электромагнитное излучение и протезы. Его стали называть отцом биоарта после создания первого в истории искусства художественного проекта, связанного с манипуляциями с ДНК, — синтетические молекулы, созданные Дейвисом, содержали закодированный образ женских половых органов и информацию о родовых схватках. Его «Microvenus» 1988 года также стал очень важным экспериментом, связанным с доступом в научные лаборатории для работы над художественным проектом, — с Дейвисом работала молекулярный генетик Дана Бойд. В 1980-е годы это было совсем не просто даже за рубежом, и феномена «влажных» медиа до Джо Дейвиса не существовало в природе.
Интересная работа с точки зрения эстетики современного научного искусства — она является визуализацией классического лабораторного эксперимента. Одним из наиболее важных проектов французского дуэта исследователей и художников Марион Лаваль-Жанте и Бенуа Манжана, которые работают вместе с 1991 года и интересуются разными аспектами жизни в целом, стал перформанс «May the Horse Live in Me», где они выступают в качестве первых экспериментаторов из области медицины, которые прививали себе непроверенные вакцины или тестировали никем не опробованные лекарства, рискуя своей жизнью ради новых знаний и во благо человечества, — в случае с перформансом «May the Horse Live in Me» речь идет о переливании крови от лошади к человеку.
Одна из последних любопытных работ The Tissue Culture and Art Project называется «Semi-Living Worry Dolls», она представлена Science Gallery в Дублине. Авторы предлагают детям и взрослым пообщаться с куклами ручной работы из разлагаемых полимеров — высказать им свои опасения и тревоги. После этого кукол высевают живыми клетками, которые на протяжении выставки постепенно заменяют полимеры живыми тканями, — биореактор в этом случае действует в качестве создателя суррогатного тела. Куклы становятся частично живыми, но зрители уничтожают их, подобно куклам вуду, и хоронят вместе со своими тревогами. Авторы проекта The Tissue Culture and Art Project — австралийская группа Symbiotica, созданная как лаборатория, посвященная исследованиям из разных областей естественных наук, в работе которой могли бы участвовать художники и дизайнеры с целью организации доступа к методам и технологиям, как правило, предназначенным только для ученых и инженеров.
Кен Ринальдо создает интерактивные инсталляции автономных экологических систем и исследует связи между природными, естественными и технологическими системами. Он известен работой «Autopoiesis» — роботизированной скульптурной инсталляцией, созданной для выставки «Чужой разум» в Kiasma Museum в Хельсинки, куратором которой был известный медиаархеолог Эркки Хухтамо, в 2010 году. Инсталляция состоит из 15 роботизированных скульптур, взаимодействующих с публикой посредством инфракрасных сенсоров и изменяющих свое поведение в соответствии с этим взаимодействием.
Исторический экскурс в проблематику синтеза науки и искусства. Текст важен, прежде всего, потому, что значение Леонардо да Винчи невозможно переоценить ни в научном, ни в культурном контексте. И мне кажется, что особенно важно именно сейчас — в момент возврата к концепции «универсального человека» — переосмыслить как эту концепцию, так и опыт гениального изобретателя и художника. Формальные границы между наукой, технологией и культурой однозначно стираются — это ощущают не только специалисты, занятые в области сайнс-арта, но и обычные люди.
Оливер Грау — немецкий философ, который сейчас работает в Австрии. Он занимается как историей медиаискусства, так и ранним итальянским искусством — продолжительное время Оливер исследовал то, как наука, технологии и искусство были объединены исторически. Большой блок в этой книге посвящен архитектурным и инженерным, а также иммерсивным традициям. Когда читаешь книгу, появляется объемное представление о том, каким образом междисциплинарность проходила сквозь века и какое значение это наследие имеет для современного искусствоведения.
В этой авторской селекции art+science представлены практически все ключевые авторы различных жанров научного искусства. Важный источник знаний для тех, чья профессиональная деятельность связана с синтезом науки и искусства. Энциклопедия была опубликована в 2010 году, так что более поздних работ и новых авторов там нет. Только классика!
Уникальное двухтомное издание для России, в котором собрано большое количество искусствоведческих и теоретических текстов. Составителем его является один из крупнейших российских теоретиков и кураторов Дмитрий Булатов, который помогает своим читателям составить основательное представление о научном искусстве, особенно о биоарте. Для меня особенное значение имеет второй том, где собраны исключительно интересные тексты теоретического характера.
Одна из классических работ, которая раскрывает основные изменения в мышлении современного человека, произошедшие на протяжении XX века. Подойдет в качестве базового чтения для массового читателя, потому что очень легко воспринимается любым человеком с любым уровнем подготовки. Текст демонстрирует синтетический, междисциплинарный способ мышления. С точки зрения истории это очень важная для русского человека эпоха — эпоха ключевых достижений. Прочитав книгу, можно понять, что традиция эксперимента и изобретательства неразрывно связана с гуманитарным исследованием.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244883Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246443Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413033Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419522Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420191Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422844Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423604Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428770Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428905Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429559