Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244885С 21 апреля по 21 июня в Москве проходит ежегодный Международный фестиваль видеоарта. Центр медиаискусства «Сейчас&Потом» проводит его в сотрудничестве с Государственным музеем архитектуры им. Щусева в уникальном пространстве флигеля «Руина» — трехэтажного здания конца XVIII века архитектора Казакова, законсервированного в разрушающемся состоянии. Площадка была выбрана отнюдь не случайно, ведь тема «Сейчас&Потом'15» — «Пространство, которое мы выбираем».
Директор и куратор фестиваля Марина Фоменко рассказывает, что в этом году было получено 1046 заявок от художников из 67 стран мира — из них в конкурсной и внеконкурсной программе участвуют 43 художника, каждый из которых демонстрирует уникальный авторский подход к интерпретации заданной темы. «Мне кажется, почти каждый художник в любой стране рано или поздно возьмет видеокамеру и попробует что-то снять, чтобы выяснить, что у него получится. Это доступно, и я вижу, что у современных художников есть интерес к видеоарту», — объясняет куратор. Марина отметила, что именно в этом году больше всего работ подали художники из России, в основном из тех городов, где развивается современное искусство сегодня: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Самара, Красноярск.
«Пространство — это философская категория, наша повседневность и базовое понятие в архитектуре» — именно этот тезис описывает общий мотив работ участников «Сейчас&Потом'15». Все художники исследуют пространство через его неразрывную связь со временем, обращаясь к архитектуре настоящего и будущим проектам, не забывая о руинах прошлого. Вокруг каждой точки пространства складывается собственная история, которую художник переживает и рассказывает зрителю.
Польская перформансистка Юлия Курек представила видео собственной акции, которую проводила в Мексике на следующий день после событий 26 сентября 2014 года, когда 43 студента, протестовавших против реформы образования, были похищены. Через две недели их тела наши сожженными. Похищение студентов послужило импульсом для перформанса «Lucha Libre» перед президентским дворцом. Мексиканская борьба Lucha Libre — важная часть культурной самобытности страны, а сами бои зачастую очень гротескны. Юлия заявляет, что ее акция — проявление солидарности с частью общества, выступающей против такого положения вещей.
Julia Kurek — «Lucha Libre — Free Fight» (2015, Poland)
Сильвия Винклер и Штефан Кёпер — выпускники Государственной академии изящных искусств Штутгарта. Они начали сотрудничество еще в 1997 году, а вся их творческая деятельность направлена на изучение интервенции в урбанистическую ткань городов по всему миру. На фестивале они представили антиглобалистский проект, снятый в одной из южнокорейских свободных экономических зон, в городе Нью-Сонгдо. Художники размышляют о взаимодействии жителей с городом, который в современных реалиях становится рыночно ориентированным продуктом, позиционирующим себя как товар для продажи.
Sylvia Winkler, Stephan Köper — «Smart Songdo Song» (2014, Germany)
Люси Либотт — художник и дизайнер, выпускница Central St. Martins — видит главной темой своего творчества изучение происхождения материалов как репрезентативной системы. «Сущность пыли 2» — практическое исследование непопулярной темы домашнего мусора. Британская художница призывает людей к осознанию мусора в качестве материальной проекции нашего пути и непосредственно следа, который мы оставляем за собой в этом мире.
Lucie Libotte — «Dust matter(s) 2» (2014, UK)
Марьям Тафакори — кинематографист и мультипликатор, живет и работает в Лондоне, но родилась и выросла в постреволюционном Иране. Главный мотив творчества Марьям — собственные воспоминания, личный опыт и противоречия, с которыми художница сталкивалась. «Таклиф» — абстрактная лирическая история о религии, настойчиво вмешивающейся в жизнь девочки. Насилие ранних браков и ритуал передачи, с которым сталкиваются маленькие девочки в исламском обществе, несоответствие личности и восприятия этой личности обществом — проблемы, которые поднимает в своей работе Марьям Тафакори.
Maryam Tafakory — «Taklif» (2014, UK)
password: taklif
«Меры безопасности», работа польского визуального художника Пшемека Вегжина, — это путь переосмысления самим автором феномена государственных границ, а именно их искусственности и безжизненности. На создание этого видео Пшемека подтолкнули сообщения с предупреждениями от посольства США, которые по ошибке поступали к нему последние несколько лет. Послания содержали безмерно преувеличенную и не имеющую ничего общего с реальной обстановкой в стране информацию о потенциальной угрозе безопасности граждан Америки, проживающих на территории Польши. Следуя советам посланий, Вегжин посетил несколько пограничных пунктов, стараясь видеть и воспринимать происходящее глазами иностранца, пересекающего границу. Художник сделал вывод, что именно эти сообщения создают новые границы, еще более закрытые, так как пролегают в сердцах людей.
Przemek Wegrzyn — «Security measures» (2014, Poland)
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244885Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246445Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413035Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419524Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420194Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422845Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423605Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428771Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428906Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429560