Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244884Российский медиаарт — направление очень камерное. Им занимаются пара московских площадок (галерея М'АРС, LABORATORIA Art & Science Space) и несколько кураторов. На любой выставке обязательно появится кто-то из списка: Дмитрий Морозов, Дмитрий Каварга, Stain, группа «Куда бегут Собаки», Вадим Эпштейн, Сергей Касич, Ян Калнберзин, Евгений Афонин, Mathrioshka, Юлия Боровая, TUNDRA, Hello Computer.
При этом вполне можно говорить об узнаваемом российском почерке или даже о российской школе медиаарта. Художникам интересно программировать ситуации, инструменты, пространства и миры, внутри которых можно жить и общаться с их обитателями. В основе таких арт-объектов чаще всего — программный код и генеративная графика, а сами произведения не статичны: они меняются, откликаются, взаимодействуют со зрителем.
Авторы: Татьяна Плахова, Mathrioshka (Эдуард Хайман, Вадим Смахтин), Сергей Касич. При участии Елены Ждановой и Глеба Сторожика.
Полумрак в искусственной пещере. По стенам скользят, высвечиваются странные геометрические фигуры. Любую из них можно потрогать. Мембрана пещеры пружинит, тянется, и фигуры отвечают на прикосновения. «Antrum» — это совместная работа художника Татьяны Плаховой (она придумала «математические» организмы) и студии Mathrioshka. Основатели Mathrioshka Вадим Смахтин и Эдуард Хайман давно ищут новые способы взаимодействия с архитектурой, технологическим искусством, новую пластику и язык общения: «Тактильный контакт с иным пространством и геометрией позволяет переосмыслить отношение к внешнему миру. Нам интересно вступить в диалог, попытаться поменять что-то в окружающей среде методами и средствами, которые мы разрабатываем. В основном они базируются на данных, на возможностях ими оперировать и преобразовывать из мыслимого — в виртуальное, из математического — в физическое, из незаметного — в видимое. Одна из интереснейших задач — придумывать новые вычислительные инструменты для художников, чтобы они могли создавать свои работы».
Авторы: проект TUNDRA. Художники: Александр Лециус, Александр Синица, звук: Семен Перевощиков, Клим Суханов, Антон Кочнев.
Когда-то этот кит стоял на якоре у Крымского моста. Ночами на корабле «Брюсов» у панорамных окон собирались зрители, над ними переливались голубые гексагоны — отражали волны и исполняли китовую симфонию. Сейчас «Брюсов» закрыт, а инсталляцию «My Whale» обновили и перенесли в галерею М'АРС. Теперь кит занимает шесть метров и два этажа. На втором его можно покормить, приложив смартфон к специальному устройству. Кит поблагодарит — волной визуальных эффектов.
Кита создала питерская команда TUNDRA. Конструкцию из картона и деревянных направляющих собрали и запрограммировали за неделю, а затем оживили с помощью TouchDesigner, семи проекторов и двух компьютеров. TUNDRA специализируется на создании интерактивных инсталляций (об одной из последних, «Hyperjump», уже написали The Creators Project и Wired).
Авторы: Саша Гаврилова и Сергей Титов (Stain), звук — Lazyfish (Александр Потехин).
Московские медиахудожники Саша Гаврилова и Сергей Титов часто работают с алгоритмическим искусством — над масштабными медиаинсталляциями и видеопроекциями. Они отправились в Индию, в древний архитектурный комплекс Ачутарая, чтобы перенести его в цифровую вечность. Собрали из серийной фотосъемки 3D-модель, написали алгоритм визуализации, добавили чувствительные к движению зрителя сенсоры — в результате интерьер древнего индийского комплекса проявляется из пустоты и распадается в пыль, на мгновение создает вокруг иное пространство и время.
Саша Гаврилова: «Многое новое и интересное, включая работы российских авторов, рано или поздно оказывается в сети — на Vimeo, Creative Applications и других ресурсах. Из московских сообществ у Soundartist бывают интересные проекты, ценим работы 4s4r и Stereotactic… И есть, конечно, надежда, что существует андеграунд, о котором мы — пока — ничего не знаем».
Автор: Дмитрий ::vtol:: Морозов.
Пять гидравлических прессов, способных раздробить практически что угодно, установлены в пространстве выставки с провокационной аннотацией. Зрителю предлагают выбрать любую (а лучше — ценную) вещь из тех, что есть с собой (идеально подойдет мобильный телефон), положить ее под пресс и за каких-то 40—50 секунд самостоятельно уничтожить. Скрежет и скрип запишет специальный микрофон, потом запись конвертируется в уникальный 20-минутный аудиоальбом — и вот ее-то можно унести с собой. Интересна и художественная провокация, и красота ответного подарка — вроде бы абсолютно технологичного, лишенного человеческого прикосновения, но в то же время единичного, обладающего личной историей, эмоциональным подтекстом, ценностью.
Кроме прессов и микрофона автор использовал микроконтроллеры Arduino, mac mini, PureData, max/msp и applescript.
Дмитрий ::vtol:: Морозов — неизбежный герой любой статьи про русский медиаарт: про него уже написали HuffingtonPost, Wired, Creative Applications, Vice, Co.Design. Сам он среди интересных отечественных авторов указывает Stain, группу «Куда бегут собаки» («Оцифровка воды»), Валентина Фетисова («Инсталляция опыта») и Сергея Касича.
Автор: Сергей Касич.
Лазер сканирует комнату и находящихся в ней зрителей и издает звуки: чем длиннее луч, тем выше частота. Так каждый зритель становится отдельной нотой, а выставочное пространство — партитурой. Лазерный дальномер собран основателем комьюнити Soundartist.ru (SA )))))) Сергеем Касичем из подручных средств — лазерных указок, веб-камеры и трамвайного микрофона. Сергей не только экспериментирует в области саунд-арта, но и является одним из активных преподавателей и организаторов мастер-классов по интерактивному искусству.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244884Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246444Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413034Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419523Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420193Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422845Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423605Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428771Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428906Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429560