Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 2024367Если друг и соратник Кена Кизи, Тимоти Лири и прочих веселых проказников бит-, хип- и прочих контрпоколений говорит, что это проза, — не верьте. Это сборник его статей, выступлений, рецензий, предисловий и прочего нон-фикшена, что он писал много, страстно, полемично. Собрал книгу его друг и редактор Билл Морган — Гинзберг перед смертью успел лишь дать название и нарисовать в конце слово The End и свою фирменную тройную рыбу.
Возможно, поработай он над составом сборника, там было бы все более дискретно и экспрессивно. Также мы имеем тексты по разделам — «Политика и пророчества», «Наркокультура», «Самоосознанность и духовность», «Литературные методы и поколение битников», «Писатели» и «Другие высокие оценки». Есть и подразделы. А уж жанры — от травелогов и трактатов о мантрах до мемуаров и инструкции по редактированию поэзии по пунктам.
Вся эта строгая рубрикация, впрочем, никак не может нивелировать ту страсть, с которой выступал Аллен Гинзберг, — как, кстати, в самых ранних текстах 50-х годов, так и в последних, конца 90-х. Он из тех, кто никогда не сложит знамя, скорее, голову.
Про наркокультуру, кажется, понятно. Никогда плотно не «сидевший», Гинзберг выступает даже не за легализацию легких наркотиков, а против крайней криминализации всего этого образа жизни, когда его близких друзей-поэтов кидали на внушительные сроки за подкинутые же косяки. Еле миновало, кстати, и его — когда возвращался из Чехии, в аэропорту раздевали и исследовали крошки в кармане, так как он был внесен в список курьеров. Пишет он и о сходстве галлюцинаторных и мистических опытов — и это, кстати, не очередной его бодрый прогон, схожее подмечали и серьезные религиоведы, см., например, работы Евгения Торчинова.
Но эти выступления, конечно, лишь часть его стратегии. Как истинный битник и правоверный буддист (уж не знаешь, чего тут больше), он вообще против какого-либо государственного прессинга. Нынешним борцам с режимами еще мастер-классы у него брать бы! «Наши слова “защита свободного мира” — агрессивное лицемерие, повредившее шансам на выживание самой планеты. И вот мы десятилетиями тратим тысячи миллиардов долларов на наступательные войны, а полмира страдает от голода. <…> Полицейские агентства так разрослись — одно только Агентство национальной безопасности стало крупнейшей полицейской бюрократией Америки, а о его деятельности нам почти ничего не известно, — что уже неизбежен компьютеризированный полицейский государственный контроль над Америкой. Уотергейт — лишь пена на болоте…» — заявляет он и продолжает раскладывать по полочкам. Описывает, как работает ЦРУ. Как боролись с выступлениями чернокожих за равные права и сталкивали их с белыми. Как боролись с андеграундными независимыми СМИ — очень похоже, кстати, на нынешние времена: от прямых атак на редакции до «разговоров» с рекламодателями и прочего выдавливания из типографий и с рынка. Как подловили Леннона, когда тот с Йоко Оно ударился в политический активизм, пригрозив не продлить ему американскую визу. И так далее, от общего до частных кейсов — вроде публичных писем вместе с Евтушенко в поддержку Никарагуа.
Это такое летовское «я всегда буду против», актуальное левачество? Здесь интересно оценить борьбу и диатрибы Гинзберга из нашей эпохи, ведь он не только был прав, но и многое предугадал. Он выступал в защиту LGBT-прав — и вот сбылось почти все, о чем он мечтал. Он ненавидел необходимость постоянно и нудно работать в ущерб своему творческому потенциалу — так появился дауншифтинг, прекариат, на государственном уровне дискутируются возможность сокращения рабочей недели, безусловный базовый доход и прочие вещи. Легализация марихуаны, насчет которой он даже выступал в Сенате, шагает семимильными шагами по американским штатам и государствам. Предсказал Гинзберг не только такие позитивные шаги по снятию государственного контроля, но и негативные аспекты его. Так, он пишет про Тимоти Лири: «Интересно отметить, что для современного интеллектуала доктор Лири — уникальный, выдающийся пример Человека Без Страны. Получив отказ на въезд от большинства государств, он не может посещать другие страны, не подвергаясь опасности экстрадиции и жестокого и необычного наказания в виде уже более чем 20-летнего срока тюремного заключения, если его насильственным путем вернут на берега Америки» — что ж, тут «прогресс», Сноудену аннулировали его паспорт, Ассанжу грозит в США смертная казнь. Будды или LSD просветили Гинзберга, но он увидел в будущем и Великий китайский файрвол, и тотальную слежку и оценку благонадежности собственных граждан: «новые технологии, которые закупает Китай, приведут к высокотехнологичному контролю над населением — эффективнее канцелярской бюрократии».
Что же пытается противопоставить всем этим грядущим и наступившим ужасам Аллен Гинзберг? Личное освобождение, конечно же, — он, годами живя в Индии и много лет общаясь с наставниками индийских, дзен и прочих практик, вполне погруженно и профессионально излагает основы восточной духовности, методы медитации, дыхательных упражнений и прочего. Что же касается внешнего, государства, то — «я готов умереть за поэзию и за истину, что вдохновляет поэзию… Я верю в американскую церковь поэзии», — писал он в 1961 году и никогда не отрекался.
Блок же его текстов о писателях крайне симпатичен по нескольким причинам, будь это почти трактат о любимых Уильяме Блейке, Уолте Уитмене и Уоллесе Стивенсе или предисловие на полторы странички к изданию или переизданию Керуака или какого-нибудь поэта второго (для нас) ряда. Во-первых, он очень многих знал крайне близко и нежно: «Я любил Билла, а он любил меня, и я все еще люблю его спустя десятилетия. А вы бы не любили? И вот он отчалил в Европу, в итоге в Танжер, а я отправился автостопом к его прежнему бойфренду Маркеру в Джексонвилл, потом провел Рождество с родителями Берроуза в Палм-Бич, полгода прожил на Юкатане и в Чьяпасе, потом поездом отправился в Сан-Хосе, в Область залива Сан-Франциско, на встречу с Нилом Кэссиди (кем был эротически очарован так же, как Билл тосковал сердцем по мне) и Керуаком». И речь далеко не только о битниках — Блейк являлся ему в видениях, с Мишо он тусовался в Париже и так далее. Во-вторых, он действительно всех любит, ценит, ставит выше себя, откапывает и ярко предъявляет миру их потрясающую индивидуальность — и если и допускает пару шпилек в адрес Одена или Уорхола, то многие десятки страниц потом — просто признания в любви. И тут, кстати, он тоже был в числе первых: надо понимать, что, когда он все это писал, Керуака любили ругать, Берроуз же был запрещен и почти не издан, то есть статусом классиков не пахло и в помине. В-третьих, конечно, это конгениальность его стиля, бит-прогоны, автоматическое письмо, бегущий стиль без знаков препинания, огромные тексты, написанные на одном приступе, взрыве вдохновения (и со щепоткой веществ, о'кей). «Поздние тексты очень джазовые, скат сродни Монку Колтрейну Тейлору Чарльзу а также шуму в голове торчка на мете. Благоговение перед вселенной входит в поэзию, что есть большая авария слов иногда вплоть до харт-крейновских лязг-строк» (пунктуация, конечно, авторская).
«Попустительская манипуляция фундаменталистской политической мании в эпоху Буша уже привела к лишению должной финансовой и моральной поддержки духовного освобождения, которое манифестируется в виде Поэтического проекта церкви Святого Марка. Так или иначе миром завладеют поэты, а не фундаменталистские предатели духа, потому что для выживания планете нужно воображение, авангардный дух поэзии». Аминь!
Аллен Гинзберг. Сознательная проза / Пер. с англ. С. Карпова. — СПб.: Подписные издания, 2021. 648 с.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 2024367Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20242634Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202410328Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202416937Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202417617Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202420350Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202421136Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202426246Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202426443Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202427595