28 декабря 2018Медиа
147

Медиа-2018: тренды

Год большого перелома

текст: Анна Голубева
Detailed_picture 
Интернет отнимает хлеб у ТВ

Год большого перелома — впервые в России объем рынка рекламы в интернете превысил объем рынка рекламы на ТВ. Сетевая аудитория выросла в этом году на 3% и достигла 90 млн — это 73% населения страны.

Премьеры в сети становятся нормой для телеканалов: в этом году ТВ-3 за несколько дней до эфира выложил в интернет первую серию «Обычной женщины», «Пятница» предложила пользователям пилотный выпуск шоу «Зов крови», а ТНТ4 тестировал во «ВКонтакте» новые программы «Прожарка» и «Селфи». Компания «Союзмультфильм», минуя прокат и телевидение, устроила показ сиквела культового «Простоквашина» в социальных сетях. Под конец года Яндекс и «Одноклассники» замахнулись на святое — в новогоднюю ночь они впервые показывают собственные новогодние шоу.

Есть, конечно, своя ирония в том, что интернет-компании при этом активно вкладывают деньги в телерекламу — в этом году они вошли в число крупнейших рекламодателей-кормильцев ТВ.

Медиа для мобильных

Еще один большой перелом — в 2018-м число пользователей мобильного интернета в России впервые превысило размер десктопной аудитории. Через мобильные устройства в сеть выходит 61% населения страны, а через стационарный компьютер — 51%. Самые разные издания, от сайта ТАСС до «Открытых медиа» и The Bell, в этом году переориентировались на мобильное чтение, и понятно, что в ближайшее время это предстоит сделать всем, кто хочет жить, а в сети будет появляться все больше медиапроектов, созданных, как Curious, исключительно для мобильного потребления.

YouTube вместо телика

По месячному охвату YouTube в России уступает только Первому каналу, а его аудитория продолжает взрослеть (удел любой соцсети) — сейчас почти половина просмотров приходится в нашей стране на долю пользователей 24—44 лет. Взрослое увлечение влогерством продолжается: свои каналы в YouTube завели в этом году лишенные эфира телеведущие Леонид Парфенов (он делает в своем «Новом Парфеноне» обзор событий недели), Василий Уткин, который ведет «Футбольный клуб», Татьяна Лазарева с передачей для родителей и Андрей Макаревич с кулинарным шоу «Смак».

В нише YouTube-интервью, где до недавних пор вольно располагался один Юрий Дудь, становится тесновато — в этом жанре теперь выступают не только его редактор Татьяна Мингалимова, но и блогер Настя Ивлеева с Agentshow, рэпер Баста со своим Gazlive, журналист Николай Солодников с «Ещёнепознер» и худрук Театра Ермоловой Олег Меньшиков с «ОМ».

В такой ситуации РПЦ сочла необходимым выпустить памятку для влогеров из числа духовенства.

Яндекс и «Одноклассники» замахнулись на святое — в новогоднюю ночь они впервые показывают собственные новогодние шоу.

Новые русские стриминги против старых русских пиратов

Большинство громких отечественных сериалов в этом году выходило в стримингах. Новый сервис «ТНТ-Премьер» стартовал в августе с комедии Семена Слепакова о плохих чиновниках и честных эфэсбэшниках «Домашний арест» и за прошедшие месяцы успел показать драму Жоры Крыжовникова «Звоните ДиКаприо!» и музыкальную драму Валерии Гай Германики «Бонус».

В онлайн-кинотеатре «Старт» вышли мистический триллер Артема Аксененко «Лапси» и фантастическая драма Андрея Джунковского «Лучше, чем люди». Яндекс в этом году открыл свой онлайн-кинотеатр, ВГТРК вместе с Национальной Медиа Группой, Первым каналом и «СТС-медиа» запустили платформу «Витрина ТV», те же «СТС-медиа» и НМГ приступили к созданию More TV.

В этих условиях особенно остро встает проблема пиратов. Сериалы и фильмы, уворованные с платных площадок, легко находятся по поисковым запросам, а для блокировки пиратских сайтов нужно решение суда. Но в ноябре давний спор правообладателей с крупными сетевыми ресурсами завершился подписанием исторического меморандума: Яндекс, Mail.Ru Group и Rambler согласились удалять ссылки на нелегалов и блокировать пиратские сайты в досудебном порядке, так что искать платные сериалы в сети будет сложнее.

Спортивный бум

Мировой тренд — рост интереса к спортивному вещанию — совпал с российским: зимняя Олимпиада в корейском Пхёнчхане серьезно нашу аудиторию не заинтересовала, а вот чемпионат мира по футболу обеспечил мощный подъем местных спортивных медиа. Трафик «Чемпионата», «Матч ТВ», Sportbox.ru, «Рамблер-Спорта», «Советского спорта», «Спорт-Экспресса» вырос на 60%. Аудитория матчей ЧМ на интернет-ресурсах Первого канала и главной странице Яндекса, также их транслировавшего, достигла 40 млн уникальных пользователей. Яндекс, Mail.Ru, «Одноклассники» и «ВКонтакте» впервые показывали соревнования такого масштаба, как Олимпиада и мундиаль, и опыт оказался удачным. Трансляции в интернете приносят российским вещателям до трети рекламных доходов от показа соревнований. Спортивное подразделение «Газпром-медиа» досрочно вышло на чистую прибыль, летом холдинг запустил платный телеканал о футболе «Матч Премьер», а в 2019-м ожидается запуск канала «Матч Страна» о российском спорте. Кроме того, в этом году в России начали вещание телеканалы о единоборствах «Сила ТВ» и M-1 Global и о мотоспорте — «ProГонки» и «Моторспорт ТВ».

Параллельно продолжается и бум киберспорта. В прошлом году Россия стала европейским лидером по объему киберспортивного рынка — 38 млн долларов, а в этом он, по разным оценкам, вырос до 40—45 млн. Лакомая для рекламодателей молодая и активная аудитория киберспорта превысила в России 12 миллионов человек. Понятно. почему Mail.Ru Group в начале года решила приобрести игровой холдинг ESforce, а компания МТС — киберспортивный клуб Gambit Esports.

ТВ досматривают в сети

Телерейтинги в России в 2018-м считали по новой панели — с учетом данных о сетевом смотрении. Компания Mediascope, главный национальный телеизмеритель — именно она измеряет рейтинги, и именно по ним продается телереклама в России, — теперь представляет Big TV Rating для всех каналов; пока, правда, он отражает только интересы десктопной аудитории от 12 до 64 лет в городах с населением больше 100 тысяч и не учитывает мобильных пользователей. НТВ, ТНТ, «Пятница» и другие каналы холдинга «Газпром-медиа» в этом году продавали рекламу по новой панели — как и ожидалось, досмотры в сети заметно увеличили телевизионные показатели, у отдельных передач прибавка к доле достигла 30%. Кроме того, летом Mediascope собирала данные о дачном телесмотрении — выяснилось, что оно добавляет почти 20% к общему рейтингу телеканалов, — а осенью в тестовом режиме измеряла телесмотрение в гостях: тут прирост оказался не таким большим — 7% в детской и 1,75% во взрослой аудитории, но по нынешним временам и это хлеб.

В нише YouTube-интервью, где до недавних пор вольно располагался один Юрий Дудь, становится тесновато.

ТВ: большие умаляются, маленькие растут

Соотношение сил среди каналов большой тройки остается таким же, как в прошлом и позапрошлом годах: к декабрю лидирует «Россия 1» со среднесуточной долей 12,9%, за ней идет Первый с долей 11,8%, НТВ на третьем месте с долей 9,2% — и это чуть меньше, чем было у федералов в прошлом году: зрительский интерес к универсальному телевидению продолжает падать. Самый охватный в России Первый канал, как стало известно осенью, откровенно нуждается в государственных субсидиях и, как выяснилось зимой, задолжал телецентру «Останкино» около миллиарда рублей.

А вот популярность нишевых и тематических каналов растет, туда плавно перетекают рекламные деньги — неудивительно, что медиахолдинги регулярно запускают новые каналы. В этом году у «Газпром-медиа» появились «НТВ-Хит» и «Супер», у ВГТРК — канал фэнтези и аниме FAN, у «Триколора» — сериальный канал «Романтичное», а у «СТС-медиа» — детский «СТС-Kids».

Чтобы хоть как-то компенсировать большому ТВ падение рекламной выручки, Госдума в этом году разрешила увеличить длину рекламных пауз с 9 до 12 минут в час. А запрещенную шесть лет назад на ТВ рекламу пива, которую вернули на телеэкраны на время чемпионата, решено оставить в эфире и в новом году.

Бумага: пациент скорее жив

Печатные медиа закрываются — в этом году перестали выходить российская версия американского PC Magazine, начатая в 1991 году, и журнал «Игромания», основанный в 1997-м, а также лайфстайл-издания медиахолдинга ACMGSNC, GEO и «Gala Биография». Но есть и хорошие новости: осенью по инициативе крупных издательских домов Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) пересчитала прошлогодние доходы печатных медиа по новой методике — с учетом рекламных доходов не только от бумажных, но и от сетевых версий. Оказалось, все не так плохо, как принято думать: особого роста пресса не показывает, но и падения не наблюдается. В конце года издатели предупредили о повышении отпускных цен из-за роста стоимости полиграфической бумаги и обратились к президенту с просьбой о льготах для отрасли. Разумно — учитывая, что Путин предпочитает бумажные СМИ электронным.

Глянец меняет формат

Глянцевые медиа не только закрываются, но и открываются — в виде толстых журналов. В этом году вышло два бумажных ежеквартальника о духах, макияже и красоте — Scent парфюмерной компании Esterk Lux Parfum и Flacon, перезапущенный при участии Алены Долецкой, — он от прежнего издателя, парфюмерного концерна «Золотое яблоко», эмансипировался и стал независимым. Лайфстайл-журналисты продолжают осваивать интернет: Евгения Микулина, покинувшая после 10 лет работы пост главреда журнала AD, запустила сетевой блог об интерьере и дизайне, экс-главред Women's Health Мария Троицкая — женский журнал Marussia, а экс-главред Vogue Виктория Давыдова — ресурс о моде SportChic.

Новые медиа ищут деньги

Кризис рекламной модели вынуждает медиа искать альтернативные источники финансирования. Журналисты объединяются в издательские дома и создают контент или целые медиа на заказ: к появившейся в прошлом году «Мамихлапинатане» в этом добавилась студия «Амурские волны», основанная профессиональными телевизионщиками.

Все больше изданий прибегает к общественному финансированию. В сентябре краудфандинговую кампанию запустила «Новая газета». Портал «Медиазона» за этот год собрал этим способом миллион рублей. Но самым успешным в истории российских медиа оказался суперскоростной сбор для The New Times с целью уплаты Роскомнадзору штрафа — тоже, впрочем, самого крупного в истории: за четыре дня читатели и сочувствующие собрали больше 25 млн рублей.

Что дальше?

Год кончается тревожно. Лучшие русскоязычные медиа не в лучшем положении: Republic переходит на новую модель и ищет редакторов ключевых направлений, «Медузу» осенью покинул главный редактор, а в начале зимы — издатель, а Би-би-си в декабре настигла проверка Роскомнадзора, которая с одинаковой вероятностью может завершиться и пшиком, и выдворением корпорации из страны.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ COLTA.RU В ЯНДЕКС.ДЗЕН, ЧТОБЫ НИЧЕГО НЕ ПРОПУСТИТЬ


Понравился материал? Помоги сайту!

Ссылки по теме
Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244853
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246415
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413011
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419502
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423580
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428887
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429541